May 12, 2018

Консультация «Тревога»

Дневник психотерапевта

Клиентка недавно закончила принимать таблетки, но состояние тревоги возвращается. Препараты дальше принимать не хочет, так как они дают негативный эффект в виде сонливости и заторможенности, что мешает работе. Жалуется на повышенную тревожность, которая вылилась в аэрофобию.

- Мне сложно испытать положительные эмоции. Я постоянно в таком «сером» настроении. Часто думаю в негативном ключе, а не позитивном. Если предстоит поездка за город, то представляю кучу машин и что я попаду в аварию! Откуда берутся эти навязчивые мысли, я не понимаю. Когда сажусь в самолет, у меня такое чувство страха, которое пережимает просто все. Я не могу ни о чем думать, я не могу даже пошевелиться. Я просто сижу как вкопанная, и при любом движении самолета у меня сердце в пятки уходит.

- Когда едете за город, для чего думаете о том, что попадете в аварию?

- Не могу ответить. Ни для чего. Бессмысленность какая-то.

- Тогда расскажите, какая первая мысль возникает, когда вы узнаете, что будете ехать за город?

- Когда мы поедем, какое время суток, вечером я бы не поехала, потому что это опасно. Темно, трасса, скользко, мороз. Сразу мысли, где остановимся. Мне нужно четко спланировать поездку, я не могу спонтанно такие вещи делать. Я должна знать где я остановлюсь, что там будет, кто там будет, что за дом или отель.

- И тогда будете чувствовать себя в безопасности?

- Да, мне нужно заранее все знать. Тщательно продумать маршрут. Без этого я, наверное, не смогу. У меня есть такая черта, что мне нужно все знать заранее.

- Когда вам говорят, что вы поедете за город, организатор вы или кто-то другой?

- Организатор другой, но я вмешаюсь.

- Если вас куда-то приглашают, то организатор скорее всего продумал какой дорогой туда ехать, где жить там.

- Ну да, но я не доверяю. Я хочу все контролировать.

- А все ли можно контролировать?

- Ну я бы этого очень хотела!

- Давайте теперь подумаем, вот это желание контроля вам помогает или мешает?

- Мешает. И не только на работе, но и в быту тоже. Делегировать какие-то обязанности мне сложно. Проще взять все самой и сделать, хотя я от этого тоже себя чувствую плохо. Но я не могу ничего с собой поделать.

- В чем заключается дилемма: вы хотите контролировать все, чтобы не было неопределенности, а контролировать все не можете. Если взять глобально, то вам хочется, чтобы вы могли управлять и самолетом, и водителями на дороге, и всем миром. Чья это функция, управлять миром?

- Бога, конечно. Да, слишком много я на себя беру, но ничего поделать с этим не могу.

- Если вам не посильно сверхуправление, а какое управление посильно?

- Своей жизнью, своими состояниями.

- Да, на это всегда можно положиться. Давайте подумаем, что вам мешает отказаться от желания все контролировать?

- Ощущение, что я вдруг пропаду. Я не могу принять то, что смерть может быть внезапна.

- И поэтому каждый раз представляете смерть, чтобы быть готовой?

- Нет, меня это только выводит из себя. Но в то же время я не знаю, как принять мысль внезапной смерти.

- А ваша ли смерть = внезапная смерть?

- Ну да, по моей логике обязательно должно что-то произойти.

- И получается, что оберегаете себя, когда думаете, что все контролируете?

- Да, хотя на самом деле нет. Но я даже не знаю, как жить без этого чувства контроля.

- А пробовали жить отказавшись от желания контроля всего мира, но сохранив возможность контроля себя и своих состояний? Вот вы сможете поднять вверх руку?

- Могу)

- Есть что-то чем вы 100% управляете. Страшен ли мир если вы вдруг перестанете хотеть его контролировать полностью, но при этом будете контролировать себя?

- Нет, не страшен)

- А давайте представим, вам предлагают поехать за город, и организатор не вы. Страшна ли мысль, если там вдруг что-то может произойти, зная, что контроль над собой поможет найти выход из ситуации?

- Нет, не страшно.

- Хочется в таком случае представлять страшные картинки возможной смерти?

- Сейчас я примеряю дискомфортные ситуации. Если я буду обращать внимание своего сознания полностью на себя, чтобы контролировать в первую очередь свои эмоции, то я понимаю, что можно что-то с этим делать.

- Понимая это, есть потребность в создании страшных картинок? Сейчас, по ощущениям.

- Нет. Тревоги не чувствую)


В процессе консультации стали понятны причины, по которым возникает тревога. Клиентка хочет уберечь себя от внезапной смерти, поэтому пытается контролировать мир, без конца моделируя разные опасные ситуации. Такой способ мышления вызывает чувство постоянной тревоги, которая в своей сути возникает из-за желания невозможного, а именно, контролировать все.

Клиентке сложно было отказаться от чувства контроля, поэтому мы пришли к терапевтической идее контроля себя. Пусть мир контролирует Бог, а контроль за своим состоянием можно оставить себе. Чтобы избежать появления страшных картинок мнимой угрозы, клиентке было дано задание каждый раз при чувстве тревоги и неопределенности давать себе ответ: «если будет угроза, контролируя себя, я уже на месте буду разбираться». Четкий ответ убирает неопределенность и прекращает развитие страшных мыслей.


В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике