May 18, 2020

«Мама просто не любит амен-брейки» — Ушко о русской поп-музыке, коллаборации с Moa Pillar и о том, как она чуть не променяла фестиваль Fields на кальян

В какой-то момент русское инди стало обретать буржуазные очертания: на смену изобретательным хипстерам пришли форматные инди-звезды и пошловатые арэнби-певцы, их клипы на YouTube стали собирать миллионы просмотров, а VK-паблик Родной звук и вовсе превратился в любимое медиа Димы Билана.

Однако музыкальные процессы развиваются по спирали и, кажется, прямо сейчас наступает момент очередного ренессанса. За примерами далеко ходить не нужно: Kedr Livanskiy исполняет чистосердечные песни под басовые аранжировки и собирает тысячные залы, Sewage Sour ловко замешивают поп с авангардными битами, выдавая цепкие хиты про любовь и наркотики, а краснодарские Narcissi и вовсе ставят знак равенства между поп-музыкой к фольклором. Певица и продюсер Ушко, недавно выпустившая второй альбом «Silver Hits», во многом продолжает этот условный ряд нетривиальных сонграйтеров.

Ушко под водой

В хвалебных обзорах Дашу (прим. — реальное имя артиста) вовсю сравнивают с Яной Кедриной, а в источники ее вдохновения по умолчанию записывают звезд наивной поп-музыки из российских 1990-х. Но именно здесь скрывается главный подвох: Даша не танцевала под Руки Вверх на школьных дискотеках и не встречала миллениум под группу Вирус — буквально на днях она отметила свое 20-летие. Впрочем, также Ушко не застала и эпоху рассвета джангла, и первые габбер-рейвы, и ранний период Planet Mu — все те вещи, о которых порывает написать, когда слушаешь ее «Silver Hits».

Но именно эта свобода от субкультурных штампов, на которых росла молодежь в 1990-х и 2000-х, и позволяет Даше оставаться непредвзятой — бесцеремонно сочетать простоту и авангард, искренность и иронию, лирику и брейккор. Важно заметить, что продюсером Ушко является не в меньшей степени, чем певицей: музыка здесь не выступает формальной подложкой для аккуратно разлинованных песен, но во многом задает их драматургию и сюжетность. Местами трудно сказать, что появилось раньше: амен-брейк или слово — скорее всего, одновременно.

Мы могли бы еще долго рассуждать о смыслах, поколениях и том, как стираются культурные границы в эпоху метамодерна — но вместо этого решили созвониться с Дашей по скайпу и расспросить ее обо всем лично.

— Когда я писал про «Silver Hits» в нашем обзоре, мне не удалось сходу найти каких-то подробных текстов о тебе. Но перед подготовкой к интервью я копнул твои соцсети чуть глубже и узнал, что ты совсем недавно получила школьный аттестат. Тогда я осознал, как сильно ошибался, написав, что в детстве Ушко слушала поп-музыку 90-х…

— [смеется] Вообще, в принципе, я всегда слушала мало русскоязычной музыки. Начала ее слушать только в последнее время, когда все заговорили о том, что я вдохновляюсь ей.

— То есть все было наоборот?

— Ну, после выхода первого альбома я сказала кому-то чисто по приколу, что слушаю Вирус, Еву Польну, Русский размер и что-то еще в таком духе. Чисто по угару!

— Я сейчас, наверное, по-старчески заговорю... Когда вся эта музыка только выходила, для нас она существовала в каком-то едином потоке — с The Prodigy, Децлом и русским роком. И только спустя годы пришло осознание, что тот русский поп был реально крутым и самобытным. Особенно в сравнении с той поп-музыкой, которая теперь звучит на радио и телеке. А вот тебе, например, заметна эта разница?

— Да, я с тобой полностью согласна. Ты знаешь группу Девочки? Мне вот очень жалко их, потому что это такой немного неудавшийся проект, который просуществовал не очень долго. Они появились, кажется, в самом начале 2000-х и были как раз очень непосредственными и искренними — но как будто бы именно поэтому и не выехали. Мир уже требовал чего-то другого...

То, что сейчас происходит с поп-музыкой в чистом виде, — это полный пипец. Если даже посмотреть топ в Apple Music… я сама не то чтобы прям слежу за этим, но как-то раз мама спросила меня, где можно послушать мою музыку, и я сказала ей, что вот в Apple выложили! [смеется] Да-да, в Apple Music выложили, мам!
И она такая: «О, тут есть еще какой-то топ-плейлист!». Но когда она включила его, ее реакцией было: «Ужас какой!» [смеется]

Сейчас на волне какой-то жесткий, абсолютно тупой рэп. Такая типа музыка для тачек — рэп с восточными напевами, которые непонятно откуда вообще взялись. В духе «Еду на гелике…». Хотя я вообще за «Еду на гелике» — по угару можно, а я вообще за любой другой угар! Хотя при этом раньше как будто бы больше чувствовался душевный порыв, а теперь он куда-то выветрился…

— Получается, теперь за душевным порывом нужно обращаться только к независимой музыке, да?

— Вот ты сказал, что раньше вся музыка была каким-то единым потоком — а сейчас она как будто бы наоборот рассеялась по небольшим группам. То есть нет каких-то отдельных направлений, но есть одна гигантская независимая сцена, где все разбились на маленькие группы. Там есть и коммерческие проекты, и некоммерческие — все вперемешку.

Но я при этом думаю о поп-музыке, которая есть сейчас. Благодаря рекламе в Инстаграме я как-то увидела певицу по имени Гроза или как-то так…

— Как-как?

Groza! Так вот мне кажется, что более-менее вся поп-музыка сейчас звучит так. Она не особо известна, но при этом я все равно воспринимаю ее как квинтэссенцию поп-музыки.

— А как при этом так получается? Вроде бы раньше у людей не было интернета с доступом к любой информации, но массовая культура была более качественной, а теперь стало наоборот — интернет есть и доступно все, но при этом массовая культура преподносит людям какой-то совсем уж низкокачественный продукт, который они покорно потребляют.

— Мне кажется, что на засор массового и индивидуального сознания также влияет огромный поток информации, который до нас доходит отовсюду. С одной стороны, у тебя всегда есть куча возможностей и огромный выбор, а с другой — это оседает таким пластом в голове и в итоге просто мешает протиснуться определенным мыслям. Грубо говоря, у тебя появляется какой-то корешок мысли, ты хочешь ее выразить — но он никак не пробивается. Я думаю, такое сегодня бывает у многих, и в результате люди просто цепляются за какие-то потребительские ценности.

Второй альбом Ушка, вышедший 14 февраля 2020 года.

— Ты сказала, что при этом существует очень много независимой музыки, которая представлена массой мелких сообществ и групп. А к какой из них могла бы быть причислена ты?

— На самом деле, коробит, когда тебя ставит в один ряд с кем-то или сравнивают постоянно, с другой стороны, я понимаю, что от этого никак не отойти. Моя основная проблема в том, что меня сравнивают по двум критериям: во-первых, я пою, во-вторых, я девушка...

Девичий поп!

— Ага, с этого все и начинается! Кто там у нас из девушек поет? Так, Луна — раз, Kedr Livanskiy — два… кто там еще третья? А третьего и нет! Хотя если уж и стоять в одном ряду, то, наверное, с Яной Кедриной, да — ее я очень уважаю. И с Soft Blade. Больше как-то на ум никто не приходит, не широк мой кругозор в русском андеграунде.

Но в целом я не слушаю поп и предпочитаю больше инструментальную музыку. Я росла на электронной музыке и двух альбомах The Prodigy «Music For The Jilted Generation» и «Invaders Must Die». Про последний даже помню историю, как папа подарил мне iPod touch, куда я скачала альбом. И еще там же был альбом Дэвида Гетты с песней «Love is Gone». Знаешь эту песню?

— Я у Дэвида Гетты знаю только одну песню — «Titanium»!

— [смеется] Это ужасная песня!


Топ 6: любимые альбомы Ушка

  • Moby «Everything is Wrong»
  • Rian Treanor «Contraposition»
  • Pakito «Video»
  • 2 Bad Mice «Kaotic Chemistry»
  • David Guetta «One Love (club version)»
  • Various Artists «The First Chapters» (XL Recordings)

Но вообще я полностью по электронной музыке. И к тому же я очень долгое время не принимала женский вокал. Вероятно, потому что на тот момент очень мало слушала хорошей музыки в таком духе. Но в последние годы 3-4 я слушаю много брейкбита и брейккора…

— Ого, брейккора! Я, можно сказать, вырос на нем. А что именно слушаешь?

— Ну, например, и сейчас и раньше я слушаю очень много Отто Фон Ширака. Знаешь такого?

— Да, конечно! Мы его даже привозили в Музеон в 2015 году. Был лютый январский мороз, практически минус тридцать градусов, и он выступал тогда на улице. Приехал из солнечного Лос-Анджелеса в легонькой кожаной куртке!

— [смеется] Ну, я тогда была еще мелкой!

— Но зато ты рассказывала, что дважды была на фестивале Fields — на самом первом и последнем. А первый был аж в 2014 году! Можешь рассказать, как это получилось?

— Короче, вот как все было. Я увидела анонс в VK и пришла на фестиваль с двоюродным братом, который совершенно не в теме электронной музыки. Для меня тогда это было что-то жесткое! Я тогда поняла для себя, что фестиваль назывался Fields, потому что он специализировался на field recordings и эмбиенте.

Я помню, что стояла немного в шоке, хотя мне все это было интересно. Просто тогда еще я слушала больше инди-рок и всякие группы вроде The Drums и Foals (которые как раз в том году приезжали в Москву). Так вот, я помню, что стояла тогда и меня прямо уносило куда-то, когда я закрывала глаза. Ну, я тогда была впечатлительная!

— А на последнем как оказалась? Soft Blade зашла послушать?

— Сейчас расскажу! Я хотела пойти на Fields еще летом, но у меня тогда не было денег. Там должна была выступать Карла Дал Форно, которую я очень хотела послушать...

