January 27

«История искусств». Отзывы на курс по выбору

Мы продолжаем рассказывать вам об академических возможностях Совбака. Кроме дисциплин по программированию, у нас также есть и гуманитарные предметы. Один из них — «История искусств». Чтобы лучше раскрыть его суть, мы взяли интервью у четырёх студентов и узнали о том, какие впечатления у них остались после прохождения этого курса.

Для лучшей навигации по статье список вопросов представлен в оглавлении:

Как бы ты описал свои впечатления от учебы на этом курсе?

Владимир: Несмотря на то, что с моим основным профилем курс никак не связан, он всё равно доставил мне много удовольствия. Я чувствую, что стал более образованным и духовно развитым. Также отдельно хочу отметить потрясающую и семейную атмосферу на семинарах, было приятно и местами очень смешно. Тем не менее есть некоторые моменты, которые мне не очень понравились: 1) Курс предполагал изучение огромного временного периода. В итоге, большую часть времени мы обсуждали античность и остановились на эпохе возрождения. Показалось, что была попытка объять необъятное. 2) Не очень понравилось то, как была построена система семинаров. К каждому семинару мы читали главы учебника, и на занятии просто проверяли эти знания, то есть был мини опрос формата: А кто это написал? А где это картина хранится? Наверное, я бы хотел, чтобы было больше обсуждения самих картин.

Александра: Мне кажется, что это один из самых интересных гуманитарных курсов, которые у меня были. На самом деле, первоначально я шла на него с целью хотя бы чуть-чуть понять что-то в искусстве, потому что я всегда считала себя человеком с техническим складом ума, который не особо разбирается в творчестве (я даже боялась, что я просто ничего не буду понимать), и, мне кажется, я нашла все это в данном курсе и даже намного больше. Нам давали читать очень интересные книги, смотреть различные фильмы про искусство, мы даже ходили в Новую Третьяковскую галерею. Это было как домашнее задание — я давно не получала от домашки столько удовольствия. Интересные темы, новые мечты увидеть все великие полотна и архитектурные сооружения вживую, интерактивы — это все про этот курс, и, честно говоря, если бы у меня была возможность пройти этот курс еще раз, я бы обязательно это сделала.

Лиза: Мне очень понравился курс. В рамках него изучаются разные направления искусства от орнаментов древних цивилизаций до фотографии ХХ века. При этом повествование сконцентрировано вокруг конкретных тем (например, «Латынь Архитектуры» или «Незавершенное»), а не отдельных периодов или личностей. Это создает эффект погружения в суть искусства, в его многогранность. После курса полученные знания объединяются в одну картину и формируется некое общее представление об эстетике; при этом, нет ощущения излишней академической тяжести. Курс лекционный, к каждой лекции выкладывалась презентация, а также авторский текст на соответствующую тему. Эти тексты, кстати, легли в основу замечательной книги «16 эссе об истории искусства», опубликованной в 2022 году.

Дмитрий: Хочу сказать, что этот курс я взял в первом семестре своего бака, поэтому уже многое позабыл. В целом, курс показался мне достаточно приятным.

Владиммир Ханов, студент 1 курса Совбака

Какие у тебя впечатления от лектора и семинариста?

Владимир: Лектор и семинарист — потрясающие люди, которые всегда готовы помочь и ответить на любой твой вопрос. К тому же, они точно отлично разбираются в искусстве. Александру (нашего семинариста) хочется поблагодарить за прекрасную и дружелюбную атмосферу, я всегда ждал занятий, потому что знал, что хорошо проведу время. Олег Воскобойников (наш лектор) — профессионал и автор огромного множества статей. Лекции были онлайн и не были связаны с семинарами, то есть на семинарах мы разбирали одни вещи, а на лекциях — другие. На счет лекций: такой формат мне абсолютно не подходит, эта была первая лекция, которую как будто бы невозможно конспектировать. Нет четкой структуры, просто набор интересных фактов. Но многим моим друзьям нравились лекции, так что, возможно, это моя причуда.

Александра: Я все еще в восторге от лектора и семинариста. Олег Воскобойников очень увлеченный своим делом человек, который все время рассказывал нам разные истории, делился своими мыслями, которые было очень интересно послушать, показывал вид за окном во Франции. А Александра Мамлина, по моему мнению, заинтересовала всех в данном предмете, делая различные интерактивные тесты и просто принося в нашу жизнь радость (даже если тесты были тяжелыми). Лектор и семинарист, несомненно, останутся в моей памяти на долгое время.

Лиза: В 2021 году все пары проводил Олег Воскобойников — медиевист, историк искусства, научный руководитель проекта «Страдариум». Про его проекты и научные труды можно прочитать в Википедии. От себя хочу лишь добавить, что он очень захватывающе рассказывает. Ты начинаешь видеть новые смыслы в давно знакомых произведениях или вдруг открываешь что-то интересное для себя в теме, которая раньше казалась тебе максимально далекой. И всегда можно задать интересующий тебя вопрос, попросить подсказать с литературой или что-то еще обсудить. В 2022 году я была ассистенткой на курсе, знаю, что семинары вела Александра Мамлина, итальянистка, доктор исторических наук. Она тоже замечательный преподаватель. Вот, кстати, ссылка на канал лектора, там много всего интересного! https://t.me/olegvoskoboynikov

Дмитрий: Воскобойников очень приятный человек и, я уверен, отличный специалист, но довольно скучный лектор. С семинаристом мы никак не общались, она только проверяла некоторые эссе.

Насколько этот курс времязатратный?

Владимир: Всë зависит от того, на какую оценку ты хочешь закрыть курс. 10 получить прям сложно, нужно ходить на абсолютно все семинары, отлично рассказать доклад и превосходно справится с итоговым эссе. Также есть такой вид контроля, как квизы, к которым я не знаю, как готовится. Иногда складывалось ощущение, что что бы я ни выучил, всё равно часть вопросов будут мне неизвестны. То есть были материалы лекций, презентации и учебник, но как бы ни готовился, никогда не получалось показать действительно хороший результат. Нужно было запоминать каждое слово на лекции и семинаре, чтобы написать достойно. Однако, есть те, кто получил 10 за курс, я безумно уважаю всех ребят за такое старание и трудовую этику. Это очень круто! Своей 8 я оооочень доволен) Так что на этом курсе не получится халявить и просто так получить хорошую оценку. Нужно читать учебник к каждому семинару, участвовать в обсуждении. Также для доклада и эссе нужно много времени потратить на анализ материалов и литературы, чтобы представить хорошую работу.

Александра: Я посвящала этому курсу не так много времени, по сравнению с другими предметами, но как человеку с более математическим складом ума, иногда мне он давался даже тяжелее других курсов. Я тщательно читала все тексты, смотрела все видео, старалась подготовиться ко всем тестам, но все равно все это не занимало ужасно много времени, ну или время просто быстро пролетало, потому что читать было и в самом деле интересно)

Лиза: Всё зависит от задач. Искусством можно заниматься бесконечно. Но, если говорить про конкретные задания, то в мой год нужно было написать одно эссе, сделать один доклад (и два раза мини-доклады), сдать несколько квизов и участвовать в семинарах.

Дмитрий: Половину семестра мы были на дистанте, поэтому времени уходило меньше, чем у предыдущих курсов (как я слышал, к оффлайн квизам тяжелее готовиться). А так, я бы сказал, что тратил не очень много времени.

Александра Копылова, студентка 2 курса Совбака

Насколько здесь тяжело получить отличную оценку?

Владимир: Не всегда кристально ясно, что нужно сделать, чтобы получить хорошую оценку. Я думаю, без этого никуда, всё же предмет очень субъективный, и всё зависит от того, понравится ли семинаристу твоя работа. Просто мне, привыкшему к более точным наукам и критериям, это было непривычно. 8-10 получить достаточно сложно, нужно много времени уделять предмету и то, это не гарантирует результат.

Александра: Я думаю, если заинтересоваться в предмете, то вообще без проблем, я, сама того не ожидая, закрыла курс на 9. Мне кажется, самым тяжелым в этом курсе для некоторых может стать семинарская активность (не все любят отвечать), тесты, которые иногда были сложноваты, ну и выбор темы финального эссе, потому что иногда очень тяжело выбрать тему, по которой тебе серьезно будет интересно писать и по которой будет достаточно источников. К счастью, мне это удалось, и, если честно, я очень горда своей работой, потому что это одно из самых красивых и продуманных эссе, что у меня были.

Лиза: Квизы как-то всем не очень легко давались, поэтому 9 получить сложно, 10 почти не бывает. 7-8 набрать вполне реально. Почти никто не попадает на пересдачу.

Дмитрий: Я получил 8 без особых усилий, на 9-10 нужно написать хорошее финальное эссе (что несложно сделать, если вложить часов 5-10).

Если бы была возможность совсем не брать дополнительные курсы (т.е. они были бы факультативными), ты бы записался на этот курс?

Владимир: Оглядываясь назад, думаю, что определенно да. Местами было сложно, и выше я уже перечислил немало минусов, но это всë перекрывает атмосфера этого курса. Хотелось участвовать в обсуждении, слушать доклады ребят. Помимо этого, думаю, мои знания в искусстве прибавились, а главное — оно начало мне нравиться. Теперь в свободное время я часто хожу на различные выставки. За это я курсу очень благодарен.

Александра: Без сомнения, да. Этот курс был не просто интересным, но и он прокачал мои навыки написания хорошего оформленного эссе, которые очень полезны для будущих курсов. Ну и просто этот курс внес красок (в прямом смысле этого слова) в мою жизнь, я очень рада, что среди всех курсов по истории я выбрала именно этот.

Лиза: Да! Это мой любимый курс за все три года на Совбаке.

Дмитрий: Скорее всего да, так как курс дает некую систематизацию знаний об искусстве, и об этом всегда можно с кем-то поговорить.

Лиза Иосида, студентка 3 курса Совбака

Было ли такое, что ты жалел о записи на этот курс? Чем было вызвано это ощущение?

Владимир: Не думаю, что я прямо жалел, но был один момент, когда я сильно расстроился. Я выучил все картины из всех презентаций и, как мне казалось, был готов к квизу. Однако я получил 4. Тут важна даже не оценка (я из-за них обычно не расстраиваюсь), а то, что уверенность в своих знаниях очень сильно пошатнулась. Надо было также учить и лекции!!! Позже я перестроился, стал относиться к курсу проще и начал получать от него удовольствие.

Александра: Наверное, мне было тяжеловато в первое время, потому что я такой человек, которому тяжело проявлять активность на семинарах, поэтому для меня было очень тяжело сделать этот большой шаг и начать отвечать на парах. Именно поэтому первый семинар меня чуть-чуть испугал, потому что все старались максимально отвечать на вопросы преподавателя, а я еще чувствовала себя немного растерянно. Но я сделала этот рывок, и думаю, он был очень полезен для меня, потому что такие шаги дают мне уверенность в себе. После этого я поняла, что отвечать на семинарах не так уж и страшно, и даже начала получать от этого некое наслаждение.

Лиза: Не было

Дмитрий: Нет, ни разу. Мне нравилось, что интеллигентность немножечко повышается.

Кому ты порекомендуешь взять этот курс? А кому не порекомендуешь?

Владимир: Рекомендую любителям искусства. Наверно, это единственный курс Совбака, на котором вы можете подискутировать о любимых картинах или скульптурах. Также рекомендую тем, кто хочет открыть для себя мир искусства и полюбить его. Точно не рекомендую тем, кто хочет ничего не делать и закрыть историей искусства обязательные курсы по истории. Я думаю, что есть менее требовательные курсы.

Александра: Честно говоря, я думаю этот курс подойдет всем студентам: и тем, кто не знает, что такое история искусств и даже чуть-чуть боиться углубиться в гуманитарные курсы, и тем, кто уже имеет представление в этом предмете.  На этом курсе дается свобода выбора темы для презентации, финального эссе, и ты можешь написать о том, что тебе нравится, о чем бы ты хотел узнать или просто выразить свое собственное мнение. Очень интересно послушать презентации однокурсников на самые разные темы от живописи до кино, от фотографии до архитектуры, посмотреть на искусство в разных странах и эпохах от Древнего Египта до современного мира. Ну и просто потом приятно ходить по улице, по галереям и понимать, что ты можешь использовать разные профессиональные слова, чтобы описывать полотна и архитектуру знаний — ты сразу чувствуешь себя чуть-чуть значимее. Поэтому я советую этот курс всем тем, кто хотел бы просто почувствовать себя счастливым, хотя может и через усердную работу. Результат того стоит!

Лиза: Рекомендую тем, кто хотя бы немного интересуется искусством и хочет с ним соприкоснуться! Если же вам нужно просто закрыть кредиты по истории и не хочется особо вникать, есть, наверное, более простые пути это сделать…

Дмитрий: Рекомендую тем, кто хочет разобраться в чем разница между рококо и барокко или просто узнать больше про искусство. А также тем, кто просто хочет закрыть курс по истории.

Дмитрий Башелханов, студент 4 курса Совбака