Детская психиатрия
November 17, 2021

Вирус гиперактивности

Гиперактивность просто захватила страну.

Я очень негативно воспринимаю, что каждый человек может сказать про ребенка сегодня: "это у вас гиперактивность", "он у вас гиперактивный", "да все понятно, СДВГ".

Это говорят не только врачи. Посторонние. Воспитатели, учителя. Это стало объяснением многих проблем с поведением. Точнее - с удобством детей.

На практике вижу совершенно иное: ребенок просто не такой удобный. И несколько отличается от сверстников на площадке. В три года.

И сразу: гиперактивность.

У меня и круче есть примеры: как-то на приеме родитель сказал, что "поставили гиперактивность сразу". Я приколоться решил - это как, с рождения? А мне на полном серьезе: с первого месяца.

Педиатр. Поставил. Гиперактивность. В возрасте 1 месяц.

Я кратко: гиперактивность, неусидчивость, отвлекаемость является вариантом нормы до 5 лет точно.

Потому что от ребенка до 5 лет не требуется сидеть и учиться. Это не должно его дезадаптировать. Пусть играет. Да, пусть бегает, если хочет.

Когда плохо? Когда не организуется в детском саду. Когда симптомы из критериев диагноза СДВГ явно присутствуют, и мешают ребенку в нескольких местах - семья, улица, садик, секция. И везде проявляются по одному сценарию.

Но такой эксклюзив мне попадался редко. И вообще я до 6 лет СДВГ ставил 1 или 2 раза за карьеру.

Намного больше "нам три года, бегает, плохо слушается, это гиперактивность".

Или даже "агрессия в детском саду, нам сказали, это гиперактивность".

Здесь ремарка: агрессия не входит в критерии диагноза СДВГ, ее там нет просто. Зато она есть в инструментах общения у ребенка 2-3 лет, и взрослые должны дать новые инструменты, чтобы вытеснить неэффективный.

И чем кончить этот текст? Я его не заканчиваю. Буду и дальше писать отрывочные тексты о том, как много "гиперактивности" и как она совсем не СДВГ.