December 18, 2018

Консультация «Болит живот»

Дневник психотерапевта

У клиента 24 лет постоянно болит живот. Эту проблему он давно пытался решить с гастроэнтерологом. Так как медицинских проблем практически нет, врач сказал, что это психосоматика и посоветовал обратиться к психотерапевту. Думает, это как-то связано со стрессом.

- Как связано?

- Обычно боль появляется перед важным событием, например, свиданием или встречей. Ближе к началу у меня начинается паника, и из-за боли хочется в туалет.

- А когда наступает само событие, боль остается?

- Нет. Например, перед нашей консультацией у меня начал болеть живот, но как только мы заговорили, боль ушла. Я не понимаю почему так, может это какой-то страх неопределенности,

- Можно ли это назвать страхом перед неудачей?

- Возможно, да. Я сейчас ищу новую работу, и это проявляется на собеседованиях. Перед ними у меня болит живот. Когда собеседование началось, я чувствую себя уверенно, и боль проходит.

- На примерах собеседований, боль начинается сама или какая-то мысль провоцирует ее?

- Думаю, из-за мысли.

- Что нужно подумать, чтобы начал болеть живот?

- Например, что собеседование будет проходить неудачно.

- Для чего так думаете?

- Не знаю, сложный вопрос. Наверное, хочу предугадать варианты развития ситуации, чтобы лучше подготовиться. Но при этом не скажу, что для меня проблема во время собеседования сталкиваться с неопределенностью. Если что-то спрашивают, я отвечаю.

- Может потому что во втором случае это уже определенность?

- Да, точно!)

- А пробовали ли себе давать такой ответ, который бы помог определиться?

- Нет, я не могу остановить мысли до начала события.

- Давайте представим, завтра вам нужно идти на собеседование и у вас начинаются мысли «а что если?». Вот какой можно дать окончательный ответ, чтобы не было больше вопросов?

- Завтра все узнаю.

- Отлично! Давайте представим, что вам завтра идти на собеседование, и начинаются навязчивые мысли. Попробуйте дать ответ: «Завтра узнаю!». Остается желание продолжить моделировать варианты развития собеседования?

- Представляю... Нет. Но я думаю, буду ли я выглядеть достойно?

- «Узнаю завтра, после собеседования». Хочется дальше думать об этом?

- Сейчас кажется, что нет) Спасибо!


Консультация состояла из нескольких этапов. Вначале нужно было определить причину боли в животе. Из разговора с клиентом, боль в животе — это реакция на угрозу. Есть какая-то опасность и, чтобы отреагировать на нее, нужно «скинуть все лишнее и быстрее убежать». Поэтому хочется в туалет.

В ситуации неопределенности хочется определиться. Базовым заблуждением клиента была попытка предугадать варианты развития события. Это похоже на то, как искусственный интеллект играя в шахматы просчитывает все возможные варианты хода и выбирает лучший. Но если в шахматах и можно попытаться просчитать ходы, то жизнь сложнее и непредсказуемее. Предугадать все — невозможно, поэтому возникал бесконечный поток навязчивых мыслей «а что если?».

Так как клиент ведет себя уверенно, когда событие наступило, нам нужно было научиться не усугублять ситуацию до начала этого события. Терапевтической идеей было давать окончательный ответ [определенная неопределенность], который бы помог остановить поток мыслей: «Получится ли завтра пройти собеседование? - Завтра узнаю!»


В среднем консультация занимает около часа и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов моей работы и поиска решений проблемы. Подобные проблемы формируются и решаются индивидуально, поэтому решения, которое подошло одному человеку, могут не подойти другому.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”“Не получаю удовольствие от работы”“Детская травма отношений с отцом”“Роли в отношениях”“Страх совещаний”“Одиночество”“Нет эрекции”“Страх насекомых”“Раздражают люди”“Страх летать в самолетах” “Не нравится моя внешность”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике