October 30, 2018

Консультация «Страх летать в самолетах»

Дневник психотерапевта

Клиентка 28 лет, с детства много летала, и полеты ее радовали. Как-то в 16 лет она летела в огромном самолете с друзьями. Места были раздельные, и она сидела одна. Самолет попал в сильную зону турбулентности, вплоть до свободного падения. Стюардессы упали, и ей казалось, что это длится вечность, хотя прошло всего несколько секунд. Она сильно испугалась и теперь боится летать в самолетах.

- Сейчас я летаю пару раз в месяц и каждый раз для меня — это испытание. Я поняла, что боюсь этого падения вниз, даже при небольшой турбулентности мне страшно. Помогает алкоголь, он дает ощущение расслабленности. Еще помогает лечь на колени мужу, если лечу с ним, или накрыться одеялом с головой.

- Вы когда-нибудь были на аттракционах?

- Да.

- Давайте представим «Комнату страха». Там будут пугать, но, одновременно, вы знаете, что это аттракцион. И вот идете по комнате и... выпрыгивает скелет! Страшно?

- Страшно)

- Страшно настолько, что «сейчас умру»?

- Нет, но мне было бы сложно осознанно войти в эту комнату, зная, что меня там напугают.

- Да, но мы знаем, что это аттракцион, и что никакого настоящего маньяка с топором там точно не будет.

- У меня с аттракционами такая же штука. Как-то меня в Диснейленде друзья затащили на страшную горку. В этот момент я думала: «Зачем я вообще сюда пришла?» Мне было ооочень страшно. Я бы сама туда ни в жизни не пошла.

- Аэрофобия точечно связана с мыслями о смерти.

- Так и есть.

- Давайте представим, что нужно зайти «на спор» на аттракцион. Перед этим вряд ли же будут пролетать мысли о светлых моментах жизни перед смертью?)

- Нет) Нужно это пережить просто.

- Может ли быть аттракцион «Самолет»? Он стоит на месте, вы туда заходите, пристегиваетесь и самолет искусственно начинает трястись. В мониторах-окнах показывается гроза, и вы как бы падаете.

- Да, мыслей о смерти в таком варианте не будет.

- А если мы представим, что там нужно пробыть 2 часа. И прикол аттракциона в неожиданности. Может начаться вариант симуляция падения, турбулентности, а может и нет. Но пугают всего секунд 10.

- Эта модель может помочь в реальных полетах. Я знаю, что летать очень даже безопасно. Сейчас пытаюсь вспомнить свои ощущения, например, на каких-то неприятных посадках. Когда все небо затянуто тучами, снег с дождем и на каждом моменте, когда нас бросает вниз, я каждый раз думаю: «Ну сейчас упадем и разобъёмся».

- Упасть то мы не можем, потому что это аттракцион. Нас могут только попугать. Ради этих ощущений люди посещают аттракционы. Пусть это не проявление собственной воли, но в этом образе мы убираем элемент абсолютной опасности. Единственное, что вам могут сделать — это напугать, но не убить. А для того чтобы быть еще в большей безопасности, можно и укрыться одеялом, и выпить немного вина. При этом нам понятно, что здесь могут только попугать. И это закончится. Полет, как аттракцион!

- Да, так думать значительно легче. Спасибо!


После неудачного опыта, полет ассоциировался с опасностью, поэтому клиентка стремилась к полной безопасности. Лечь на колени и укрыться одеялом — символ самого безопасного места — утробы матери. Опасность и безопасность синтезировались в терапевтической идее опасной безопасности — «аттракцион». Образ аттракциона мы постепенно усложняли, начиная с комнаты страха и американских горок, заканчивая аттракционом «Самолет».

Минимальная опасность полетов остается, но в терапевтической идее она находится в кругу безопасности. В этом образ помогает ощущать себя не пассажиром, а посетителем аттракциона.


В среднем консультация занимает около часа и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов моей работы и поиска решений проблемы. Подобные проблемы формируются и решаются индивидуально, поэтому решения, которое подошло одному человеку, могут не подойти другому.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”“Не получаю удовольствие от работы”“Детская травма отношений с отцом”“Роли в отношениях”“Страх совещаний”“Одиночество”“Нет эрекции”“Страх насекомых”“Раздражают люди”,

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике