November 16, 2020

7 шаг "Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков".

В оригинальной программе 12 шагов, описанной в Большой книге Анонимных Алкоголиков, описание практики 7 шага очень короткое. Это практика молитвы.

"Мой Создатель, теперь я готов, чтобы Ты принял меня всего, хорошего и плохого. Я прошу, чтобы Ты избавил меня от всех до единого недостатков, которые мешают мне быть полезным Тебе и моим собратьям. Дай силы мне, идущему отныне исполнять волю Твою. Аминь."

Таким образом завершается Седьмой шаг.

Все, точка.

Мне очень нравится молитва, предлагаемая Базовым текстом Анонимных Наркоманов:
«Боже, дай нам свободу жить без тех ограничений, которые мы принесли с собой из прошлого.»
На протяжении последних 8 лет я ежедневно утром и вечером произносил эти молитвы.
Результатом стало то, что около 80 процентов времени моей жизни я живу в гармонии. Не приношу ущерб людям. Больше спокойствия, намного меньше беспокойства, раздражения, зависти, страха перед будущим и неудовлетворенности текущим положением дел. Меньше похоти, меньше нестерпимой мучительной жажды получить воображаемое желаемое. Нет ревности. Больше доверия, терпимости и принятия, отсутствие агрессии стало практически нормой. Намного меньше претензий и ожиданий от себя (хотя тут еще большое место для работы моего Творца) мира и людей. Больше внутренней свободы жить СЕГОДНЯ, а не призраками прошлого и фантазиями о вероятном счастливом будущем и страхом не получить этого. Иногда я испытываю страх, иногда я невнимательный или черствый, иногда безучастный к другим людям, но большую часть жизни я стараюсь жить в служении, делать добро, пытаюсь быть отзывчивым.
Как я сегодня понимаю этот путь освобождения от качеств, мешающих счастливому существованию, и этой разрушительной неспособности быть довольным жизнью?

Веками различные философские течения пытались по-разному обосновать этот, судя по всему, мой, да и наверное общечеловеческий недостаток, особо проявляющийся у зависимых.

Даосы считали, что всему виной дисбаланс, буддисты винили невежество, в исламе причина несчастий - непокорность человека Богу, а в иудаизме и христианстве все человеческие страдания традиционно сваливают на первородный грех. В йоге считается, что причиной невзгод является всего лишь ошибочное понимание того, кто мы такие. Мы страдаем, потому что считаем себя отдельной личностью, которая смертна и живет наедине со своими страхами и обидами. Мы ошибочно полагаем, что наше ограниченное маленькое эго и есть наша сущность. Мы не осознаем нашу более глубокую божественную природу. И не понимаем, что где-то внутри нас живет высшее Я, вечно пребывающее в покое. Эта высшая сущность и есть наша истинная природа, универсальная и божественная. И пока мы не осознаем эту истину, будем прибывать в отчаянии.


Когда-то, на заре своего выздоровления я искренне пытался напрягать силу воли, чтобы изменить себя и стать лучше, как раньше, пытался бросить употребление психоактивных веществ. Чем больше я пытался контролировать, тем больше употреблял. Чем больше я пытался и напрягался изменить себя, тем сильнее проявлялись мои недостатки, выстреливающие в самый неожиданный и, конечно же, неподходящий момент. Тем больше я испытывал вину, угрызения совести и самобичевание, считая себя слабым человеком, не имеющим силы воли.

«То, чему ты сопротивляешься, остается.» В.Сатир

Я получал воспитание в требовательной семье, где мне всегда говорили, как я должен себя вести, меня заставляли делать все, что я не хотел делать. Затем советская школа со своими духовными принципами и ориентирами, каким должен быть советский человек. Затем многие годы занятий спортом также вырабатывали мои старые представления о духовности. Мне говорили, что я должен быть ответственным и честным, самодостаточным и целеустремленным, инициативным и принципиальным. Я рос в мире, где всего нужно было добиваться тяжелым трудом, пахотой и своими силами. Если что-то может быть сделано, то ты должен это сделать, а если не сделал, то у тебя слабая воля, да и вообще ты слабак.
Так я пришел к убеждению, что моя жизнь должна быть управляема мной и что можно чего-тт добиться, если напряженно работать над собой. Если ты не добиваешься желаемого результата, значит плохо стараешься. Надо еще напрячься, добиться победы любой ценой. Во мне не было открытости ума и, значит, осознания того, что все может быть иначе. Не удивительно, что изначально я понимал 7 шаг как изменение себя своим собственным Я с помощью дисциплины, силы воли и самобичевания. Я не понимал вообще смысла духовного принципа смирения и, как результат, мне было трудно его практиковать. Мой подход к личностному росту был построен на высокомерных требованиях моего эго к самому себе, претензиях, обвинениях, недовольстве собой и, конечно, к окружающим меня людям и миру в целом. Принятие, любовь, мягкость и терпение были мне не знакомы.

Чтобы не проскакивать это кардинальный шаг на пути к лучшему будущему, в настоящем стоит глубже разобраться в смысле молитвы 7 шага.

Итак.
«Я готов, мой Создатель, чтобы Ты принял меня со всем, что во мне есть - и хорошим, и плохим».
Вы когда-нибудь заглядывали в словарь, что значит слово «Готов»? Нет?
“Готов” в словаре обозначает:
1.Такой, который имеет желание, склонность, расположение делать что-либо.
2.Такой, который способен сделать, предпринять что-либо.
3.Такой, который близок к осуществлению какого-либо действия или к возникновению какого-либо состояния.

Во всех трех определениях говориться о последующем действии. И еще в первом предложении идет признание того, что во мне есть и хорошее, и плохое. Я далеко не идеален. Это про осознанность – честный взгляд в себя и честное признание состояния дел на сегодня.

А еще между строк тут говориться о доверии своему Создателю. Вы чувствуете, что здесь говориться о доверии? Потому что, если вы его не чувствуете, принцип ГОТОВНОСТИ будет лишь формальным.

Идем дальше?

Давайте посмотрим, какое значение этого принципа предлагают нам толковые словари.

Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.

«Доверие – это совокупность представлений и настроений субъекта:
-отражающих его ожидания того, что объект будет реализовывать некоторые функции, способствующие увеличению или сохранению ресурсов субъекта;
-проявляющихся в готовности субъекта делегировать объекту реализацию этих функций.
Интересно? По-моему, идеально ложится в концепцию молитвы 7 шага. Доверие проявляется в готовности субъекта делегировать реализацию этих функций. О делегировании и ответственности поговорим чуть позже, а пока о доверии. Здесь можно было бы просто напомнить о 2 и 3 шаге. Но давайте попробуем взглянуть немного глубже.

Современная квантовая физика говорит нам: все, что есть - это уплотненная энергия, проявляющаяся разными способами и в разных формах. То, что мы можем видеть - материя-таковой нам не кажется из-за несовершенства наших органов чувств. Это означает, что та же самая энергия, которая сейчас проявляется здесь как стул, на котором вы сидите, там может расти в виде цветка, стоять в виде небоскрёба, ездить в форме машины или сидеть, читая эту книгу, в виде вас. Человеческое тело есть не что иное как вихреобразная пустота, некая конфигурация танцующих энергетических рисунков, находящихся в прямой взаимосвязи со всеми другими организованными полями ритма в целой Вселенной.
Эти энергии каким-то невероятным образом были уплотнены и собраны в физическое тело – самый сложный механизм на этой планете без нашего участия. В нем реализованы технологии, к которым даже близко не подобралась современная наука.


Человеческое тело спроектировано и структурировано так, чтобы оно могло работать самостоятельно, без нашего управления. Нам не нужно управлять разрушением старых и созданием новых клеток организма, скоростью передвижения электрохимических импульсов в центральной нервной системе и биохимическим балансов кальция или фосфора в организме. В каждом из нас есть неведомая творческая Сила вне логического интеллекта, которая способна трансформировать за несколько часов любую потребляемую нами пищу в вершину технологического совершенства. Мы никогда не управляли биением своего сердца. Когда мы ложимся спать, мы не управляем дыханием, да и когда бодрствуем, процесс дыхания сложно назвать управляемым. Никто из нас не знает, сколько еще ударов сделает сердце и какой выдох станет последним.


Управление жизнедеятельностью организма происходит без нашего участия, как и движение планет по орбитам, всемирное потепление, приливы и отливы, рождение и смерть. Все в этой Вселенной сбалансировано и отлажено. Если бы вы сейчас находились на экваторе и измерили скорость, с которой вращается Земля, находящаяся у вас под ногами, вокруг своей оси, то она бы равнялась примерно 1670 километров в час. Кроме этого, Земля вращается вокруг Солнца с разной скоростью в зависимости от точек эллиптической орбиты и колеблется от 105 до 109 тысяч километров в час. Удивительно, что никто из нас этого не замечает.

Если хоть немного задуматься о том, что происходит, становится очевидно, что внутри и снаружи нас действует Источник творения. Мы всего лишь крошечный аспект Универсальной Силы, один из микроскопических пазликов, но не вся картина происходящего. И складываем весь этот невообразимо сложный дизайн, в которой миллиарды миллиардов пазлов - тоже не мы. Таков Божественный дизайн. Непостижимая мудрость и игра Источника.

От него целиком и полностью зависит ваша жизнь. Мы не можем жить вне этого Источника жизни, потому что каждое мгновение между ним и нами происходит глубокий взаимный обмен. Мы незаметно для зрения, слуха и вкуса обмениваемся с другими органическими формами жизни, кстати, тоже созданными не нами, кислородом и углекислым газом. Такой привычный солнечный свет и обыкновенная вода являются жизненно необходимыми внешними данными.
Эта единая во Вселенной энергия проявляет себя на разных уровнях и в разных формах и каждый из 7 млрд людей, живущих на Земле, является этой энергией.

Как говорится в библии, без Его воли ни один волос не упадет с твоей головы.

Можно, конечно, не доверять. И что?

Идем дальше.


«Прошу Тебя освободить меня от всех недостатков моего характера, мешающим мне быть полезным для Тебя и других». (опустить ниже, ведь только так мы сможем гармонично обмениваться энергией и быть частью Источника всего)

Мой разум всегда оценивал подобного рода молитвы как не очень приятные и не очень удобные. Мое эго хочет получать только для себя, мне нужно счастье, мне нужен покой, мне нужен успех, мне нужно избавиться от недостатков, чтобы мне было хорошо. Служение Богу и другим людям мне всегда казалось не очень удачной идеей 12 шаговой программы. Давайте разберемся.

Главная человеческая потребность - выжить, все остальное второстепенно. Так мы генетически запрограммированы. Также мы привыкли верить, что наше тело и есть мы. Нет тела - нет нас, следовательно, мы не можем получать опыт человеческого существования. Мы видим себя разделенными с другими человеческими существами и окружающей нас Вселенной нашими телами. Мы чувствуем себя ограниченными, где-то неполноценными в такой ситуации, вынуждены добывать для выживания хлеб насущный, желательно откладывать про запас и охранять запасы от других человеческих существ. Если мы этого не сделаем, то кто это сделает за нас? Мы испытываем напряжение и стресс, видя, что у других человеческих существ запасов больше, соответственно, нам кажется, что их безопасность выше и они лучше приспособлены к жизни. Это увеличивает ощущение собственной уязвимости, понижает самооценку, мы чувствуем себя обделенными. Рациональный̆ ум использует механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, избегание и отрицание), выставляет события и обстоятельства виновниками нашего состояния и рассматривает себя как беспомощную невинную жертву внешних обстоятельств. «Он меня бесит». «Она меня расстроила». «Это пугает меня». «Экономический кризис – объективная причина моей тревоги».

Подавленные и вытесненные неприятные для нас чувства ищут выход и используют события как спусковые механизмы и оправдания, чтобы выразить себя. Пока у нас есть силы носить маски, подавляя накапливающиеся в нас чувства, мы похожи на заваренный наглухо паровой котел, который взрывается при любом удобном моменте. Подавленная и неосознаваемая энергия эмоций так же вызывает в теле различные психосоматические расстройства. Наши спусковые механизмы установлены и готовы сработать, причем это чаще всего происходит в самый неожиданный момент. В психиатрии этот механизм называют переносом. Мы сердимся не потому, что события делают нас сердитыми, мы уже сердиты внутри, а события лишь являются «последней каплей», давая части злости вырваться наружу. То, что мы чувствуем прямо сейчас, является просто выходом наружу внутреннего давления наших подавляемых эмоций. Именно эти подавляемые чувства делают нас уязвимыми для внешних обстоятельств. Мы реагируем привычным образом. И даже если сейчас вокруг все в порядке, вы сыты, более ли менее здоровы, у вас есть крыша над головой, какие-то деньги на счету или в кармане, тогда почему многие из нас чувствуют тревогу, злость, обиду? Реальный̆ источник внутреннего напряжения и стресса - внутренний, а не внешний, как мы привыкли верить. Не люди, места и обстоятельства являются источником нашей боли, а исключительно мы сами.
Чем больше накапливается энергии страха у нас внутри, тем больше мы видим мир как опасное место, которое в любой момент может принести подвох и подлость. Мы начинаем стараться избежать проблем, уходя от ответственности и возможностей. Тревога и напряжение становятся нашими постоянными спутниками по жизни. Злость, которая накапливается в нас с детства ( ведь дети должны вести себя хорошо и послушно - удобно для родителей, чтобы быть хорошими), создает вокруг нас мир, полный недовольства, еще бы, ведь вокруг одни недоумки. Накапливаемая энергия вины рушит самооценку, мы становимся недостойны. Во грехе рождены -во грехе и умрем.
По сути, весь наш опыт – это лишь вопрос приятности наших чувств и ощущений и неприятности в большей или меньшей степени.
Но сколько раз в жизни нам удалось прожить хотя бы один день без раздражения, обид, тревоги, самобичевания? Вспомните, когда? Для того, чтобы мы чувствовали себя плохо, не нужно голода, пожаров, войн или наводнений. На нас влияют самые обыденные малозначимые события типа пробки на дорогах или комментарий в социальной сети.


Все, что вы делали в жизни до сих пор, делалось с единственной целью. Что бы это ни было -строили вы карьеру, зарабатывали деньги, создавали семью, - вы всегда ожидали, что эти действия принесут лишь одно - радость. Но где-то по пути жизнь усложнилась…..С. Гуру

Можно посещать психотерапевта, группы поддержки и «писать шаги», молиться в церкви или неосознанно использовать менее конструктивные механизмы, но если не изменить внутреннюю парадигму мироощущения и мировосприятия, то надежд на изменения нет.

Продолжая искать в этой человеческой игре средства удовлетворения извне, мы живем в тревоге, страхе, зависти, обидах и ощущении тотальной неудовлетворённости, какого бы положения и успеха в обществе нам ни удалось достичь. Мы вынуждены бороться за место под солнцем, убирая конкурентов со своего пути.

Такой взгляд на реальность приносил лишь временные передышки от тяжелых чувств, когда мы могли отвлечься очередным романтическим приключением, покупкой нового телевизора или заботами по поводу расторжения неудавшегося брака, и все больше показывал, что нужен какой-то кардинально новый подход. Зачем продолжать делать то, что не оправдывает ожиданий?
Билл У. сказал о пробуждении в отрывке из книги Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций: «Наши стремления к душевному покою, богатству, личному престижу и значимости, к счастливым любовным взаимоотношениям и счастливой семейной жизни должны быть введены в определенные рамки и переориентированы. Мы поняли, что удовлетворение природных инстинктов не является единственным смыслом жизни. Если мы придаем им первостепенное значение, то как бы ставим телегу впереди лошади, и нас неизбежно потянет назад к разочарованию. Но если мы готовы считать главным наш духовный рост, тогда и только тогда у нас появляется реальный шанс»
Если вы всё еще верите в то, что женщина, дом, автомобиль, заработок, вещь или препараты помогут вам обрести внутреннее благополучие, тогда программа в целом пока не для вас и 7 шаг вместе с этой книгой можно отложить в сторону. Стоит пойти и продолжить получать свой собственный опыт.
Если вы готовы идти дальше, то можно продолжить и взглянуть на реальность под другим углом. Если вкратце, то все вокруг есть энергия и все, что мы видим и не видим, этой энергией обменивается - позитивной или негативной. Подобное притягивается подобным.
Известный психиатр, психотерапевт Д. Хоккинс в своей книге «Путь принятия» пишет:
«Разум не имеет объемов или размера и не ограничен в пространстве; поэтому он передает свое основное состояние через вибрационную энергию на неограниченное расстояние. Это означает, что мы постоянно и непреднамеренно оказываем влияние на других своим эмоциональным состоянием и мыслями. Эмоциональные структуры и связанные с ними формы мысли, например, могут быть сознательно уловлены и восприняты экстрасенсами на большом расстоянии. Это может быть продемонстрировано экспериментально, и научные основания этой темы были предметом большого интереса в передовой квантовой физике.
Поскольку эмоции испускают вибрационное энергетическое поле, они затрагивают и обуславливают людей, которые находятся в наших жизнях. Жизненные события становятся под влияние наших подавляемых и вытесненных эмоций на психическом, духовном уровне. Таким образом, гнев привлекает гневные мысли. Основное правило духовной вселенной состоит в том, что «подобное привлекает подобное». Точно так же «любовь способствует любви», так что человек, который отпустил большое количество внутреннего негатива, окружен мыслями любви, событиями любви, любящими людьми и любящими домашними животными. Это явление объясняет много библейских цитат и высказываний, которые озадачивают интеллект, такие как, «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет», и «Те, кто имеет, получат».
Так, с доверием обращаясь к Источнику жизни, Богу, как мы его понимаем, Бесконечному Разуму, который фантастическим образом организовал не только работу человеческого тела и всех живых существ, но и всей Вселенной в молитве, чтобы он забрал те недостатки, которые мешают нам быть полезными Создателю и другим людям, мы автоматически молимся о том, чтобы в наш внутренний мир пришло благополучие и радость. Если это не произойдет, то ничего в мире не изменит внутреннюю боль. По крайней мере мое эго сегодня очень устраивает подобный взгляд.

Есть одна большая ошибка, которую я совершал долгие годы в программе. Возможно, она откликнется в сердцах моих читателей. Я отдавал всю ответственность за то, что происходит в моей жизни, Богу, совершая молитву седьмого шага. Мне казалось, что утренняя и вечерняя молитва и есть моя ответственность в работе по 7 шагу. Я встречал многих людей в 12 шаговых сообществах, которые думают, что «перепоручение проблемы Высшей Силе» снимает личную ответственность. «Если я не руковожу своей жизнью, то это не моя проблема. Я сделал свою часть. Я перепоручил». Это удобная позиция, которая лишает сил и крадет возможности, хоть безусловно и снимает определенный объем напряжения в текущем моменте.

И хотя основным духовным принципом седьмого шага считается смирение, я хотел бы сначала обсудить с вами принцип ответственности.

Если обратиться к толковому словарю, можно встретить следующее определение:
• Личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты;
• Стремление оценить последствия своих выборов и принять их принадлежность к себе.
Эти определения - прямые противоположности тех симптомов зависимости, которые мы обсуждали в первом шаге, где я писал о безумии и об отсутствии у зависимого причинно-следственной связи, неспособности оценивать и предвидеть (на основе собственного опыта и опыта других людей) последствия выбора своих мыслей и действий.

Программа 12 шагов - радикальная программа, когда другие способы нам не помогли.

Ответственность - это возможность иметь выбор, а не признать вину и тем более жить с чувством вины за свои действия или бездействия. Вина - это компенсаторный механизм, который является следствием снятия с себя ответственности и уход от нее.

Ответственность – это свобода выбирать новое в каждой точке принятия решений.

Сложно написать об ответственностилучше, чем это сделал один из великих мудрецов и духовных учителей современности Садх Гуру в своем послании людям-книге «Внутренняя инженерия»

Он пишет:

«Если вы решите: «Я несу ответственность», – у вас будет возможность ответить. Если вы решите: «Я не несу ответственности», – у вас не будет возможности ответить. Это так просто. Все, что вам нужно, – это осознать, что вы несете ответственность за все, чем вы являетесь и чем не являетесь; за все, что может с вами случиться и не случиться.
Это не игра ума. Это не стратегия самопомощи для легкой жизни. Это не философская теория. Это реальность.
Вопрос ответственности – не какая-то удобная философия, призванная примирить вас со всем сущим. Это просто пробуждение к реальности. Способность отзываться на всю Вселенную уже есть физическая реальность. Только ваши мысли и эмоции должны осознать этот факт.»


И тут снова и снова мы возвращаемся к принципу честности: честно признать те результаты, которые мы получили в жизни, ситуацию со своим эмоциональным и физическим состоянием, ситуацию в отношениях с людьми, ситуацию с деньгами. Если в каких-то из сфер жизни она нас не устраивает, только мы отвечаем за такие результаты.

Мои чувства - это ми чувства.
Мои болезни - это мои болезни.
Деньги в моем кармане - это то, какую я имею на сегодня способность их генерировать теми знаниями и опытом, который у меня есть в распоряжении. На сегодня.

Все просто. Хотя и не очень приятно. Честность отнимает возможность и дальше винить в своих результатах судьбу или Бога. Это, конечно, удобная позиция, но она ворует у нас будущее.

Далее Садх Гуру пишет:

«Взятие ответственности означает сознательно ответить на ситуацию. Когда вы возьмете на себя ответственность, вы непременно начнете изучать способы разобраться в ситуации. Будете искать решения.
Если вы часто находитесь в этом режиме, ваша способность создавать свои жизненные ситуации будет неуклонно улучшаться…
…Только если вы осознаете, что несете ответственность, у вас будет свобода создавать себя такими, какими вы хотите быть, вместо того чтобы лишь реагировать на ситуации, в которых вы оказываетесь. Реактивность, пассивность – это рабство. Ответственность – это свобода. Когда вы сможете создавать себя такими, какими хотите, вы сумеете строить свою жизнь так, как захотите. Вы не сможете на сто процентов управлять внешней жизнью, но внутренней сможете всегда…»

Очень серьезные обещания, которым, возможно, прямо сейчас сопротивляется ваше эго, как сопротивлялось и мое. Эго всегда ищет способы снять с себя ответственность за изменения под самыми благовидными предлогами. Скорее всего сейчас вы будете рационализировать или теоретизировать, а возможно, и отрицать.


Но давайте лучше пойдем дальше…..

Учитель говорит (Садх Гуру):
«У вас всегда есть выбор: отвечать на настоящее осознанно или компульсивно на него реагировать. Между этими двумя способами существует огромное различие. И это может изменить все….

…Почему ум сопротивляется этому?
Потому что он искалечен своей ограниченной логикой, которая гласит: «Ответственность за двух человек уже приносит мне головную боль. Если я возьму ответственность за весь мир, что произойдет? Я лопну!»
За миллионы лет эволюции природа заключила вас в определенные границы – такова трудность человеческой жизни. Но эти границы существуют только на уровне биологии. На уровне человеческого сознания вы – птица в клетке без двери. Какая трагическая ирония! Лишь из-за привычки, которая накапливалась долгими эонами, вы отказываетесь от свободы.
Жизнь вас ни в чем не ограничивает. Бытие не ставит никому никаких преград. Вы можете получить всю Вселенную, если согласитесь на это. Кто-то сказал: «Стучите, и дверь откроется». Но фактически не нужно даже стучать, потому что двери не существует. Все открыто. Нужно только войти, вот и всё.

Возможность абсолютной свободы многим может показаться угрожающей. Да, это угроза, но только для ваших ограничений. Хотите ли вы добровольно жить в темнице? Ограничивать свою ответственность значит притеснять себя на разных уровнях, то есть, физически, интеллектуально и эмоционально. К сожалению, такое сужение жизни понимается людьми как безопасность и защищенность.

Разум забывает, что способность откликаться – это основа жизни. Если эта способность воспринимается с охотой и готовностью, вы обретаете блаженство. Если это происходит против вашей воли, вы несчастны.
Быть ответственным – значит быть хозяином своей жизни. Это первый серьезный шаг к тому, чтобы стать полноценным человеком – полностью сознательным человеком во всех смыслах. Принимая ответственность и отправляясь в путь к сознательной жизни, вы навсегда расстаетесь со старыми привычками возлагать вину на внешние события или богов. Вы начали величайшую жизнь, полную приключений – путешествие внутрь себя.

Во-первых, многие считают, что ответственность ограничивает их свободу. На простом уровне это кажется логически верным. Но, по существу, это совершенно ошибочный̆ взгляд….
…Что такое свобода? Она в наличии выбора или в его отсутствии? Логический̆ разум говорит вам: откажитесь от всей ответственности, и вы будете свободны. Но жизненный̆ опыт подсказывает: чем больше вы способны отзываться на все вокруг, тем вы свободнее!

Во-вторых, люди часто путают ответственность с реакцией̆. Мы уже продемонстрировали ранее, что разница между ними огромна. Ответственность рождается в осознанности, реакция – в неосознанности. Ответственность означает свободу, реакция – рабство.
Пришло время провести еще одно различие. Ответственность – не реакция, но также это и не действие.
Ответственность и действие относятся к разным измерениям. Способность отзываться дает вам свободу действовать. Но она также дает вам свободу не действовать. Она дает вам рулевое колесо вашей жизни. Она позволяет определить характер и объем действий, которые вы хотите предпринять. Ответственность – это не компромисс; она предлагает вам выбор действий.
Можете ли вы сегодня влиять на весь мир? Нет. Но вы можете отвечать всему в мире. Действие должно проводиться разумно, в зависимости от тщательного анализа ресурсов – сил, возможностей, энергии, возраста, ситуации. Ваша способность действовать всегда ограничена, но вы полностью свободны в выборе своего ответа. Если хотите, вы можете отвечать на что угодно…

…Правда, чаще следует бессознательная реакция, а не сознательный отклик. Если вы превратите ее в осознанный процесс, это ознаменует рождение огромной новой возможности внутри вас. Начнет расцветать ваш внутренний гений».


Основательно, просто, доходчиво и полно сказано. Эти слова изменили мое понимание в отношении практики 7 шага.

Тут наступает точка бифуркации. Я остаюсь там, где был, или я беру ответственность.
Вы со мной?

Возникает вполне практический вопрос: как это можно осуществлять в ежедневной жизни? Приведу пример.
Читаю один из комментариев в моих соцсетях, и мне кажется, что человек ведет себя неуважительно в отношении меня. Возникает реакция. Я злюсь. Мне хочется воевать. Раньше это могло выбить меня на целый день. Я писал ответы, аргументировал, тратил время и силы в борьбе с ветряными мельницами. Сегодня я беру паузу. Дышу и осознаю, что во мне задел этот комментарий - мою самооценку, персональные отношения(как мне кажется, с другими людьми-ведь они могут плохо обо мне подумать), эмоциональную безопасность, амбиции, страх - это вообще не про меня. Это про того человека, который тратит свое время жизни, читая мои посты и оценивая их. Далее я беру ответственность и осознаю, что у меня есть выбор - как относиться к происходящему, что думать и что чувствовать и как дальше действовать. Доставать мечь войны или…
Я начинаю молиться и прошу Бога принять меня со всем и хорошим и плохим….. Важно снять давление чувств, и это моя ответственность. Если давление не уходит, я кому-то звоню и делюсь происходящим. Обычно тут все заканчивается. Давление ушло. Я имею свободу выбирать, что делать дальше. Если давление остается, я продолжаю делать следующие правильные действия из 10 шага. Но об этом позже.

Изменение жизни происходит не в прошлом и не в будущем, потому что и прошлое, и будущее - лишь фантомы разума. Чтобы иметь выбор, важно вернуться в реальность, осознать текущий момент и что происходит.
Поделюсь с вами простыми техниками, которые помогают мне в этом.

Чем дискомфортнее ситуация, тем чаще я практикую:
- визуальная расфокусировка (смотрю расфокусированным взглядом на мир, осознаю слияние с ним и осознаю себя его нераздельной частью)
-считаю оттенки зеленого цвета вокруг
- слушаю все звуки-далекие и близкие и внутри себя
- ощущение кожи, что чувствую
-прохожу внутренним взором по всему телу изнутри, осознаю ощущения
- расслабляю мышцы тела, особое внимание уделяю мышцам лба
- осознаю дыхание - частое, поверхностное, сжатое? Начинаю дышать глубже, если эмоции сильные и захлестывают дышу, через открытый рот и глубоко, можно со звуками и представлять, как отпускаешь эмоции с выдохом.
- осознанию движение тела ( Что я сейчас делаю? Надо ли мне это?)
- концентрируюсь (15-90 сек.) на ведущем ощущении в эмоциях и в теле и отпускаю это с дыханием
- осознаю свои мысли (тишину), регистрирую руководящие программы - ХОЧУ, ДОЛЖЕН, НАДО, КРИТИКИ...
+ практика МОЛЧАНИЯ (можно стремиться к бесконечности)!


Дорогой читатель, я не прошу тебя принимать на веру или брать за истину то, что делаю я сегодня в 7 шаге. Вы можете проверить, протестировать и попробовать или оставить все, как есть. Это же как всегда лично ваш выбор.

Теперь про смирение. С чем ассоциируется у вас это чувство? Многие люди ассоциируют смирение с покорностью или униженным терпением. Давайте откроем словарь.
Смирение — самостоятельное психическое состояние покоя, умиротворённости или/и рефлексия, формирующиеся головным мозгом. Этимология слова указывает на суть термина — стремление к миру, умиротворение. (Википедия)

Смирение - с миром. Принимать с миром. Отвечать с миром.

Н.А. Бердяев, русский писатель и философ, 7 раз номинированный на Нобелевскую премию по литературе, сказал:

«Смирение есть раскрытие души для реальности… Считать себя самым
страшным грешником есть такое же самомнение, как считать себя святым…
Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и
свободное подчинение её истине».

Смирение значит честно и с миром осознавать и принимать несовершенство своей человеческой природы. «Мы не святые, мы лишь хотим духовно развиваться.»
Да, я все еще реагирую на внешние раздражители, да, бывает, злюсь. И у меня есть искреннее желание и готовность стать лучше. И мне нужна помощь Силы, более могущественной.


Принцип смирения, о котором часто можно услышать на группах взаимопомощи, - это быть готовым к обучению. Если мы смиренны, мы будем готовы открывать свой разум для новых идей и новых способов видения того, что происходит. Открытость – важная,часть смирения. Мы не можем знать всё. Вокруг нас есть много новой информации и знаний, которые мы можем почерпнуть. Для выхода за пределы своего Я важно начать получать ту информацию, от которой раньше нас закрывало эго. Например, давно не смотрю телевизор, это информационный мусор для души, как и фастфуд - для тела. Может быть, ещё более важно то, что некоторым вещам нам нужно разучиться. Например, перестать бесконечно серфить Instagram, подглядывая за чужой жизнью, или уходить от решение собственных задач телесериальными запоями, или…. Ты сам, если возьмешь ответственность и честно признаешься себе, чем именно ты обезболиваешься,
легко сможешь ответить себе на вопрос: как я ворую у себя жизнь.

Еще один аспект принципа смирения - обращение за помощью в тех областях жизни, где нам необходима помощь.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий - находит, и стучащему отворят» Евангелие.

Обычно сложно обращаться за помощью только из-за собственного мнения о себе. Но что важнее - держаться за свое мнение или прогресс в становлении тем, кем мы можем стать?!
Принцип смирения - не манная каша, и его бывает трудно проглотить. Результатом должно быть открытое серьезное обращение за помощью к Богу в состоянии готовности к переменам и дальнейшая необходимость что-то делать в этом направлении. Что-то делать - совершать действия. Приведут ли они к желаемым результатам? Не факт. Мотива седьмого шага говорит о том, что я доверяюсь Создателю в том, от каких именно дефектов характера и когда они уйдут, и уйдут ли они полностью, не мне решать. Я не диктую, что и когда Он должен изменить во мне, Он сам решает, какие дефекты удалить на один день, чтобы я мог быть полезен, какие сохранить. Это подразумевает смиренное отношение к тому, что будет дальше происходить со мной в жизни.
И в этом Его любовь, чтобы я двигался дальше в направлении ежедневной духовной работы.

Конечно же, мне, возможно, как и вам всегда хочется «таблетки», обезболивающего, быстрого решения. Мне хочется гарантий. Захотел – получит. «Недостаток силы» - это наша дилемма, и, видимо, для того, чтобы Создатель избавлял меня от самого себя, моих дефектов, мне нужно это смиренное осознание, что я не могу в один момент взять и полностью изменить самого себя. Выздоровление - это не таблетка, это путь. Мне жизненно необходимо духовное вмешательство, посредством которого я живу день за днем.

