March 4, 2019

Как подружиться с "плохими" эмоциями.

Я воспитывалась в типичной российской семье с негласным запретом на негативные эмоции. Папа злился и уходил в другую комнату, когда я плакала, а мама сразу же пыталась успокоить и развлечь. Сейчас я понимаю, что они не знали, что делать, в их семьях происходило примерно то же самое. Они справлялись, как умели.

Это постоянное подавление эмоций привело к тому, что, когда я за один год потеряла двух близких для меня людей, я перестала что-либо чувствовать вообще. Сил и энергии не было, только полнейшая апатия и отсутствие желания жить, я постоянно лежала, иногда плакала. А нужно было еще учиться в университете. Мне всегда хотелось быть сильной, поэтому я просто не могла поверить, что с моим душевным состоянием что-то не так, и начала искать причины в физическом здоровье: у меня постоянно что-то болело, я ходила без конца по врачам и сдавала анализы. Так, доходилась до психотерапевта и попала в клинику неврозов, где меня лечили от «депрессии средней тяжести» и «ипохондрического невроза». В клинике меня подлатали, и на несколько месяцев я снова стала живчиком с улыбкой до ушей. Я взяла академический отпуск в университете и поехала домой.

В сентябре решила, что здорова, и вернулась в универ. Восстановилась из академа досрочно, сдала все экзамены и снова провалилась в депрессию. Стало еще хуже, чем было. К тому же, в клинике за месяц я поправилась на 10 кг, что стало настоящим кошмаром. Дальше всё было по кругу: сменяла врачей, таблетки, способы лечения. Я опять пыталась себя подлатать.

Но это было невозможно. Ведь я, по-прежнему, не позволяла себе грустить и злиться, хотелось снова быть веселой и нравиться людям. Но эмоции и чувства даны нам не просто так, они - сильнейшие сигналы того, что что-то не в порядке, к ним нужно прислушиваться, их нужно проживать. Да, это больно и сложно, но если не делать этого, то могут развиться психические расстройства, алкоголизм, игромания, наркомания, фанатичная религиозность и прочие неприятные штуки.

Как распознать, что вы подавляете эмоции? Яркие маячки - это компульсивное переедание, бесконечное листание ленты в соцсетях, курение, сериаломания, грызение ногтей, тяга к алкоголю и наркотикам. Невозможно резко перестать всё это делать, да и не нужно, но обратить внимание и спросить себя, что я сейчас чувствую и почему мне так сильно хочется закинуть в себя побольше еды или выпить пива, стоит.

Не все знают, как проживать эти эмоции так, чтобы не навредить окружающим. Способов много, я расскажу о том, что помогло конкретно мне:

  1. Психотерапия. На психотерапевтических сеансах хороший специалист постоянно спрашивает, что вы сейчас чувствуете, почему плачете, почему улыбаетесь. Сперва это раздражало, я чувствовала себя неловко, не могла понять, что чувствую, и злилась на врача за тупые вопросы. Но с каждым разом становилось всё легче. Особенно помогло, когда я высказала врачу, что злюсь на неё, после этого словно разрушился какой-то барьер, и мне стало намного проще и дальше говорить о чувствах.
  2. Медитации. Про медитации в блоге уже есть пост, там я как раз пишу, что злиться и тревожиться нормально, медитации помогают отследить эмоции, позволяют им просто быть.
  3. Утренние страницы. Эту практику я взяла из книги Джулии Кэмерон «Путь художника». Суть в том, чтобы каждое утро исписывать три страницы тетради, просто писать подряд всё, что в голове, не анализируя и не думая. Правил нет. Если вы пишете утренние страницы, значит, уже всё делаете правильно. Сначала я просто описывала свой день или сны, потом стала замечать, что прописываю свои эмоции и чувства, особенно скрытые или подавленные. На страницах я позволяю себе злиться, ныть, грустить, страдать, анализировать, критиковать, бояться, жалеть себя, успокаивать.
  4. Общение с близкими, проговаривание вслух своих эмоций и чувств. Главное, общаться с теми людьми, которые вас поддерживают, понимают и готовы слышать и открываться в ответ.
  5. Творчество. В моем случае - писать и рисовать. В творчестве нет никаких ограничений и запретов, можно выразить, что угодно, в том числе и негативные чувства. Я ушла в полную ремиссию после того, как разрешила себе творить, и чувствую себя спокойно и гармонично уже около трёх месяцев.

Я описала самые эффективные способы проживания эмоций, которые сработали у меня, в течение недели постараюсь выкладывать ещё небольшие заметки на эту тему. В следующий понедельник расскажу вам про отдых и как отдыхать так, чтобы чувствовать себя энергичным и бодрым.

Жду обратной связи, буду рада любым комментариям и вопросам в личные сообщения.