July 30, 2020

ПРЕПОДОБНЫЙ ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ ОБ ЭКЗОРЦИЗМЕ

Однажды к отцу Порфирию приехал священник. Он хотел получить ответ на один вопрос, который в течение долгого времени очень его беспокоил. Он не мог понять, является ли один его знакомый нервно больным человеком или же он бесноватый. Старец, хотя в тот день и был очень болен, понял, о чем хотел узнать священник, и спросил его:

– Ты что, преподобный Антоний Великий, что проводишь отчитки и изгоняешь бесов?

В то время этот священник читал больше заклинательных молитв, чем требовалось в случае с больным.

– Нет, – отвечает он.

– А раз нет, зачем же ты сначала будоражишь бесов своими отчитками, а потом оставляешь им их жертву как игрушку, чтобы они ее мучили? Послушай, отец, что я тебе скажу, – продолжал отец Порфирий. – То, что происходит сегодня, когда некоторые сами себя поставляют в экзорцисты, и еще и принародно, когда собирается много любопытных, проводят отчитки, – является великим грехом! Это недопустимо! Разве ты не знаешь, что бесы нападают и на здоровых людей, которые, думая, что они бесноватые, приходят на отчитку? Более того, они искушают и священников, ввергая их в ров высокомерия. В последнее время ко мне приходят многие люди, которые считают, что они, побывав на общей отчитке, действительно стали бесноватыми. Отец мой, ты еще молод, и я преподам тебе небольшой урок «высшей математики».

Когда священник совершает отчитку, он обращается напрямую к бесам и своей духовной властью повелевает им выйти. Если он не чувствует этой духовной власти, то сам повреждается от бесов. Лучше и правильнее будет вместо того, чтобы повелевать и угрожать бесам, молиться Богу на Божественной литургии, при совершении других таинств и священнодействий, чтобы Он послал Свою благодать страждущему. Тогда благодать Божия подобно вечерней прохладе покрывает болящего, а священник не подвергается опасности пасть в ров искушений или же быть уловленным в сети превозношения и прелести.

Обрати внимание, я не сказал, что над людьми, которые дошли до того, что уже совершенно не могут помочь самим себе, не надо совершать отчитку. Нет. Но надо делать с рассуждением. А заклинательные молитвы следует читать не вслух, а про себя.

Спустя какое-то время этот священник сказал мне: «Недавно я был на Святой Горе. Меня поразило, когда от всем известного, богопросвещенного и рассудительного Старца, отца Паисия, я услышал то же самое, что говорил мне и отец Порфирий. Поистине святые люди куда лучше нас знают, как действуют демоны».

«Некоторые священники на отчитке читают молитвы вслух, – говорил мне отец Порфирий, – как будто бесы их не слышат. На проскомидии, отец мой, поминай болящего с сердечной болью, прося Бога помочь ему».

________________________

Источник: Порфирий Кавсокаливит, прп. Цветослов советов. Афон, 2008. С. 245-247.