January 29, 2019

Консультация «Мучительный спорт»

Дневник психотерапевта

Клиентка 28 лет хочет привыкнуть регулярно заниматься спортом, но привычка не формируется.

- У меня и тренеры были классные, с которыми комфортно и нескучно на тренировках, и бегать мне нравится, но я это делаю через «не хочу», каждый раз заставляя себя идти на тренировку. Больше, чем в половине случаев, я ее отменяю или переношу, убеждая себя, что есть более неотложные дела. Но когда я уже на тренировке, я чувствую себя офигенно.

- С чем ассоциируется спорт?

- С чем-то тягостным. С детства родители меня оберегали от перенагрузок. В школе физкультура была мукой, потому что меня в последнюю очередь выбирали в командные игры. В итоге, я раздобыла себе освобождение. Потом выросла, а вот ощущение осталось.

- Ощущение, что спорт — это мука?

- Да, так. Хотя стоит добраться до тренировки, и все классно.

- А было когда-то желание пойти на тренировку?

- Нет, и поменять это ощущение не получается.

- Могут тренировки быть интересными?

- Не могу себе представить, где взять этот интерес. Я тренируюсь, чтобы получить результат, сам процесс мучителен. Не нравится мне чувство отдышки, неприятно потеть. Еще я пробовала договориться с собой, что вот я надела кроссовки и вышла, а если хочется вернуться назад, то я возвращаюсь. Естественно, я никогда не возвращалась, но в последнее время это перестало работать.

- Что вы ощущаете, когда бегаете?

- Приятный воздух, радует, когда получается держать ритм.

- А мучения какие?

- Отдышка, отвратительное чувство нехватки дыхания.

- А если бы отдышки не было?

- Было бы круто!

- Хотелось бы бегать?

- Думаю, этого было бы достаточно.

- А что такое отдышка, по ощущениям?

- Что-то болезненное. Даже не болезненное, а тревожное. Когда мне тревожно — сразу возникает отдышка, и учащается сердцебиение. И при беге такая ассоциация.

- Бывает ли приятное учащение сердцебиения и отдышка?

- Не знаю)

- Давайте подумаем)

- Когда жду хороших новостей) Но в таких случаях учащение незаметно.

- Получается, отдышка может означать тревогу или предвкушение чего-то хорошего. Вот когда вы бегаете, что происходит с организмом?

- Что-то хорошее))

- Кровь разгоняется по организму, ускоряются обменные процессы, происходят обновления быстрее. Организм сильнее становится.

- Я об этом никогда так не думала. Всегда думала, что это — поиздеваться над организмом для достижения результата.

- Получается, не поиздеваться, а укрепить и оздоровиться. Не знаю какое слово подойдет лучше.

- Растормошить)

- Попробуйте представить, как вы бегаете и получаете удовольствие от отдышки, тем самым, укрепляя организм. Может знаете, как мужины любят толкаться на рок-концертах, с одной стороны, занятие не особо приятное, но, когда это под музыку, воспринимается по-другому.

- Я еще подумала, что бег и отдышка дают возможность побыть наедине со своим организмом, послушать как он работает. Спасибо, буду пробовать!


Клиентка не получала удовольствия от процесса тренировок из-за двух причин. Первая — негативная ассоциация [«меня в последнюю очередь выбирали в командные игры»]. Эту тему мы не обсуждали, так как клиентка об этом не беспокоилась. Вторая — ассоциация отдышки и учащенного сердцебиения с чем-то опасным, болезненным и тревожным.

В процессе консультации нам удалось найти идею безопасного и приятного «сердцебиения и отдышки». На философском языке, терапевтическую идею можно выразить так: организм умирает, чтобы ожить.


В среднем консультация занимает около часа и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов моей работы и поиска решений проблемы. Подобные проблемы формируются и решаются индивидуально, поэтому решения, которое подошло одному человеку, могут не подойти другому.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”“Не получаю удовольствие от работы”“Детская травма отношений с отцом”“Роли в отношениях”“Страх совещаний”“Одиночество”“Нет эрекции”“Страх насекомых”“Раздражают люди”“Страх летать в самолетах” “Не нравится моя внешность”,  “Болит живот”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике