June 28, 2020

Шаг 2 - мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

Жизнь - это не страдание. Это просто ты страдаешь ее, вместо того, чтобы жить и радоваться ей. Это будет продолжаться до тех пор, пока ты не избавишься от привязок своего ума и не отправишься в путешествие свободно, независимо от того, что случается.
Д.Милман

И я пришел к убеждению. Убеждение – это вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющих оснований.
А основания какие? Они просты. У меня все очень плохо. Я в этом абсолютно убежден. Если быть точным, мне пи@дец. И это факт. И факт тот, что я приходил и видел на группах поддержки «чистых и трезвых» людей, и что они сидели и улыбались, что у них получается.
Вот мои основания. Вот как я приходил к убеждениям, что ТОЛЬКО сила более могущественная, чем моя собственная, может вернуть мне здравомыслие.

Вторая часть второго шага говорит о том, что у меня нет здравомыслия. C чем крайне сложно согласиться. Помню, как в одном из рехабов я с пеной у рта доказывал, что я - здравомыслящий человек. Мне говорили: «Ты безумный человек!» Я смотрел на консультанта и понимал, что он не вызывает у меня доверия и его слова тоже. Он сказал: «Ты находишься в том месте, где наркоманы спасают свою жизнь». Я ему пытался объяснить, что это не значит, что я безумен, что у меня просто проблемы с наркотиками. Я ему говорил: «Смотри, мы же сейчас с тобой общаемся. Я буквы складываю в слова, слова в предложения и передаю тебе смысл. И ты меня понимаешь. Поэтому у меня есть здравомыслие!»

Признание правды - отправная точка.

Для меня ключевым моментом того, чтобы двигаться дальше, являлась готовность. Готовность сделать все, чтобы остаться чистым и начать выздоравливать, как раньше была готовность делать все, чтобы употреблять наркотики! Мои знания не работают. У меня нет опыта. Был опыт как прийти к употреблению и как употреблять. А как жить и радоваться жизни без психоактивных вещей - нет. "Еще немного боли, и мы будем открыты к восприятию новых идей." Еще немного боли. Больше боли я вынести не мог. В какой-то момент я стал открыт полностью. Готов был делать то, что мне говорили. И вот результат первого шага, а по сути всей предыдущей жизни - готовность!


Изначально сложилось так, что я не воспринимал второй шаг серьезно, как и многие выздоравливающие зависимые, с которыми мне довелось общаться. Серьезно и глубоко воспринимается первый шаг. И это база, отправная точка. Четвертый тоже важен. Все остальные шаги - они, конечно, важны, но не так. Это был мой кривой и ошибочный взгляд. Сегодня с уверенностью могу сказать, что второй шаг сильно недооценивается многими.

Когда я лежал в одном из закрытых учреждении на реабилитации, мне давали задания. Задания для подготовки ко второму шагу. Там было что-то про то, чтобы вспомнить места красивой природы, где вам было хорошо. Я не понимал, каким образом это может помочь, и почему-то мне казалось, что второй шаг сделан.

Затем на протяжении лет я еще проходил в различных вариациях пару раз второй шаг. Мне казалось, что я его сделал и он работает в моей жизни. Но когда наступил адский кризис в чистоте, и я сходил с ума, всерьез размышляя о том, что лучшим выходом будет провести остаток жизни в психиатрической больнице, мне в руки попалась брошюра с упражнением второго шага, которое делали Анонимные алкоголики ранних лет. На тот момент я, пытаясь спастись как утопающий, схватился за эту соломинку, написал задания, предложенные в той брошюре.
При разборе задания я увидел, что мои убеждения относительно Высшей Cилы (которую я называю Богом) не помогают, а заставляют страдать.
На протяжении многих лет, начиная с детства, ко мне поступала очень неоднозначная информация о Боге от людей, из телевизора, книг. Я автоматически впитывал ее, воспринимая за истину. И вот жизнь привела меня к точке, когда мне предложили посмотреть на то, что сегодня представляет моя Высшая Сила. Во что я верю относительно Бога.


Моя мама, очень верующая и набожная, ездит по святым местам. Я, как вы, возможно, помните, имел опыт попыток спасения от зависимости в ортодоксальных православных монастырях, в которых провел 11 месяцев. Иногда я сам ездил по святым местам и поклонялся мощам, посещал церковь, и мне казалось, что в моих взаимоотношениях с Богом все в порядке. Утром и вечером молился, как подобает выздоравливающему зависимому. Для меня не было сомнений, что Бог есть любовь (ведь все так говорят, а как иначе). Но если это так, то почему у меня все так плохо в жизни? Я страдал до наркотиков, с наркотиками и после отказа от них. Единственным проблеском от страданий, хоть и коротким, были начальные этапы употребления тяжелых наркотиков, да и то, как мне казалось, Он отнял это у меня.

После выполнения задания из брошюрки, я увидел свою веру в Бога и то, какими качествами я наделил Его внутри себя: карающий, недосягаемый старец, к которому стоит на небе нескончаемая очередь из людей, нуждающихся в Его помощи больше, чем я, и менее грешных, обучающий меня через наказания, говорящий со мной на непонятном церковно-славянском или древне арамейском языках, либо посредством таинственных знаков, которые я не в состоянии прочитать.

Естественно, что такому Богу я не готов доверять ничего - ни жизнь, ни волю, вообще ничего. Иногда мне казалось, что Бог, как я понимал Его, хочет для меня христианскую православную жену, с таким, знаете, как у некоторых девушек в церквях взглядом, наполненным слезами, в пол, в простой такой юбке, доставшейся ей в наследство от прабабушки, и мужских стоптанных старых коричневых туфлях, с бледной кожей, и очень верующую. По воскресеньям она поет в церковном хоре, часто болеет и хочет детей примерно 10-15, хозяйство с коровами. Ноги и подмышки, да и вообще нигде (тем более там) она не бреет, ибо грех. Это могло быть смешно, если бы не было так грустно.

На самом деле шаги очень простые, это моя голова делает их сложными, как, впрочем, и все в жизни. Ну, и надо признать, что в то время, когда я начинал выздоравливать, мало людей понимали, как делать шаги.
И когда ко мне обращается подспонсорный, или когда я обращаюсь к спонсору, я прошу расшифровать для меня то, что написано. Потому что я читаю и не вижу главной мысли в тексте, главных вещей. Для меня программа 12 шагов понимается так: для начала мне надо обучиться и понять, что делать, а потом начать делать. Та готовность, которая пришла через нескончаемую боль, дает возможность открыть разум для новых идей. Идеи, которые были у меня в голове, практически убили меня. Мои лучшие идеи о том, как надо жить, отправили мою жизнь на помойку. Готовность - это милость. Открыть разум для чего-то нового, когда боль от текущей ситуации дает шанс стать открытым для новых идей и принципов. Для каких-то новых простых вещей.


Сейчас я с вами поделюсь некоторыми идеями. В литературе по выздоровлению сказано, что мы больны неизлечимой, прогрессирующей, смертельной болезнью. Очень важный принцип, который помог мне в самом начале выздоравливать - принцип честности. Честно признать себя зависимым и признать, что не смог жить ни с наркотиками, ни без них. Даже сейчас, по прошествии многих лет, я иногда забываю, что болен хронической, прогрессирующей болезнью, бывает, впадаю в неадекватное состояние. Помните из первого шага: симптом зависимости - отрицание? Отрицание закрывает от меня правду. Отрицание говорит, что причины твоих проблем и твоей боли - снаружи. Затем включается одержимое мышление, и я начинаю действовать на основании этого мышления, пытаясь менять людей, места и обстоятельства вне себя, не отслеживая последствий, которые могут наступить.
Самое главное - честность. Я болен хронической, прогрессирующей болезнью, все остальное - лишь следствия.
Только один симптом не работает, когда зависимый прекращает употреблять - у него отсутствует ненормальная реакция организма в виде феномена НАДО ЕЩЕ, нет аллергии. Но остается одержимость ума, компульсивность, эгоцентризм, отрицание. Употребления нет, а симптомы остаются. О них надо знать, их нужно научиться идентифицировать, и с ними придется разобраться. В противном случае внутренняя боль с этой термоядерной смесью рано или поздно заставят тебя ввести в себя первую дозу или рюмку, нанести ущерб другим живым существам или себе.

Во втором шаге Анонимные наркоманы дают несколько определений безумия.
"Это повторение одних и тех же ошибок и ожидание других последствий."
"Безумие – это употребление наркотиков изо дня в день, зная, что за ними последует физическое, психическое нарушение."
"Безумие зависимости проявляется в одержимости идеей употреблять наркотики."

Так же нам даются инструкции:
"Первое, что мы делаем по программе, - перестаем употреблять наркотики. С этого момента мы знаем, как больно жить без наркотиков или чего-либо, что могло бы их заменить."

А что может заменить наркотики? Во что мы верим, когда мы в чистоте? Идея «МНЕ НАДО» для того, чтобы уйти от боли и получить удовлетворение. Навязчивые мысли: надо то, надо это, потом другое, снова надо...


И мы свято верим, что что-то очень-очень-очень надо: работа, бизнес, машина, квартира, романтическая влюбленность, женщина, другая, нет, не эта... машина, две машины, другая, бОльший доход, надо...надо...надо...надо....Это приносит страдания, всегда чего-то не хватает... Погода не та, в отпуске давно не был, отель не тот, пробки, доллар снова пошел вверх....

"Много страдания и много несчастья возникает тогда, когда за истину ты принимаешь мысль, пришедшую тебе в голову. Ситуации не делают тебя несчастным. Они могут причинить тебе физическую боль, но они не делают тебя несчастным. Несчастным делают тебя твои мысли. Твои интерпретации, истории, которые ты себе рассказываешь, — вот что делает тебя несчастным."
Э.Толле

Страдая, желая еще, завидуя, приносишь свою задницу на группу поддержки, говоришь там о своих, якобы, проблемах, а там ответ всегда один и тот же: "Ты болен, тебе надо делать программу, тебе нужен наставник, служение, тебе на группы чаще надо ходить, по шагам работать, другим помогать..." Бл@ть......

Я вроде бы соглашаюсь, но внутри есть всегда маленькое «НО» и троеточие.
Да, все, что вы говорите, понятно, но… И снова мысли, мысли, навязчивые мыли "мне надо". НАДО БОЛЬШЕ... денег, любви, внимания, машина нужна другая, потом еще одна... еще... надо...
У них есть то, то и то, а у меня этого нет. И как они могут мне говорить об этих банальных и понятных вещах - группа, спонсор, шаги, служение, молитва... Они же меня не понимают, имея то, чего у меня нет. А мне очень надо. Вот когда будет, тогда, конечно, можно и шагами заняться, и служение взять, а пока...


Несколько тысяч лет назад Будда говорил о сути боли как о том, через что вынужден проходить в большей или меньшей степени каждый живущий в этой жизни человек, и главная причина страданий - в неуемности человеческих желаний. Однако эти желания не ведут к счастью. Они либо неисполнимы, и это приносит печаль, либо исполняются, и тогда мы убеждаемся в эфемерности своего счастья, а страх потери лишает его смысла. Но мы продолжаем желать вновь и вновь, и именно эта ненасытная жажда толкает нас от одной вереницы страданий к другой.

"Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас." В.Франкл


Человеческое эго, наша индивидуальность целиком и полностью определяют то, как мы понимаем этот мир, как желаем, действуем. При этом наша личность воспринимает не реальный̆ мир, а лишь его картину, которую сама себе и рисует. И никак иначе.
В свою очередь, наше восприятие мира определяет наше суждение об этом мире и в конечном итоге наше поведение. Окружающие люди могут оценивать только то, что мы делаем или говорим. Именно по словам и делам люди идентифицируют нас, отличают от других, воспринимают нашу индивидуальность, которую мы называем личностью.
Наши впечатления о мире и его интерпретация возникли не сами по себе, спонтанно, а в результате воспитания и опыта.

Мы рождаемся с определённым комплексом качеств. Они к нам приходят в первую очередь с наследственностью, которая определяет наши способности, физиологию, даёт общий вектор. Мы рождаемся в конкретной семье, и на первом этапе именно семья даёт нам то или иное воспитание, систему ценностей, жизненные ориентиры, финансовое положение. Ребёнок не знает понятия красоты, добра, зла, верха или низа. Родители называют ему имена, трактуют суть окружающего мира. Именно они, а потом воспитатели, товарищи и другие окружающие его люди постоянно внедряют в сознание ребёнка стереотипные оценки, утверждения, объяснения. Мы рождаемся в неком городе, стране, которые дают нам общую ментальность.
Это то, что метафорически можно называть кармой. Ведь именно на основании этой «прошивки» мы начинаем действовать и получать свой собственный опыт. Который будет подтверждать именно те модели и стереотипы, которые были внедрены в нас в процессе воспитания и взросления.

Так человек воспринимает мир, интерпретирует события, выносит суждения и производит действия на основе огромного количества стереотипов, которыми заполнено его сознание.
При этом значительное количество этих стереотипов и вся их конфигурация обладают важным свойством – устойчивостью. Это означает, что когда человек встречает повторяющуюся ситуацию, он реагирует на неё повторяющимся образом. Его модель поведения, стереотип, определяющий восприятие данного типа ситуаций и реагирование на них, устойчивы.
Устойчивость стереотипов делает возможным обучать им и создавать целостную систему стереотипов, которые определяют нашу личность. Мы идентифицируем любую личность по её способности действовать в определённых ситуациях устойчивым, повторяющимся и уникальным способом. Отличия легко запоминаются, особенно когда они повторяются. Именно поэтому мы легко запоминаем своих знакомых.

Мне нравится как это описывает А.Кролл. Позволю себе несколько цитат из его трудов

Личность – это не более чем совокупность устойчивых малоосознаваемых стереотипов.
Эта концепция имеет огромное значение, так как она позволяет выделить три ключевых момента в нашей̆ личности:
• стереотипную природу нашего поведения в разных ситуациях;
• устойчивость стереотипов;
• слабую осознаваемость стереотипов.

Именно поэтому подавляющее большинство людей практически не представляют, как и под влиянием каких факторов они действуют на самом деле. Именно поэтому им тяжелее всего изменить привычный ход своего восприятия и действия. В то же время изменение себя – это ключевой момент в жизни вообще и в выздоровлении зависимого типа личности в частности. Изменение (читай выздоровление) – это трансформация восприятия, оценок и способов действия. Всё! Больше ничего. А в соответствии с определением личности изменение себя – это изменение своих ключевых стереотипов, оценок, жизненных принципов, суждений, способов действий̆, а значит, всё тех же стереотипов. Легко сказать, да трудно сделать.

Истинная карма - это не то, что происходит с вами, а то, как вы реагируете. Ведь именно это обуславливает ваше будущее. Именно поэтому, меняя свои старые обусловленные реакции на происходящее, вы меняете кармическую обусловленность и становитесь свободными.


Главные свойства стереотипов следующие: стереотипы, как правило, неосознанны. То есть, в общем и целом, вы не понимаете, не осознаёте, не фиксируете, не задумываетесь, что судите и действуете на основе некоего стереотипа.
Стереотипы – это устойчивые структуры. Их практически невозможно менять (если нет методики). Почему? Потому что стереотипы – это вы! Менять стереотипы – это менять себя, привычные суждения и определения. Это невозможно. Вы же совершенно чётко уверены, что вы смертны, убоги и ограниченны, вы не можете ходить сквозь стены, летать, изменять мир усилием мысли. Вы совершенно убеждены, что есть масса вещей̆, которые невозможно сделать. Вам доподлинно известно, по каким дорогам можно ходить, а по каким нет. Вы же абсолютно уверены, что наш мир безысходен, что чудес не бывает.
Плохая новость, следующая из свойств стереотипов, означает, что очень трудно без посторонней̆ помощи: осознать свои стереотипы (иными словами, вы не только не знаете мира, в котором живёте, но и не знаете себя), узнать и осознать, что есть альтернативные пути действия, а затем изменить себя так, чтобы новые, альтернативные и значительно более эффективные пути действия возобладали.
Конечно, возможно рассказать и объяснить нечто в рамках книги, но надо понимать, что книга как инструмент передачи информации имеет ограничения и не может дать больше, чем она может дать. И уж тем более она не способна заменить среду для трансформации, наставника и трансформировать вашу жизнь тем более.
Почему?

Нам часто говорили и говорят, что судьба человека зависит от него самого, но только когда у него есть свобода выбора. А чтобы иметь свободу выбора, надо хотя бы иметь свободные чувства и мысли. Даже рабы в рабовладельческом обществе были в состоянии менять свои судьбы и судьбы мира.
Но когда человек превратился в биоробота с жестким диском, прогруженным чужими мыслями, правилами, догмами системы, в которой рос, он оказался не в состоянии управлять своей жизнью, мыслями, эмоциями, потому что они по сути принадлежат не ему. Большинство мыслей, которые мы считаем своими, являются не нашими. Они уже существовали до нас... Упс...

И было бы неверно считать, что в таком состоянии человек несёт ответственность за свой выбор, да и вообще способен его сделать. Посмею утверждать, что подавляющее большинство людей̆ на этой̆ планете не знают, какие вообще бывают цели и смыслы в жизни, не способны отличить собственную цель, призвание от различных псевдополезных желаний, навязанных агрессивным окружающим социумом.
Если у человека нет собственных смыслов и целей̆, все остальное не имеет смысла.
Как говорила гусеница из психоделической̆ книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»: «Если ты не знаешь, куда идти, не всё ли равно, по какой̆ дороге идти?»
Наши смыслы ограничены нашим собственным узким опытом, а также опытом знакомых и родителей – людей, принадлежащих к тому же кругу.

Их жизненный̆ опыт не намного более, если не менее, широк, чем ваш.
Вы можете пытаться опираться на книги, но, увы, те книги, которые вы читаете, фильмы, которые вы смотрите, не дают вам решительно ничего. В результате вы не можете сформулировать правильно курс вашей̆ жизни потому, что у вас нет её карты.
А то, чем вы пользуетесь, – это не карта, а либо рекламные проспекты, либо продукты, цель которых – отнюдь не ваше продвижение, а перекачивание денег из ваших кошельков.
Получается замкнутый круг: вы получаете сейчас то, что хотели (осознанно или нет) получить ранее. Вы боритесь с тем, что вам не нравится, и вашей целью становится борьба. Вы не можете привести в порядок свою жизнь и реализовать себя, используя старый софт, прошивку, которая привела вас к существующей реальности вашей жизни и с которой вы боретесь, теряя силы, время, радость и желание жить (по крайней мере так, как вы сейчас живете). Как результат, вы не движетесь целенаправленно (потому что вы боретесь с нежелательной созданной вами же личной реальностью), потому, что не можете сформулировать корректные цели из старого мышления, потому, что не знаете реального себя, мира и жизни, потому, что смотрите на все это, исходя из своей старой интегрированной в вас законодательной базы, программ, софта.

Индустрия личностного роста настаивает на том, что причины всех зол лежат только в вашей лени, неуверенности в себе и прочих внутренних проблемах. Ключевое утверждение, что всё зависит от вас. Я не говорю, что ваша лень, неуверенность, невежество, страсти не являются коварными врагами, стоящими между вами и счастьем. Это действительно серьёзные препятствия, и мы поговорим о них далее.

Но далеко не всё зависит от вас. «Кое-что» зависит от правил и законов окружающего мира и людей, в нём проживающих. Стоит учесть, что, кроме нас, в этом мире живут другие существа, которые также строят свою вселенную. Более того, множество аспектов этого мира уже построено кем-то раньше нас.
И «те, кто раньше нас», создавая этот мир и его правила, не думали о нас. Ведь в то время у них уже были дети, друзья, знакомые, наконец, страна, их мир. Возможно, это политически не правильный тезис, но он заставляет действовать правильно. Правильно – значит учитывать не только собственные желания, но также правила и желания тех, кто пришёл сюда раньше нас, и тех, кто проходит этот земной путь рядом с нами.
Если вас смущает такая концепция, сравните популярный семинар по психотерапии и подготовку разведчиков для выполнения нелегальной миссии во враждебном окружении. Разведчикам не объясняют, что всё внутри них. Их ориентируют относительно конкретных ситуаций и действий вероятного противника, а соответственно, учат действовать не иначе как в таких обстоятельствах. Именно поэтому деятельность спецагентов приносит результат: она прагматична и сфокусирована.
Поэтому недостаточно только менять себя. Столь же важно умение использовать законы и понимание устройства окружающего мира. Хотя бы для того, чтобы вами перестали управлять ради целей, которые имеют отдалённое отношение к вашей жизни.

То, что я описал выше, полагаю, характерно для большинства людей,
живущих на нашей планете.
Для зависимых, которые имеют ошибку внутри своего мышления, все обстоит более драматично и запущено. Все его лучшие принципы и стремления, ценности, стереотипы поведения привели к тотальному поражению. Капитуляция первого шага приводит к необходимости каким-то чудесным образом увидеть этот провал и открыть себя новым принципам, ценностям, эмоциям, чтобы на этом фундаменте осознанно для себя построить новые модели и стереотипы поведения.

К моменту начала второго шага перед зависимым стоит дилемма - либо бороться за те желания и ценности, которые руководили им до этого, либо открыть свой разум для нового и неизведанного. И если боль от текущего состояния выше страха перемен, и сил для борьбы не осталось, это и есть МИЛОСТЬ, дарующая шанс на новую жизнь. Об этом второй шаг. Признать, что старая прошивка больше не годится. Отказаться от предубеждений и открыться новому.

«Может быть, сегодня жизнь поворачивается к вам не самой красивой своей стороной. Вы сомневаетесь в том, что когда-нибудь станет лучше. Говорю вам, вы и представить себе не можете, какое счастье вас ожидает, если вы не сдадитесь! Сосредоточьтесь на своей мечте! Делайте все, что в ваших силах. У вас есть силы изменить свои жизненные обстоятельства. Смело идите к исполнению своей мечты, какой бы она ни была.”
Н. Вуйчич


Мой опыт в том, что годы чистоты не являются защитой от одержимого зависимого мышления. В любой момент может включиться старая галлюцинация, что что-то ОЧЕНЬ надо и надо ЕЩЕ. Она возникает всякий раз, когда ослабевает внутренняя сила и осознанный контакт с Источником Всего.

Мой процесс обращения к вере был, наверное, похож на то, как это происходило у большинства зависимых людей.

Первая часть второго шага начинается с простого признания того, что сила, более могущественная, чем наша собственная, существует. Для меня никогда не было проблемой признать, что есть сила могущественнее, чем моя собственная. Например, ураган, природные катаклизмы, в спорте, когда ты выходишь на ринг, есть сила могущественней, чем твоя, если противник более подготовлен и опытен.

А вот то, что есть сила более могущественная, которая может вернуть мне здравомыслие, которое у меня отсутствует, я подвергал сомнениям, как, собственно, и то, что у меня отсутствует здравомыслие)))).

Здравый смысл — это сумма предубеждений, приобретенных до восемнадцатилетнего возраста. К.Юнг

Раз мой «здравый смысл», принося нестерпимую боль, разрушает меня и все вокруг, значит это не здравый смысл. Это значит, что необходимо сойти со своего привычного ума (выявить и осознать текущие стереотипы и то, что они разрушительны) и обрести другой смысл, который даст возможность жить счастливо, в любви, радости, процветании, здоровье, созидании. Все очень просто, если бы не зависимый тип личности и мышления.

Ты сейчас несчастлив? Пока ты веришь, что твои мысли - это и есть ты, так и будет.

Мой новый здравый смысл начал появляться по крупицам, зарождаясь, когда я приходил на группы поддержки и жадно слушал, что знают и делают они, чего не знаю и не делаю я. Сидел и слушал людей, которые имеют сроки «чистоты», имеют опыт, изо всех сил старался брать и делать все, что говорили люди, у которых получалось.

Когда ты приходишь на группу, ты новичок, и у тебя ничего нет, тебе хочется работу, машину, дом, отношения, счастье, простое человеческое счастье, и это абсолютно нормально. Но горькая правда в том, что состояние, в котором ты попадаешь в сообщество, и состояние, когда начинаешь делать второй шаг, неадекватно.

Значит, все или почти все, что ты будешь делать в жизни - пытаться завести отношения или построить бизнес - будет приводить к неадекватным результатам.

Неадекватность (лат. adaequatus приравненный; син. инадекватность) - в психиатрии несоответствие отдельных психических актов или их совокупности внешним обстоятельствам. (Медицинская энциклопедия)

Верование и убеждения, которые есть, которые копились у зависимого на протяжении всей жизни, привели в эту точку, где больно, страшно, тяжело, где нужно сделать что-то необычное, не как всегда, чтобы прожить еще один чистый день, просто еще один чистый день.


Что такое вера? Это то, в чем убежден на 100 процентов. Где формируются убеждения и верование зависимого? Семья, из которой хочется попасть куда-то, лишь бы не оставаться там. Затем школа, улица, подъезды, подвалы, квартиры друзей, притоны.

Были такие, в которых не было даже дверей, просто одеяло вместо двери. Запах растворителя на весь подъезд. Там ползает женщина, у нее отказали ноги, ползает и выпрашивает дозу у очередных нежданных гостей. В соседней комнате испуганные дети. Муж в тюрьме. Так дни сменяют ночи, а за осенью приходит весна...


И ты, подросток, слушаешь, что говорят эти люди, опустившиеся на самое дно жизни, на кухнях, подвалах, подъездах. И эти слова, попадая в сознание, воспринимались как правда, истина. Понимаете, в чем абсурд? Я им верил, а когда приходил на группы, где, хватаясь за последнюю соломинку, пытался спасти свою жизнь, я не верил. Не верил, что надо найти наставника, что надо быстрее делать шаги, что надо взять служение. И таких, как я, много, которые просто приходят на собрания и думают, что их жизнь наладится. Когда прекращаешь употреблять наркотики, все только начинается, эмоционально становится все хуже и хуже. Раз эмоционально становиться хуже, в голове появляются мысли: «Как справиться с этим состоянием, как это избежать?». И все действия относительно работы, отношений, отношения к себе и т.д. превращаются в хаос. И ты не знаешь, как его упорядочить. Больным мышлением не вылечить больное мышление. Единственное, что ты знаешь: этот хаос в голове есть.

Вот об этом и второй шаг. Он говорит, что сила могущественная есть, но кто или что такое Бог и как мне жить, я не знаю. МНЕ НУЖНА ПОМОЩЬ.

Великая весть в 12 шаговой программе заключается в том, что каждый из нас решает сам, как понимать Высшую Cилу.
Потому что то, как мне объясняли раньше, то, как я слышал, то, какая конфигурация и представления, кто и что такое Бог, мне не помогло и доверия не вызывало.

"Когда мы начинаем верить в услышанное, оно становится правдой."
Вишен Лакьяни. ("Код экстраординарности. 10 нестандартных способов добиться впечатляющих успехов")

Человек всегда во что-то верит. Верит, что все уже в прошлом или все еще в будущем, что впереди будет плохо или хорошо, верит, что сможет или не сможет, верит, что Бог такой-то или другой или что его вообще нет.


Что же такое вера и как она формируется?

Это заранее организованная, построенная в виде определенной структуры система подходов к восприятию окружающего мира, которая постоянно фильтрует нашу связь с самими собой. Откуда же берется вера?
Первый источник — окружающая среда.

Второй источник - события, мелкие или значительные, могут помочь формированию веры. В жизни каждого человека бывают события, которые остаются в памяти навечно. Если, например, в детстве ребенок подвергался насилию, то он будет расти с убеждением, что Вселенная опасная и непредсказуемая, а людям доверять нельзя.

Третий источник формирования веры — знания. Непосредственный жизненный опыт — один из источников знаний. Знания мы получаем из чтения, просмотра фильмов, наблюдения за окружающим миром, запечатленным другими в произведениях искусства. Знания — один из самых могучих рычагов, позволяющих вырваться из оков неблагоприятной среды. Неважно, насколько мрачен мир вокруг вас: если вы читаете о достижениях других, вы можете создать в себе систему верований, которая позволит и вам преуспеть и преодолеть трудности.

Четвертый способ формирования веры, в себя — опора на наши прошлые результаты. Самый надежный способ поверить, что вы можете что-то сделать, — сделать это хотя бы раз. Если один раз вам сопутствовал успех, гораздо легче сформировать в себе веру, что вы преуспеете снова.

Пятый способ формирования веры — это вызов в своем сознании переживания результата, которого вы только желаете достичь, как будто вы его уже достигли.

“Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом”
Апостол Павел


Вы можете сознательно направлять свою жизнь. Вы способны на перемены. Если и есть какое-то ключевое слово в этой книге, то это слово — «перемены».


По вере вашей да будет вам
И.Христос

Точно так же, как прошлый опыт может изменить ваши внутренние представления и веру в то, что вам по силам, ваш воображаемый опыт, представление о том, какими вы хотите видеть вещи и дела в будущем, может влиять на вашу веру.
Если те результаты, которые вы имеете, не дают вам необходимого мощного и продуктивного состояния, вы можете создать для себя тот воображаемый мир, который вам нужен, и воспользоваться его воображаемым опытом для изменения своих состояний, своей веры и способа действий.
.

У большинства из нас убеждения и верования складываются хаотично и случайно. Мы впитываем мысли — как хорошие, так и плохие — из окружающего нас мира.


