Генерализованная пурпурная сыпь с гистопатологическими признаками лейкоцитокластического васкулита у тяжелобольного пациента с COVID-19

59-летний пожилой мужчина был госпитализирован с тяжелой дыхательной недостаточностью с последующей интубацией в связи с ухудшением его респираторного состояния.
Во время пребывания в больнице он получал несколько эмпирических антибиотиков широкого спектра действия (цефепим, пиперациллин / тазобактам, линезолид, гентамицин и меропенем и амикацин).
У пациента в анамнезе не было аллергии на лекарства.
Тест на обнаружение SARS-CoV-2 с помощью анализа полимеразной цепной реакции с обратной транскрипцией в реальном времени-(RT-PCR) мазка из горла был положительным.
Анализ крови показал тяжелую эозинофилию (от 1,3 до 4,60×10), с резким снижением до уровня 0,47×10 после приема метилпреднизолона 1 мг/кг/день.
На 35-й день после госпитализации, после прохождения только кортикостероидной терапии, у пациента развилась симметрично распределенная макулопапулезная пурпурная кожная сыпь на лице, теле и конечностях (Рис. 1a, b).
Слизистые оболочки не были затронуты.
Без лимфаденопатий.
Лабораторные данные, включая функцию печени, криоглобулины, антинуклеарные антитела и результаты тестов на антинейтрофильные цитоплазматические антитела были в норме.
Биопсия кожи выявила поверхностный и глубокий периваскулярный нейтрофильный инфильтрат (Рис. 2a) с рассеянным лейкоцитокластическим васкулитом, экстравазацией эритроцитов и фибриноидным некрозом стенок сосудов (Рис. 2b).
Состояние больного ухудшилось из-за неврологических осложнений в виде спутанности сознания и абсансов.

Рис. 1
Рис. 2

Лекарственная реакция с эозинофилией и системными симптомами (DRESS) рассматривалась у нашего пациента по поводу кожной сыпи и эозинофилии крови, объединяя два критерия диагноза; однако гистопатология, показывающая классическую картину лейкоцитокластического васкулита, не соответствовала DRESS.
Фактически, в DRESS описываются различные гистопатологические паттерны, включая спонгиотическую, многоформную или лихеноидную эритему, но без васкулита. Несмотря на то, что рассматривалась аллергия на антибиотики, известно, что тяжелая форма COVID-19 вызывает повреждение эндотелия и васкулопатические изменения. Хотя в некоторых отчетах отмечались пурпурные высыпания в качестве кожных проявлений у пациентов с COVID-19, гистопатология проявлялась редко и, в любом случае, лейкоцитокластический васкулит не отмечался никогда.
Петехиальная кожная сыпь, напоминающая лихорадку денге, была обнаружена у пациента с COVID-19 из Таиланда. Кореподобная сыпь с пурпурными признаками наблюдалась у пожилой женщины 32 лет через 6 дней после развития COVID-19. У другого молодого пациента с тяжелым заболеванием легких сначала обнаружилась васкулитная пурпура ног, за которой последовала скоротечная эритематозная сыпь. Во всех этих случаях диагноз был поставлен только на основании клинических данных, поскольку биопсия кожи не проводилась.
Симметричная перифлексуральная сыпь с конфлюэнтными эритематозными пятнами, папулами и петехиями, кроме паховых складок, лица, ладоней, стоп и слизистой оболочки, была зарегистрирована у пожилого мужчины 48 лет. Гистопатология выявила поверхностный периваскулярный лимфоцитарный инфильтрат с кровоизлиянием и папиллярный отек без признаков васкулита или тромботической васкулопатии. Напротив, у трех пациентов с заболеванием легких, вызванным пневмонией на фоне COVID, была описана воспалительная тромбогенная васкулопатия с отложением комплемента C5b-9 и C4d в пораженной пурпурой и нормальной коже. Наконец, у 57-летней женщины наблюдалась пурпурная, не бледная, зудящая и болезненная сыпь на теле и конечностях.
Авторы сообщили, что образец биопсии показал васкулит, но никаких дополнительных подробностей приведено не было. Наш пациент был первым, у кого распространенная пурпурная сыпь показала типичные микроскопические признаки лейкоцитокластического васкулита на фоне COVID-19.
У него также было тяжелое заболевание легких и развились неврологические осложнения.
Хотя мы не можем это доказать, можно предположить, что васкулит центральной нервной системы, вызванный вторжением SARS-CoV-2, аналогичен вирусам SARS и MERS. В заключение, настоящий отчет показывает, что инфекция COVID-19 может вызвать тяжелый лекарственный-кожный лейкоцитокластический васкулит и, возможно, системный васкулит.

Официальное заверение
Пациент, указанный в настоящей рукописи, дал письменное информированное согласие на публикацию деталей своего случая.

Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.