August 14, 2018

Консультация «Одиночество»

Дневник психотерапевта

Парень 25 лет чувствует себя одиноким и внутренне пустым после расставания с девушкой.

- Какие мысли тревожат вас больше всего?

- Мысли, связанные с одиночеством. Здесь у меня нет родственников — они живут далеко. Есть приятели, но хороших друзей нет. Я могу видеться со знакомыми, но чувство одиночества не проходит. Вот когда я был в отношениях, я не чувствовал себя одним в этом мире.

- До отношений ощущали себя одиноким?

- Мне кажется, да, но раньше я жил в общежитии и был постоянно в кругу друзей. Даже когда девушка была занята, и мы не виделись из-за этого, у меня появлялось чувство одиночества.

- Так что же вызывает одиночество?

- Не знаю. Когда я один, возникает желание пообщаться. Я начинаю кому-то писать или звонить. В основном, это или родители, или девушки.

- В какой момент начинает появляться чувство одиночества?

- Где-то в пятницу, когда я понимаю, что на выходных ни с кем не увижусь. В будние дни мне и не хочется ни с кем видеться, я занят работой, тренировками.

- А что такое «одиночество» для вас?

- Думаю — это нехватка общения.

- А почему так страшно быть одному?

- Наверно, потому что мне не хватает внимания. Хотя в детстве я наоборот хотел меньше внимания, закрывал дверь в свою комнату.

- Почему сейчас внимание стало важным?

- Не знаю, просто есть потребность.

- Если взять этимологию слова «внимание» — это «вне» «мания», т.е. мания извне в свою сторону. Давайте представим, вы занимаетесь чем-то, знаете, что на вас обращают внимание, но при этом общения нет. Было бы одиноко?

- Думаю, да, потому что я никак не могу ответить. Мне кажется, что я не могу внимание просто принимать, мне нужен обмен.

- И этот обмен наполняет?

- Кажется, да, когда он взаимно интересен. Тогда я понимаю, что я в любой момент могу получить интерес от другого и отдать свой. Например, когда захочу пойти с кем-то на прогулку.

- Тогда проблема не во внимании, а в заинтересованности. Почему так хочется быть интересным?

- Не знаю. Когда я чувствую, что во мне заинтересованы, одиночества нет.

- А у вас есть интерес к себе?

- Ну мне интересно, когда я рассуждаю, читаю, узнаю новое.

- Но в какие-то моменты этого интереса не хватает и нужен интерес из вне?

- Мне кажется, что интерес к самому себе есть всегда, и я его даже не замечаю. Вот мы общаемся, и я в первый раз задумался, что есть какой-то я, который может быть мне интересен. Раньше я не воспринимал себя, как какую-то конкретную сущность. А получается, есть я, и я могу что-то интересное делать.

- Представим ситуацию. Начинаются выходные, и вы вспоминаете: «Есть интересный я и есть много всего, что я могу делать, проявляя к себе интерес. Одиноко – это когда никого нет. Мне не может быть одиноко, потому что у меня есть я». Будет чувство одиночества?

- Не должно) Звучит, конечно, очень интересно, так я раньше никогда не думал) Но как это осуществить на практике?

- Как только-только возникает ощущение одиночества — в этот момент вспомните: «Мне не может быть одиноко, потому что у меня есть я» и спланируйте какое-то интересное занятие.


В консультации сложно было найти истинную причину проблемы. Вначале казалось, что одиночество — это нехватка общения, после — нехватка внимания. В итоге, одиночество для клиента — это отсутствие интереса в его сторону. Решать проблему поиском большого количества друзей и девушек было бессмысленно, так как нашлось бы время для одиночества. Решение нужно искать в состоянии, когда клиент находится один.

Терапевтическая идея заключалась в парадоксальном понимании, что клиенту одиноко быть не может, потому что у него всегда есть он. Поэтому можно продолжать общаться с другими, наполняясь внешним интересом, при этому не забывать проявлять к себе интерес внутренний.


В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”“Не получаю удовольствие от работы”“Детская травма отношений с отцом”“Роли в отношениях”, “Страх совещаний”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике