February 27

Ты мне типа тайну открыл?

Да на себя посмотри для начала! Всю жизнь знаю тебя, от своего ребенка не укрыться.

Да, я сейчас буду говорить про желание сделать ребенка получше. Лучшей версией его самого. Чтоб ошибки не совершал, и все получалось всегда в жизни. В общем, мостим дорогу в преисподнюю как всегда по-стахановски.

Меня два вида такого "улучшения" триггерят, и я обращу на них внимание.

Первое.

"Все можно сделать за 1 минуту, а ты 3 часа тянешь и тетрадь не можешь открыть! Ну неужели ты не понимаешь, что надо только сделать и гуляй сколько хочешь! Ну почему надо тебя весь вечер уламывать сесть за уроки!?"

Ага, и вроде все правда. Ну так - в чем проблема, нам ребенок значит достался бракованный? Почему действительно не сесть сразу за уроки и не выйти через 10 минут из-за стола?

Прокрастинация имеет много корней. Я знаю некоторые из них, перечислю:

  • Дело мне неприятно само по себе, и хоть оно очень коротко, я буду оттягивать начало.
  • После выполнения уроков родители проверят, если ошибусь - заставят переписать начисто. Это портит впечатление, неприятно, и потому я буду оттягивать начало.
  • Уже рутина - во время выполнения домашки родитель несдержан, орет, я не понимаю, он не понимает, в общем чем дольше мы не приступаем - тем лучше.

И да, я привел пример с домашкой. У меня как психиатра складывается впечатление, что 99% семей с детьми в возрасте 7-11 лет тратят вообще все вечера на грандиозные скандалы. Там 4 часа крики "Сядь за уроки!" и 20 минут деланье уроков. Надеюсь, что моя картина искажена, и на деле таких семей меньшинство))

Но конечно прокрастинация у ребенка может проявляться в разных местах. И в хобби - ну самое типичное "не хочет идти на секцию, зато когда приходит - нравится, занимается, но каждый вечер одно и то же - ноет, что не хочет идти".

И решение родитель избирает вполне очевидное (но ужасно неэффективное) - объяснять ребенку. Читать нотации. Приводить примеры. Картинки рисовать - вот смотри, делаем дело 20 минут, а садимся за него 3 часа, вон как можно это время использовать!

Мой стандартный ответ - Да всё он знает! Только конечно сформулировать не может. За поведением стоит потребность. За невозможностью преодолеть барьер, чисто психологический, стоит просьба о помощи.

Как помочь? Не так, как раньше. Потому что - ну как можно ребенка пробовать нотациями отучить откладывать неприятное дело? Тайну типа открыли? Ага, а то я не знал, что время зря уходит. Но у меня в голове другое решение - уроки бы отменить вовсе и красота! Ваше "сядь сразу" как-то не вдохновляет.

Ну и плюс - ритуал общения! Эмоции! Внимание родителя! Мы весь день не виделись, надо пообщаться, да с огнем, с накалом страстей!

Ребята, если бы все было так просто - думаете, проблема вообще бы существовала? Придется проявить недюжинное знание собственного ребенка. Как и чем цеплять, через что воздействовать. Нет, я не про насилие и шантаж. Я про то, как именно поможете. Универсального совета нет. Помогать - делом. Иногда работает просто отстать от ребенка. Но все истории весьма разные.

Еще накину - не стоит слишком строгими быть. На себя посмотрите. Прокрастинируете точно. Откладываете дела точно. Если сейчас читаете и думаете "Я не такой, всегда все делаю и сразу" - ору как Станиславский!

Ребенок это срисовал, неосознанно, но срисовал. Поэтому ваши нотации его бесят, прям до жути. Не надо их читать. Его неудобное поведение вовсе не оттого, что мало капают на мозги.

Второе.

"Столько всего сегодня было, аттракционы, и все тебе разрешали, а ты злой вернулся, и только повторяешь нам, как тебе не разрешили на лошади покататься"

Узнали, наверное. Мое "любимое" позитивное мышление. Взрослым неприятно, что ребенок запоминает только негативные события из всего произошедшего. Ну как мы все в общем)))

Но ребенок должен же радоваться! И нам, хорошим родителям, подтверждать - мы молодцы и качественно досуг семейный организовали. А своими негативными воспоминаниями как бы тень на нас бросает - нехорошо!

Опять - на себя посмотрите. Нам позволено и расстраиваться по пустякам, и запоминать лишь критику. И раздувать из мухи слона само собой.

Ребенок это видит в нас. Не скрыться, он ваши мысли читает. И - мы чего-то другого ждем? Позитивное мышление и все такое? Нет права на высказывание недовольства?

Конечно надо принять это. Просто принять и просто с этим жить дальше. Ребенок это делает не чтобы Вам досадить. Он действительно переживает. Нуждается конечно в Вашем внимании. Но не в нотациях. Не надо давать непрошеные советы, объяснять про позитивное мышление.

И тем более не стоит попрекать ребенка - "вон как много тебе сегодня всего дали, а ты неблагодарный, из-за мелочи истерики закатывать!"

Это не поменяет его поведение. Не сделает так, что он впредь будет видеть только хорошее и все плохое фильтровать. Потому что - тут характер, тут личность. Все люди разные, не выйдет слепить что хочется из отдельного человека, пусть и очень на вас похожего.

Итог?

Взрослым успокоиться. И что страшно раздражает вас в себе, и что вы вдруг видите в ребенке - отпустить. Надо с этим взаимодействовать, а не пытаться подавить. Ну да, нотациями кстати вообще ничего на свете поменять невозможно. Я еще в жизни не встречал кейса, где "он сделал не так, мы ему все объяснили и он так больше не делает". Это работает в двух случаях: 1) ребенок сам попросил ему объяснить, как правильно и 2) поступок ребенка был случайный и он не хотел его совершать.

В остальных случаях мы видим "он так повторяет и повторяет, мы ему объясняем и объясняем, что так нельзя, язык отсох, а он все повторяет это и повторяет".


Дмитрий Иващенко