Этнография
April 11, 2019

Камень

В свой первый приезд в Чечню, в мае 2013, я был уверен, что проведенные там две недели будут последними и больше я сюда не вернусь. Не потому что там хуже или мне что-то не нравилось, а потому что на тот момент Чечня не представляла для меня загадки, я не знал ее тайной истории, а поверхностная социальная жизнь мало чем отличалась от Москвы. Но я вернулся и провел там пять неполных лет.

Вернулся в июле того же 2013, с пониманием, что если я остаюсь здесь, мне надо понять глубинные этнические процессы. У чеченцев это все еще совсем на поверхности - не запрятано и не стерто, и совсем рядом происходят чудеса. Это вероятно еще и компенсация за ужас войны, который так же не стерт.

Колыбелью чеченского этноса является область Нашха и Галанчожское озеро. Я посмотрел на карты - и просто в пятницу вечером доехал до села Гехи, далее прошел пешком до Гехи-Чу, прошел село в вышел на опушку леса в подножия черных гор. Я решил спать под деревьями, и утром двинуться вверх по руслу реки Гехи, в сторону озера.

Моим планам не суждено было сбыться - сильный дождь шел всю ночь и не прекратился утром, а я, измученный и замерзший, побрел не солоно хлебавши обратно. Потом я еще много раз возвращался к этой опушке, и не понимал, что в ней такого важного, что притягивает мое внимание. Так я поступил и 4 ноября 2016 года.

Приехав на окраину села Гехи-Чу, я встретил старика, который и рассказал мне удивительную историю о камне, за которым более 10 лет кто-то ухаживает и чистит нему тропу.

Этот камень находился за небольшой поляной, метрах в 300 от сельского кладбища.

Это место действительно производит очень странное впечатление.

В смятении, я увидел все неразрешимые противоречия между двумя линиями истории, но понял, что та сторона продолжает незримо жить в современном чеченском обществе. И это вовсе не клоуны-ичкерийцы, с митингами в Европе. Это - народная память. Позвольте себе секунду сомнения, просматривая это видео.

Это было место ликвидации президента Ичкерии Джохара Дудаева 21 апреля 1996 года.

Я не буду раскрывать точной локации объекта, кто хочет, либо обратится ко мне за подсказкой лично, либо найдет его сам.


(в материале использованы фотографии Вовы Дмитренко)