Можно посмотреть на дефекты характера как на активную зависимость. Согласитесь, что это безумие - продолжать употреблять и ожидать, что Бог поможет сгладить последствия. Если ты колешься метадоном, тебе придется пройти через абстиненцию, с медицинской фармакологической поддержкой или без нее. Бог может дать возможность через болезненные ситуации приобрести готовность получать помощь и затем через людей получить медицинскую или другую поддержку. Точно так же невозможно продолжать совершать действия на основе страха, гнева, вины или жалости к себе и ожидать, что Бог удалит их. У Бога нет других рук и ног, кроме наших.
Практика 7 шага может заключаться в разработке действий для формирования нового набора привычек – действий, противоположных тем, которые я использую сейчас и которые не работают или приносят боль. Так можно начать новый этап выздоровления, который вначале может огорчать, не все будет получаться сразу и с первого раза. Это может казаться очень странным, но наше маленькое «я» на самом деле наслаждается жалкой, убогой жизнью и болью, которая с ней̆ связана: обида, гнев, чувство недостойности, неполноценности, вина, осуждение других и нас самих, напыщенность, ревность, желание «всегда побеждать» и быть «всегда правым», грусть и депрессия, скорбь о прошлом, страх будущего, жажда гарантий - это яды, которые мы пьем сами, обвиняя в этом других людей и жизнь в целом.
Эго, конечно же, будет сопротивляться, нашептывать, что все зря, это не имеет смысла, у тебя ничего не получится. Программы, которые формировались не одно десятилетие и которые помогали выживать, не уйдут за один день. Выход за пределы своего Я не произойдет в одночасье. Возможно, потребуются годы практики, а может, и вся жизнь. Мы не святые. Нам нужна Сила, в которой мы испытываем недостаток. Мы стремимся к духовному развитию, принимаем помощь и благодарим за духовный и эмоциональный прогресс, который происходит в процессе нашей практики.
Только сегодня.

Как показывает опыт, при регулярном использовании смирение преобразует боль в рост, страх перемен - в готовность принимать жизнь со всеми ее ситуациями, с новым мужеством и надеждой. Смирение поможет нам прекратить искать нереальный мир с призрачной безопасностью, полный претензий и требований и контроля. Мы не должны быть идеальными. Люди имеют право на ошибку. Нужно время, чтобы стать лучше, и нам необходимо искреннее желание и стремление искать и выполнять волю Бога.
Возможно, вы уже достигли «конца своей веревки» с помощью механизмов контроля. Возможно, вы видели, что чем большие усилия вы совершаете, чтобы получить желаемое в жизни, тем более измотанными и потрепанными становитесь. Возможно, вы действительно уже готовы к практике 7 шага, чтобы отпустить веревку. Каково было бы использовать механизмы ответственности, честности, готовности, смирения вместо механизмов контроля?
Насколько мы готовы представить себе новую жизнь, свободную от претензий, обид и негодований, благодарностью за все, что с нами случилось, интересом, любопытством и вдохновением, радостью, доверием, открытостью миру и принятием жизни. Насколько мы готовы прекратить верить в скрипучий звук заезженных пластинок, который говорит нам: “Что за режим? Яне смогу следовать ему до конца. Все очень трудно, счастья невозможно достичь, здесь какой-то подвох, снова эти духовные принципы, это может случиться для других, но не у меня”…Бла бла бла бла бла.
«Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку — войдешь в страну чудес. Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора.»
Матрица (The Matrix)


В 7 шаге нам все так же важна готовность сойти с места режиссёра, прекратить свои жалкие попытки управлять спектаклем, признавая своё бессилие, и довериться Богу в своих мыслях, реакциях, чувствах и действиях во всём и всегда.

Доктор Боб, один из основоположников 12 шаговой программы, полтора года страдал желанием выпить – это объективно мешало ему, но это не мешало Богу, потому что в это время и все годы потом доктор Боб помог тысячам людей сделать шаги и обрести трезвость в Анонимных Алкоголиках. Он бросил себя целиком в помощь другим людям. Бог использовал его дефекты характера для помощи другим людям.
Билл Уилсон, человек, написавший оригинальный текст Большой книги Анонимных Алкоголиков, в которой изложены 12 шагов, в течении многих лет страдал от маниакально – депрессивного синдрома. Это было очень больно для него, но это толкало его постоянно идти помогать другим людям.

Когда около 10 лет назад я сделал 2й круг шагов, меня полностью не отпустила боль. Меня захлёстывал страх будущего, жалость к себе, раздражение на текущее положение моих дел. Но Сила окружила меня людьми, нуждающимися в помощи, я целыми днями только и занимался тем, что обучал шагам, разбирал шаги и принимал шаги у других людей.
Так Бог использовал мои недостатки, чтобы я пошел помогать другим. Если бы мне не было плохо, я бы занимался своей жизнью, бизнесом, свиданиями, путешествиями, но точно не помощью другим.

Бог делает для меня то, что я сам не могу сделать для себя. У меня просто нет Силы избавиться от моих дефектов характера. Я искренне и мучительно пытался. У Бога есть эта Сила. Но Бог не будет делать это за меня без моего участия. Мне необходимо делать попытки и совершать действия, обратные дефектам характера, чтобы двигаться дальше по жизни.

Вы со мной? Идем дальше.