May 10

Страшно выйти оттуда

Нет у меня такой проблемы в жизни, но коль скоро я наблюдаю ее, хочу поговорить.

Эти страшные чаты. Родительские. При упоминании о них все мои ровесники обязательно скажут «Как мне повезло, что когда я учился - этих чатов не было!»
Я не понимаю, почему они есть в жизни наших детей сейчас. Ладно, понимаю. Мы так решили. Нам кажется так удобно. Нам кажется так правильно. Нам страшно, что иначе хуже. Нам просто страшно.

Почему так заявляю? Потому что чаты не являются обязательными. Если я неправ, самое время дать ссылку на конкретную статью федерального закона, который обязывает в чатах состоять)) Но не знаю я такого закона.

Дисклеймер: У меня да, нет семьи. Но я думаю, что в чатах родителей состоять не буду и жене не позволю. Причина: чат гарантирует проблемы для психики и не является инструментом защиты твоего ребенка. Потому что по закону - все решается иначе. Учитель, завуч, директор. Они отвечают за детей в школе. При нарушении закона - полиция. А все разборки в чатах - уже социальные игры и самоутверждение. Еще канализация энергии для неудовлетворенных взрослых. Но не способ решить проблему.

Люди создали чаты сами. Как показывает практика, это теперь ад. Многие родители моих пациентов панически боятся чатов, ведь там пятиэтажным матом могут написать о плохом поведении их ребенка!
Но одновременно - это же способ наехать на других родителей, когда их дети себя плохо ведут!
…хотя почему-то я наблюдаю одностороннюю картину: родители, которые боятся чатов, реагируют на каждый наезд в сторону своего ребенка. То есть исправно ругают его и наказывают за плохое поведение.
Но те же взрослые удивляются, когда уже их претензии к другим детям в чате полностью игнорятся!
Как так, мы же были хорошими, правила игры исполняли! Почему магия чата на нас не распространяется? Почему теперь мы не можем побыть карателями для чужих детей?

Теперь поговорим уже с примерами. Я же хочу порассуждать о явлении.

Первое. Конфликты детей.

Жалоба в чате на ребенка запускает цепную реакцию. Родители начинают ругать. Или не ругать, но расспрашивать. Или не расспрашивать, а просто взволнованно говорить «Не делай так больше, понял?» Все это негативно, больно, противно. А еще учительница подскакивает на стуле «Ну решите вопрос с ребенком, видите что в чате пишут, я должна же вам доносить!»
И чат поможет лишь испортить отношения дома! Потому что даже здесь под защитой себя не чувствуешь! Чужие злые люди пишут родителям, родителям страшно. Вместо того, чтобы меня защитить - они на меня же нападают!
И уверяю, неважно, кто там первый начал. Заругать хулигана дома - не улучшит его поведение.
Если кто-то посчитает, что ребенок будет лучше себя вести, потому что знает, что все всё узнают и потому неотвратимо накажут… это отсылка к Тарантино: «я хочу, чтобы он знал; я хочу, чтобы он знал, что я хочу, чтобы он знал» («Убить Билла»)… отвлекся, смотрел только что просто... Нет, ребенок просто будет бояться и стрессовать, но от этого ребенком быть не перестанет. Будет познавать мир. Общаться. Ругаться. Мириться. И лучше учиться врать, раз за ним такой надзор…

Эммм... а исполнительные родители "плохого ребенка" столкнутся с тем, что их сообщения игнорятся. То есть - они выкатывают претензии другим родителям. Ваш ребенок-то тоже не ангел! Разберитесь! Тишина. И ничего. Ничего не происходит! А мы-то своего уже наругали, а как же теперь... а почему другие не как мы?
Ну вот так жизнь устроена. Думал, будешь нравиться другим людям и они станут из кожи вон лезть, чтоб тебе понравиться?
Инфантилизм.
Давайте по-взрослому.
Если у детей в классе проблемы с поведением, отвечает учитель, школа. Инструментарий крайне ограничен. Для желающих поспорить у меня есть примеры с неисправимыми хулиганами, родители которых не реагируют на сообщения - и никто ничего не может поделать! Отчислить ребенка из школы - легко? Спросите педагогов...

Так а кааааак? А никак. Как повезет. Ни чат не спасет, ни постановка на внутришкольный учет. Эти пугалки действуют только на ответственных и хороших родителей.
Я знаю, что детей надо учить инструментам общения, как пример - тренинги профилактики травли. Учителем. Со всем классом, а не только с «козлами отпущения». Потому что проблема общая.
Все остальное - разные сорта травли. Изоляция неудобного ребенка тоже. Если мы не про ребенка с расстройством развития психики. Это история отдельная, пост не про нее - там важно специалиста подключать…

Ну и конечно - вы же хотите, чтобы ребенок развивался как личность? Для этого нужно уметь общаться. Получать обратную связь от сверстников, а не только от строгих тетенек. В том числе иметь жизнь, спрятанную от глаз взрослых. А если любое сказанное в классе нехорошее слово тут же стало поводом для родительского чата и кары... не ругайте потом своих детей за страх быть самостоятельными и принимать решения.

Второе. Решение общих вопросов при помощи чата.

Чат ведь помогает коллективно решать вопросы. Организовать экскурсии. Быстро обсуждать любые общие неприятности. Да и учителя тоже поругать, пообличать можно.
Мое мнение: нет, это снова делает чат источником стресса. Потому что не знаешь, что прилетит. И не всегда есть ресурс нагружаться какими-то делами. Еще это отжимает энергию, которую бы на близких потратить.
Создать чат под экскурсию? Под ремонт класса, если вас задействовали? На здоровье. Вопрос закрылся - чата больше нет.

Побудьте с семьей и дайте энергию им. Им нужнее.

Заключение.

Вижу в чатах карго-культ. Декорации, в магию которых все верят. Одновременно ненавидят и считают, что так лучше. Так безопасней. Так проще разделить ответственность...

Не знаю, как можно уважать человека, решившего не нести ответственность. Который дал другим право решать, как ему жить. И который потом на этих других обижается, они же поступили не как ему хотелось.
Примерно так я вижу взрослых, которые состоят в чатах и стонут, как же им плохо от этого.
Я как врач в работе не видел плюсов от родительских чатов. Я как врач рекомендую защищать свою семью. Использовать для этого правовое поле, а не отдаваться эмоциям в мессенджере.

Мир конечно меняется. Но не все технологические улучшения несут нам больше спокойствия.


Дмитрий Иващенко