July 24, 2018

Консультация «Страх совещаний»

Дневник психотерапевта

Клиентку перед совещаниями начинает трясти, появляются спазмы, ей тяжело говорить и дышать. Раньше такое было только с людьми, которых она не знала, а теперь ей страшно выступать даже перед знакомыми коллегами.

- Как вы воспринимаете совещание?

- Как место, в котором я отчитываюсь о проделанной работе. Я не волнуюсь, если начальник подходит ко мне во время рабочего дня и что-то уточняет. Но когда мне нужно готовиться к совещанию, начинается неосознанный мандраж, и я начинаю бояться, что начнутся спазмы, я буду задыхаться.

- Что именно страшит? Сам отчет или страх того, что начнете бояться?

- Второе. Я боюсь неправильной реакции руководства. Хотя они лояльны и всегда меня поддерживают, но это не может длится вечно.

- Если бы вы сидели за стеклом: вы их видите, а они вас — нет, было бы так страшно?

- Можно попробовать, но я все равно буду чувствовать, что они рядом. Мне не комфортно, когда я выступаю, и все смотрят на меня. В этот момент я понимаю, что мне некуда спрятаться, и я нахожусь как будто бы в центре вселенной. В такой ситуации меня легко кто-то может осудить или оскорбить.

- Что интересно начальству, ваш отчет или вы?

- По сути, я — рупор, который рассказывает о результатах проектов. Начальству кроме статуса каких-то работ ничего не интересно.

- Вы им интересны в этот момент?

- По большому счету, думаю, что нет.

- Думали о том, что вы им не интересны, когда выступаете?

- Я пытаюсь каждый раз об этом думать, я настраиваюсь на это, но...

- Давайте представим. Вы выступаете и в этот момент вспоминаете, что интересны не вы, а то, что появится на экране: цифры, результаты, цели. Можете ли вы управлять вниманием аудитории, нажав слайд и сказав: «Обратите внимание на эти цифры»?

- Могу.

- Как ощущение, если идти на совещание со способностью управлять вниманием начальства?

- Если меня не мандражирует, то хорошее ощущение. Но если я туда прихожу, то меня сразу колотить начинает.

- Представьте, через час вам нужно выступить на совещании. Возникает первая мысль, что там на вас будут смотреть. И в этот момент вы себе говорите: «Я могу управлять их взглядом и их мыслями. К примеру, если я скажу посмотреть на этот слайд – они посмотрят. Так я буду уводить взгляды от меня, когда захочу». Вызывают вот такие мысли беспокойство?

- Нет, так думать не страшно. Мне нравится роль сильной позиции. Я так об этом не думала. Спасибо!


Клиентка чувствовала страх, когда ощущала себя в центре внимания. Чтобы скрыться от пристальных взглядов, мы вначале нашли идеи «защитного стекла», а потом «рупора», который не интересен. Первая идея так и не была принята клиенткой до конца, а вторую нужно было как-то усилить. Поэтому мы пришли к идее сильной позиции, а именно, человека, который управляет вниманием.

В конце консультации клиентке было дано задание представить детально ощущение управления. И если будет появляться боязнь, ни в коем случае не убегать от страшных мыслей, а углубиться в них, понимая, что она управляет процессом.


В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”“Не получаю удовольствие от работы”“Детская травма отношений с отцом”, “Роли в отношениях”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике