February 25

Он слов не понимает

Перед применением силы есть способ снять с себя вину.

Надо сказать вслух «Ну я ему раз сказал, а он слов не понимает!» Дальше - бить человека.

Взрослым очень не нравится, когда такой текст звучит между братьями и сестрами. А он с завидной частотой там звучит. Триггерит взрослых разумеется. Ведь нехорошо бить брата или сестру, особенно когда они младшие.

Но дети это срисовали от взрослых.

Давайте обсудим.

Первое.

Всё он понимает. Если в ответ на словесный запрет ребенок продолжает нежелательное поведение - это не означает "бей меня немедленно, разрешено". Опцию насилия взрослому лучше просто отключить, так эффективнее строятся отношения. А надо как раз проанализировать - почему так? Почему я запретил, он продолжает делать... и что? В чем проблема, что он продолжает? Какие последствия? Чему это мешает? Или ничему не мешает, а просто мое эго задето - меня, Главного, не слушаются! Это долго, это сложно осмыслять. Но в конце можно внести изменения в жизнь, чтобы нежелательное поведение перестало быть ребенку выгодным.

А когда оно выгодно? Ну наиболее очевидное - когда это сразу дает накал эмоций и внимание взрослого. Те самые психологические ловушки, когда ребенок снова и снова повторяет раздражающее взрослого поведение. Именно потому, что нужно быстро получить заряженное эмоциями общение. Взрослый сам показал, как это сделать.

Убрать реакцию, перестать замечать - ребенку станет неинтересно. Если мы параллельно стали давать внимание ребенку без его провокаций - так вообще красота. Потому что неудобное поведение возникло не в моменте, и его так же надо исправлять вне ситуации. То есть не страшной карой при нарушении запрета, а ремонтом семейной системы, отношений вообще - ведь скорее всего проблема там.

Есть конечно и иные нюансы, как бороться не нежелательным и даже агрессивным поведением. Пост не об этом, потому в дебри я не залезаю. Но если ситуация кажется просто безвыходной - пора к специалисту. Разрулит.

Второе.

Давайте посмотрим на самих себя. Как мы, взрослые, "понимаем слова". Мы что, сразу все кидаемся делать? Даже собственные планы? Кто тут не прокрастинатор, шаг вперёд! Я уже молчу про просьбу близкого. Давайте кто не святой: всегда ли нас поднимет с дивана сказанное мужем/женой? И считаем же себя вправе не сделать? Считаем конечно.

А ребенка мы этого по умолчанию лишаем. Отчего-то есть мнение - «нормальный ребенок реагирует на просьбы в 100% случаев». Ну как джинн из лампы. Хотя даже джиннам лимит по желаниям стоял. А на деле ребенок - живой человек. Ему с каждым годом хочется больше и больше автономии. А еще он видит поведение взрослых и готовность папы/мамы подрываться исполнять взаимные просьбы… Чем он хуже? Тем, что не может на силу ответить силой? Ну всему свое время, не вечно же ему быть дошкольником...

И - мы после того, как все это вспомнили, позволим себе заявить "ну я сказал сделать, а он не сделал, значит слов не понимает, значит через ремень дойдет"? Удачи, если хотите так.

Третье.

Вот сиблинги между собой начали это. "Ну я ему сказал отвали от меня, да он слов не понимает, ну я ему и врезал! Ну папа, ну ты же сам так говоришь, когда тебя не слушаются!"

Кто-то решил, что дети не могут? Что они почему-то признают исключительное право на насилие за взрослыми? Ага, наивные.

Как раз это главный инструмент, который перейдет по наследству! Ведь так проявляется привязанность - я хочу быть похожим на своего взрослого. Еще при директивном стиле воспитания дети начнут бороться за место «зама». Старший будет копировать речи взрослого в адрес младших. Проверять, как они исполняют указ родителей. Пинками их подгонять "Ты не слышал, что папа сказал? Ты слов что ли не понимаешь?"

Это возможно исправить, только отказавшись самим. Но можно ничего не менять, если считаете это верным. Жизнь разная, и каждому свое.


Дмитрий Иващенко