Детская психиатрия
August 19, 2023

Капканчик

Родитель спрашивает мнения ребенка перед тем, как хочет что-то сделать. Например, в машине играет радио - и взрослый хочет переключить станцию.

А перед тем спрашивает ребенка - можно я переключу?

Тот согласен. Станция переключена.

А потом взрослый спрашивает - а ты почему согласился? Ты точно не слушал ту станцию?

И ребенок простодушно признается - слушал, но мне не хотелось тебя расстроить, я согласился…

И вот тут он попался в капкан!

Взрослый уже недоволен. И ребенку читается нотация на тему «Почему ты не сделал выбор в свою пользу, почему ты захотел как лучше для меня, я хочу, чтобы ты всегда делал выбор в свою пользу, и не думал - понравится другому или нет».

Это все может не проговариваться в моменте и именно в таких выражениях. Но материализуется в воздухе, потому что родитель загрузился. Он недоволен своим ребенком. А это - транслируется, даже невысказанное.

Еще хуже, если началось сравнение - например, с сиблингом. «А старший/младший не такой, тот наоборот всегда действует в своих интересах, а вот этот почему так не делает, а хочу чтоб делал!»

В чем проблема?

Совершенно не в том, что ребенок делает «неправильный» выбор.

А проблема в созданной взрослым патологической ситуации, которая потом бьет по обоим участникам. Вот она пошагово:

  1. Взрослый захотел.
  2. Взрослый спросил мнение ребенка перед действием.
  3. Ребенок сделал выбор, сказал взрослому "да".
  4. Взрослый совершил свое действие.

В здоровой ситуации на этом конец, живем дальше.

А когда у нас есть нулевой пункт, в котором взрослый уже заложил приемлемый ответ ребенка - свои ожидания в общем, "как я хочу, чтобы он выбрал".

А когда у нас есть пункт №5 - в котором взрослый допытывается, почему ребенок разрешил и точно ли ему комфортно.

И потом это все не совпало…

И взрослый выдал реакцию - я недоволен, что ты так поступил…

Тогда это травмирующая история. Ребенок тяжело переживает, если им недоволен взрослый.

А родитель сам создал капкан, ребёнок в него попался и теперь взрослый недоволен. Так что оба в ловушке.

Хотя в высшей степени странно - ребёнок искренне себя проявляет, честно играет по правилам. Вроде вот - смотри, у меня такой характер. Я ради тебя могу поступиться своими желаниями. Принимай меня таким. А нет - у родителя в голове есть отрисованная картинка, как он хочет видеть своего ребенка. И не знаешь ты в 5-6 лет, как ей заранее соответствовать.

Что в остатке? Ребёнку просто больно.

И чтобы меньше травмироваться, надо учиться угадывать чаяния родителей и выдавать одобряемые ответы. Или научиться игнорить.


Дмитрий Иващенко