May 12, 2018

Консультация «Страх потери виртуальных денег»

Дневник психотерапевта

Парень 28 лет жалуется на проблемы со сном, постоянное чувство тревоги из-за нестабильного курса биткоина.

- У меня есть два биткоина, и каждые пол часа я проверяю курс к доллару, читаю много новостей на эту тему. От всего этого я сильно нервничаю, седею прямо-таки, и не могу нормально спать. Пару недель назад биткоин стоил 20 000$, и я думаю: «О, у меня есть 40 000$, уже могу квартиру покупать!» Ничего не предвещало беды, но на следующий день упал до 13 000$, а сейчас вообще 6000$! И у меня уже 12 000$, а не 40 000$! Я за пару недель потерял 28 000$, понимаете? Мне сложно справиться с постоянными скачками потерь и приобретений.

- Для чего вы каждый раз мысленно переводите биткоины в доллары, а доллары переводите в покупку квартиры или чего-то другого?

- Чтобы понимать, куда я могу их потратить, в случае чего.

- Давайте представим, у вас 40 000$. Есть понимание куда их потратить?

- Да, есть.

- А если, предположим, у вас 100 000$. Есть понимание, куда их потратить?

- Да, тоже есть.

- Тогда для чего вы мысленно переводите биткоины в доллары, а доллары в квартиру?

- Хм... Я не знаю для чего.

- Давайте представим, у вас в обычном кошельке есть 20$. Вы целый день думаете: «Вот у меня есть 20$, потрачу на конфеты или лучше продукты куплю»?

- Ну нет, конечно.

- А часто перепроверяете, есть ли точно деньги в обычном кошельке?

- Нет, я об этом совершенно не думаю.

- Тогда еще раз задам вопрос – для чего вы мысленно переводите биткоины в доллары, а доллары в квартиру?

- Чтобы понять насколько я могуч...

- Скажите, вы дрались когда-нибудь?

- Да, конечно.

- Было такое, что побеждали в драках?

- Да, было.

- После победы как себя чувствовали?

- Удовлетворенным и самодовольным.

- А если будете лежать дома и представлять, как побеждаете в драке, будет чувство могущества, удовлетворенности как после настоящей победы?

- Нет, не будет.

- Если не решаетесь вывести биткоины, нужно ли лежать и представлять как побеждаете в драках?

- Ну оно непроизвольно получается!

- То есть вашими мыслями кто-то руководит вне вашей воли и переводит биткоины в доллары, а доллары в квартиру?

- Это мой страх потери.

- Если не захотите потерять, сможете продать криптовалюту и забрать доллары?

- Могу.

- А если решите остаться, получится ли мысленно не переводить биткоины в доллары, зная, что у вас есть стабильно два биткоина, которые невозможно потерять, если не продать?

- Если руководствоваться только биткоинами, то конечно, так намного проще. Тут есть какая-то стабильность: было 2 биткоина, 2 биткоина и осталось.

- Ничего не теряется, верно?

- Да) Нет этого контраста потери и приобретения, так думать приятнее. А если захочу почувствовать реальное могущество, то я их выведу, переведу в доллары и куплю себе квартиру.


Консультация состояла из нескольких этапов. Проблема клиента заключалась в его тревожных мыслях потери денег из-за постоянной конвертации их в уме. Для понимания причины и приведения к абсурдности такого занятия, я задавал парадоксальные вопросы, переводит ли он обычные деньги в кошельке в покупку еды или конфет.

Причина проблемы состояла в ощущении могущества, а иными словами — псевдоповышении самооценки. Поэтому мы взяли пример победы после драки, в котором есть ощущение реального повышения самооценки, и пришли к идее, что нужно или оставаться на рынке криптовалюты, или выводить деньги. Чтобы убрать чувство страха потери, мы нашли терапевтическую идею «невозможной потери», ведь два биткоина останутся всегда, если, конечно, клиент захочет их продать. Главное не забывать, что здоровье дороже денег.


В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы.

Записаться на консультацию: t.me/vbobo[email protected] 

Предыдущие консультации: “Зависимость от марихуаны”“Мазохизм”“Контроль в отношениях”“Мы будем жениться?”“Страх будущего”, “Страх секса”, “Страх новой профессии”“Смерть лучшего друга”“Навязчивые сомнения”“Раздражает мама”“Ревность”“Страх находиться дома одной”“Прокрастинация”“Переедание”“Что подумают другие?”“Сложно не нагрубить”“Отношения на расстоянии”“Панические атаки”“Страх высоты”“Нет смысла жизни”“Страх потери виртуальных денег”, “Страх публичных выступлений”“Тревога”“Боюсь сойти с ума”“Я знаю, как тебе будет лучше!”

Сайт: oleksiikarachynskyi.com

Мои каналы Telegram:

t.me/PsyEducation — Психология

t.me/dianalysis — Дневник психотерапевта

t.me/ThinkCritical — Критическое мышление

t.me/EduPhilosophy — Философия

https://t.me/PsyEducationView — Видео на тему психологии

t.me/obrazpublic — Когнитивные и поведенческие науки в инфографике