May 20, 2020

20 дней - 20 альбомов. День 7

В начале девяностых я отчаянно (на самом деле нет) искал различные источники, из которых можно было узнавать о музыке. Но довольно странно, что искал я то, что уже слушал или с чем уже был знаком. Основным источником моих тогдашних познаний стало приложение к журналу «Студенческий меридиан» - «АНОНС СТ.М». Оттуда я узнал, что такое фриппертроника, что кавер-версия Дэвида Боуи на песню The Beatles I'm The Walrus до сих пор (1992) не опубликована (и, кажется, до сих пор так и есть), а также почитал ехидные комментарии про Guns'n'Roses. Ничего из этого я, конечно, тогда не слышал :) Однако постеры с разворотов повесил. И вот весной 1994 года мой приятель и одноклассник О. сказал, что договорился с одним парнем, который будет играть с нами в группе. Мы пришли в подвал шестнадцатого корпуса университета, и там нас встретил Р., который был на два года старше нас - фактически старик, - учился на факультете электронной техники и напоминал лесного эльфа (хотя подвал больше походил на тронный зал короля гномов). Поскольку Р. играл на гитаре, то как-то решилось, что О. играет на клавишах (?), а я - на басу. В конце одной из репетиций Р. заметил, что мне нужно учиться играть поинтереснее, и сказал:

Во, послушай вот этих ребят и посмотри, как надо играть на басу!

Так я, наконец, узнал, кто те очаровательно разгильдяйски-оборванные парни на одном из моих постеров. Узнал и... через две недели Кобейн застрелился, лишив меня надежды на какое-нибудь продолжение.

Однако Р. не ставил задачи облегчить мне жизнь: включив мне этот трек, он не сказал, с какого альбома :) Вероятно, он предполагал, что это общеизвестный факт, но не знал, что я до того момента (и, честно признаться, некоторое время после) вел аскетически-дремучий образ жизни. Пришлось искать ответ самостоятельно. В ту пору уже открылся (для мира и для меня) локальный центр музыкального образования - ларёк с кассетами на улице Полежаева, поэтому я пошёл туда, долго изучал витрину и, наконец, взял кассету с препарированной крылатой беременной женщиной, над которой красовались желанные буквы. В момент, когда зазвучал первый трек, и случилась необратимая вещь.

Кассетная версия заканчивалась Tourette's, поэтому одной из лучших песен Nirvana All Apologies меня ушибло чуть позже, равно как и дичайшим (на тот момент) треком Gallons Of Rubbing Alcohol Flow Through The Strip. В переиздании (см. выше) на первом диске добавлено еще несколько треков, записанных в эту сессию.

К счастью, ангел-хранитель уберег от радикализма: я собрал всего лишь все официально доступные в нашей стране CD-релизы и только один концертный сборник From The Muddy Banks Of The Wishkah. Но смутное суждение спустя годы оформилось: In Utero - вершина творчества Nirvana, великолепный баланс прекрасных мелодий и риффов, до сих пор не утративших своей свежести.

Влияние: Nirvana полностью переформатировала мой подход к тому, как должна выглядеть идеальная песня.

Послушать еще:

Во-первых, все остальные студийные релизы Nirvana:

Во-вторых, альбомы предтечи Nirvana - группы Fugazi, которую сам Кобейн называл одной из определяющих его творчество. Я давно жду их на Яндекс.Музыке, но по каким-то причинам их там пока нет, так что держите ссылки на Deezer:

В-третьих, у Nirvana были ещё предшественники-вдохновители, которые, как и Fugazi, вдохновили героев девяностых на новый звук и несколько поколебали моё мнение о том, что восьмидесятые были эпохой музыкального позора - Hüsker Dü:

  • Zen Arcade (и снова, к сожалению, Deezer, потому что именно этого релиза на Яндекс.Музыке и нет).

Закончу секцию рекомендаций альбомами группы, которая фактически является современницей Nirvana, но при этом не закрепилась в каноническом списке представителей гранджа - The Smashing Pumpkins:

Конец первой недели - шабаш! До скорых встреч