Как формировалось мое понимание Бога? Когда я учился в 1 классе (это годы СССР), нас всех выстроили в линейку. Заходят сотрудники милиции, просят пофамильно выйти некоторых учеников, ребят из нашей школы. При всех начали отчитывать: «Вот эти люди были в церкви ночью, они не достойны быть пионерами и октябрятами».
В тот момент в один из уголков сознания упало, что Бог - это плохо, и что за это могут наказать.
Еще одна история. Когда моя мама пыталась меня вылечить от наркотической зависимости, она отвела меня к экстрасенсу. Она сначала что-то делала, потом дала молитву и сказала: «Ходи в церковь, стой под куполом и читай эту молитву. Тебя это будет исцелять». Не исцелило. Еще одно убеждение о Боге упало в копилку.
По телевизору смотришь горы, Тибет, Восток, йоги, отшельники, и опять не понимаешь, кто такой Бог.
В монастыре был, видел икону православную, где были изображены круги мучений в аду. Еще один кусочек пазла прикрепился к моим убеждениям.

Разум - это жесткий диск, прогруженный разными программами. Когда и как они были загружены - не суть. Суть в том, чтобы обрести Свою жизнь, нужно понять и принять это. А затем прекратить жить как биоробот, управляемый файлами. Для этого нужно, в первую очередь, капитулировать и признать, что прошлые знания, реакции, стереотипы провальны, признать, что причина провала в тебе. Про это - весь опыт зависимого до второго шага. И затем обратиться за помощью, отложить в сторону все, во что верил до этого, и дать возможность новым знаниям, ценностям, взглядам прикоснуться к твоему разуму и душе.


Получается, что, когда я подходил к различным кризисам, все человеческие ресурсы были исчерпаны и НЕЧТО становилось единственной надеждой, мое понимание, моя концепция Высшей Силы не работала.

Мне помогли люди, которых я видел на группах поддержки и которые оставались чистыми. Люди дали мне надежду, что, раз они могут, смогу и я, если буду делать то, что делают они, и так, как мне говорят. Хотя, конечно, на задворках моего сознания и существовал Бог, но именно через людей ко мне капля за каплей, день за днем приходила вера, что я смогу. Сначала мучительно, на зубах, тяжело, но стало получаться день за днем, месяц за месяцем, а затем год за годом оставаться «чистым и трезвым».

Я часто слышал: «Каждый из нас решает сам, как называть Высшую силу. Вы можете называть ее Богом, группой, программой. Единственная рекомендация, которую мы можем предложить, - эта сила должна быть любящей, заботливой и более могущественной, чем наша собственная». (Анонимные наркоманы)

Один из наставников в программе выздоровления сказал мне дописать те качества Бога, которые я бы хотел, которому бы мог довериться. Я написал, что мне бы хотелось иметь Бога близким другом, чтобы он говорил со мной на одном языке, чтобы слышал меня, был близко, был современный, всепрощающий..........

Удивительно, что через многие годы один из моих друзей в программе, мужчина-мусульманин, в жизни которого мне посчастливилось принять участие, процитировал слова из Священных писаний его религии:
"Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”».

Важный момент, который описан во второй части первого шага: «Суть в том, чтобы открыть разум для веры» (Анонимные наркоманы. )

То есть, отложить в сторону свои старые представления, отложить в сторону то, что не работает, мучает меня и людей вокруг. Те убеждения, в которые я верю, надо признать, что они не работают, и открыть свой разум для новых идей. Нужно начать делать то, что я не особо хочу делать - выходить из привычной зоны комфорта, оставляя старое прошлому.

Для меня сегодня Высшая сила - это некий дух Вселенной, который все создал: солнце, горы, деревья, энергия, из которой я состою, вся материя, из чего все состоит. Вот это есть Бог и Он везде.
Когда в разные моменты жизни я вдруг начинаю верить в свои старые идеи, и эгоцентризм берет верх, и в сердце появляется беспокойство, в голове - навязчивые мысли, в душе - пустота, неудовлетворенность или страх, я вспоминаю качества своей Высшей Силы и молюсь.

Наша вера в то, кто мы есть и на что способны, в точности определяет то, кем мы станем. Если мы верим в волшебство, мы проживем сказочную жизнь. Если же мы поверим, что наша жизнь втиснута в узкие рамки обыденности, то однажды обнаружим, что рамки стали настоящими. То, во что мы верим как в реальность, реальностью и становится, вера в возможность дает нам эту возможность. (Э.Роббинс)

Если в сухом остатке сформулировать то, как я понимаю второй шаг сегодня, это:
Обращаться за помощью;
Допустить, что все не так, как я думаю;
Отказаться от предубеждений (на время отложить на полку все, что я знаю о болезни, выздоровлении, о Боге, себе, окружающем мире);
Открыть свой разум для новых идей;
Искать силу более могущественную, чем моя собственная, которая может вернуть мне здравомыслие.