April 16, 2019

Консультация «Переживаю, что много трачу»

Дневник психотерапевта

Клиент 28 лет переживает, что расходует много денег и из-за этого чувствует постоянное напряжение.

- Как вы воспринимаете трату денег?

- Если я в ресторане с приятной компанией, то не чувствую проблемы. Я понимаю, что таким образом инвестирую в правильное общество. Когда подобное происходит с людьми, которые для меня мало что значат — начинаю грызть себя за впустую потраченные деньги.

- Во втором случае нет ощущения бестолково потраченного времени или переживаете только из-за денег?

- Не особо. Мы ведь общаемся, как-то строим отношения.

- А когда находитесь в отпуске, эта проблема актуальна?

- По-разному. Иногда тратить совсем не жалко, а бывает, уже в середине отпуска начинаю переживать, что бесполезно много тратим. Я не знаю, как это работает.

- Опишите переживания.

- Я думаю, что не отложил или отложу меньше денег.

- Как себя чувствуете, когда получается откладывать?

- Когда откладываю, ощущаю, что создается фундамент, подушка безопасности.

- А подушка безопасности для чего нужна?

- Наверное, чтобы не остаться без денег и жилья, не просить ни у кого в долг.

- Подушка безопасности предназначена, чтобы спасать от удара. Нужна ли подушка, если машина никогда не попадет в аварию? Когда вы едете в отпуск, который рассчитан на затраты, не функция ли это как раз подушки безопасности, спасать от «затратных ударов»?

- Я раньше так об этом не думал...

- У вас есть накопления в виде подушки безопасности, и вы едете в отпуск. Накопления нужны, чтобы потом их использовать, верно?

- Да, так и есть.

- Смысл подушки безопасности пропадает, если она не будет в нужный момент использована. Вот используется ли она в таких ситуациях по своему предназначению?

- Наверное, да.

- Если так думать, есть ощущение бесполезной траты денег?

- Если так думать — то нет. В таком случае чувствуется, что подушка сработала.

- Подушка безопасности создана для того, чтобы спасать. Если не спасет — значит умрем. И раз получилось больше потратить, значит было больше ситуаций, в которых она была нужна.

- Да, так и есть. С отпуском разобрались. Но еще случается, когда приходится тратить денег, а я этого делать не хочу. Как пример с людьми, которые не имеют для меня большого значения, что с этим?

- Возможно, чтобы не выделяться вы подстраиваетесь таким образом под окружение?

- Да, похоже. Если получится не подстраиваться, я стану увереннее. Выбор должен делать я, а не обстоятельства за меня. Если взять образ машины, то иногда мне нужно «вывернуть руль, и обойти препятствие на дороге». Например, когда иду с кем-то в ресторан, а есть не хочу — закажу воду.

- Все верно, от нас зависит, где мы выворачиваем, а где – нет. Но если уже трата произошла, значит сработала подушка безопасности.


Клиент ощущал опасность, когда тратил деньги [могу остаться без жилья, влезть в долги]. Накопление или уход от затрат давали чувство безопасности. Подушка безопасности, о которой заговорил клиент, стала терапевтической идеей. Эта идея — осознать заблуждение откладывания на «подушку безопасности, которая никогда не должна сработать». Вот если такой подушки в машине нет, тогда и нужно ездить, как можно аккуратнее.

Чтобы не поддаваться влиянию общества, мы пришли к идее развития уверенности в виде «объезда препятствий». На встречах в ресторане, нет необходимости заказывать еду, когда не голоден. Достаточно заказать воды.


В среднем консультация занимает около часа и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов моей работы и поиска решений проблемы. Подобные проблемы формируются и решаются индивидуально, поэтому решения, которое подошло одному человеку, могут не подойти другому.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”“Не получаю удовольствие от работы”“Детская травма отношений с отцом”“Роли в отношениях”“Страх совещаний”“Одиночество”“Нет эрекции”“Страх насекомых”“Раздражают люди”“Страх летать в самолетах” “Не нравится моя внешность”“Болит живот”,  “Мучительный спорт”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — ��идео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике