Психология
May 15, 2019

4 причины прокрастинации

4 причины прокрастинации

Коуч Кристофер Соуер рассказывает, как бороться с пагубной привычкой откладывать дела на потом

Главное в борьбе с прокрастинацией — понять, что мы склонны откладывать те вещи, которые эмоционально и психологически болезненны для нас. Если грубо обобщить и применить принцип 80/20, то вещи, которые ранят нас, можно разделить на четыре основные сегмента. Они болезненны, потому что могут привести к конфликту, заставляют нас взаимодействовать с большим количеством незнакомых людей, требуют от нас следования некой процедуре или включают в себя работу с большим количеством деталей.

Иными словами, большинство из нас попадают в одну из следующих категорий:

1. Избегающие конфликтов

2. Избегающие людей

3. Избегающие процедуры

4. Избегающие деталей

Например, будучи довольно сильным интровертом, я склонен откладывать задачи, которые требуют от меня взаимодействия с большим количеством незнакомых людей. Если мне нужно сделать что-то, где приходится иметь дело с новыми людьми — незнакомцами, — я буду откладывать это дело до тех пор, пока оно не станет абсолютной необходимостью. Если говорить о рабочих задачах, то это может быть, например, опрос клиентов в виде группового обсуждения или презентация моего проекта группе менеджеров другого отдела.

Вспомните дело, которое вы откладываете, и попытайтесь понять, почему вы это делаете.

Потому, что с ним связан какой-то конфликт?

Потому, что оно поставит вас в некомфортную ситуацию?

Потому, что выполнение задания включает в себя какую-то неудобную для вас процедуру?

Или потому, что выполнение этой работы предполагает погружение в мучительное количество деталей?

После того, как вы выявите причину прокрастинации, попытайтесь найти путь выполнения задачи, избегающий болевых точек. В приведенном выше примере, где мне нужно собрать отзывы клиентов с помощью обсуждения в большой группе, возможно, я мог бы достичь той же цели путем электронного опроса. Или, возможно, я мог бы найти коллегу, который получает удовольствие от такого рода деятельности, и посмотреть, смогу ли я взять на себя другую часть проекта, чтобы он или она смогли провести опрос вместо меня.

1. Если вы затягиваете дело, потому что избегаете конфликтов, можно ли решить этот вопрос таким образом, чтобы их возникало не так много? Попробуйте сфокусироваться на общих целях с другим человеком, на том, чего вы оба хотите, а не на разногласиях.

2. Если вы допускаете проволочки, потому что избегаете множества людей, возможно ли сформулировать задачу так, чтобы в ее выполнение было вовлечено не так много участников? Можете ли вы попросить о помощи коллегу или друга, которые любят такой вид деятельности?

3. Если вы откладываете работу, потому что избегаете следования процедурам, попробуйте посмотреть на нее как на возможность внести усовершенствования в процесс. Ищите способы пропустить ненужные шаги или иным образом завершить процесс быстрее.

4. Если вы затягиваете работу, потому что избегаете деталей, посмотрите на это как на возможность доказать другим, что вы действительно можете справиться с таким видом деятельности. Поставьте себе цель вынести из этой задачи большой всеобъемлющий урок или историю, которая складывается из множества деталей, и постоянно старайтесь искать эту более широкую картину.