June 30, 2020

Расшифровка лекции Алана Уоллеса:

Есть замечательное движение «осознанности» (mindfulness, movement). Некоторые называют его модой на осознанность, но я не хочу, чтобы это звучало осуждающе, ведь очевидно, это полезно многим людям.

Осознанность очень популярна, о ней говорят СМИ, её исследуют ученые, и часто подчёркивается её практическое применение в сфере бизнеса и так далее.Это может казаться модой, и часто не очень разумные люди жёстко критикуют осознанность.

Я видел множество статей, где говорилось: «Это не малина, есть и существенные недостатки в техниках осознанности».

Возникает вопрос: «Чем именно является осознанность?»

В современных духовных течениях, в психологии мы встречаем определение осознанности, которое очень далеко от того, какой смысл закладывал в него Будда. 

Если вы придумаете собственное определение осознанности, которое не встречается ни в буддийской традиции, ни в учении самого Будды, будет нелогично использовать для этого буддийский термин “осознанность”  потому, что вам оно нравится или оно хорошо продаётся.

Вот определение осознанности из психологии:

«Осознанность – это присутствие ума от момента к моменту, внимательность ко всему, что возникает в сфере вашего восприятия, и наблюдение за этим, но без суждений. Это просто присутствие в том, что происходит здесь и сейчас, и, что бы ни происходило, осознанность просто присутствует».

Это милое определение. Но давайте попробуем найти это определение осознанности хотя бы в одном источнике в буддийской традиции.

Скажу сразу – мы не сможем его найти, потому что это не буддийское определение. Это определение придумали те, кому нравится буддизм, или оно пришло из крайне разбавленных вариантов випассаны. Я вам приведу буддийское определение осознанности.

Вот как проявляется осознанность с буддийской точки зрения:

Вступая в разговор с незнакомым человеком, я не удивляюсь, например: «Ой, а кто вы?» Я поддерживаю поток осознанности, осознавая вас, и направляю внимание, добровольно, сосредотачиваясь на вас, на ваших вопросах, на языке тела, выражении лица, я удерживаю вас в восприятии. Я поддерживаю этот поток добровольного внимания, не отвлекаясь и не забывая. Это осознанность. Я осознаю вас.

Осознанность может быть обращена в прошлое: я помню свой адрес. Это ретроспективная осознанность, потому что смысл буддийской осознанности – это способность вспомнить, не забывать.

Если я практикую осознанность дыхания, я не забываю вдохи и выдохи, от момента к моменту, но я также могу помнить о том, что мне нужно уходить в шесть часов, чтобы прочитать лекцию. В шесть мне нужно быть готовым к выходу, и я помню об этом; это память о будущем.

Итак, осознанность очень разнообразна, и вы можете использовать её на уроке, или занимаясь бизнесом, или достигая просветления. Она полезна всегда, поэтому важно развивать внимание как навык, метакогнитивный навык, обогащая и очищая различающую осознанность.

Различающая осознанность – это когда я наблюдаю за своей манерой говорить, за своим умом, вижу возникающие в уме мысли, желания, намерения и так далее.

Буддийская осознанность – это различающая осознанность. Мы осознаём, как говорим, как ведём себя и что делаем в своём уме: что полезно, что способствует нашему процветанию и процветанию других, что болезненно и токсично, что вредит нам и другим. Буддийская осознанность означает, что мы различаем, распознаём: «Это полезно, это вредно», а затем поступаем разумно, делаем то, что полезно, и стараемся освободиться от того, что вредно.

Это не значит осуждать, это значит быть мудрыми и проницательными, а в современной практике осознанности мудрость и проницательность часто остаются за бортом. Когда это происходит, осознанность лишается  этики, лишается  способности различать. И тем самым обрезаются её крылья.