— Но именно она и не доехала тогда до нас! (прим. — Карла Дал Форно не смогла выступить на фестивале из-за состояния здоровья).

— Эх! А вот когда был последний фестиваль, один мой знакомый дал мне на него вписку — я очень обрадовалась и хотела пойти. Но так совпало, что в этот же день я была на одном дне рождения в кальянной и мы провели там почти шесть часов! Когда передо мной кальян, я просто не могу остановиться, понимаешь?

— Ты второй артист после Ishome, что открыто признается в любви в кальянам! Но ты в итоге добралась до фестиваля?

— Да, я приехала туда к семи утра! Как раз к тому моменту уже открылось метро, и я помню, как шла от него в Mutabor по холодной улице. Но мне в итого очень сильно понравилось, я познакомилась там с классной девчонкой, с которой мы потом вместе отрывались. А еще я застала сет Дубровского, под которого все танцевали уже при утреннем свете.

— Круто! Но давай вернемся к твоему творчеству. Расскажи, пожалуйста, насколько осознанным было твое решение сменить стиль на новом альбоме? Очевидно, что он звучит более благозвучно и понятно, чем дебютник.

— А мне казалось наоборот! Когда я сделала его, я была уверена, что эта музыка никому не понравится, в том числе моим друзьям. Вообще для меня главная аудитория — мои друзья: в первую очередь для меня важно, чтобы им нравилось [смеется]. Я скидывала свои демки подругам, каким-то самым приближенным людям — и они говорили мне в ответ что-то в духе: «Ну да, нормально…». И лишь потом просекли, что им на самом деле это нравится. Мне казалось, что это никому не понравится вообще. Не знаю почему.

Вообще первый альбом я делала полностью по угару. Причем я делала его даже не на компьютере, а в GarageBand на айпаде, о чем я долгое время стеснялась кому-либо сказать. Это потому что у меня не было ни компа, ни ноута — ничего! А меня тогда некоторые об этом настойчиво спрашивали. Типа: «Ты так прикольно записываешь голос! На чем?». На динамике айпада, на чем! [смеется].

— Вот эти все терки про то, на чем надо записывать музыку, уже, конечно, не имеют смысла. Вот раньше, например, все говнили Fruity Loops и противопоставляли его Ableton...

— Fruity Loops — лучшая программа!

А вообще если говорить о первом альбоме, то мне он совсем не нравится по части продакшна. Все, что я могу делать сама в плане драмки, — это прямая бочка! Я пыталась сделать что-то посложней, но мне не удавалось свести так, чтобы это звучало хорошо и разборчиво. А семплы я долгое время принципиально не хотела использовать...

Но потом я подумала: в чем моя логика? Я очень хочу делать что-то движовое, я очень люблю брейкбит, я очень люблю электронную танцевальную музыку — почему я не могу просто использовать это и перестать быть к себе слишком требовательной? И поэтому я взяла и везде напихала всяких разных брейков, что-то обработала, где-то оставила сырым…

— А сейчас твой подход поменялся? Прописываешь ударные сама или так же лупы задействуешь?

Ну да, использую семплы! Я их как-то резала и обрабатывала, конечно. Где-то они даже идут неровно — например, в треке «Слеза» я только потом услышала, что они, блин, неровные! [смущенно смеется]

— Это все магия Fruity Loops!

— Да… я, кажется, на твой вопрос так и не ответила.

— Ну и ладно, это же устное интервью по скайпу! Можно иногда уходить от темы. А я сейчас гляну свою шпаргалку с вопросами прямо на экране компа. [смеется]

— Так вот почему ты смеешься постоянно. Наверняка смотришь смешные ролики на ютубе!

— Да, я как современный электронный артист, который раскладывает на своем ноуте косынку, пока все думают, что он исполняет музыку!

Раз уж такой веселый разговор понесся, то пришло время для главного вопроса: мне кажется или в песне «Опиаты» у тебя звучит мотивчик песни «Прованса» Елки?

[секунда тишины] Чееего? Мне никогда не нравилась эта песня! Я даже не слушала ее целенаправленно!

— Я тоже! Но был какой-то период, когда она играла в каждой маршрутке, и невозможно было ее не слушать! Но, видимо, ты это не закладывала…

Вообще когда я сочиняю музыку, я стараюсь ничего не байтить по максимуму. Но, конечно, это всегда что-то напоминает, и мой мозг использует кусочки определенных мотивов из песен.

— Расскажи, пожалуйста, а как так вышло, что «Silver Hits» выпустили ребята из Пасоша? Насколько я знаю, сами они в музыкальном плане мало чего общего имеют с тобой.

— Короче, история такая. Я работала в баре, у меня была последняя смена, а Петар (прим. — солист группы Пасош) в тот день как раз диджеил у нас. В какой-то момент он роллил, но у него не оказалось табака и он спросил его у меня. Ну, а потом мы вместе вышли, разговорились и я упомянула, что скоро буду выступать в Южке (это Южная рюмочная, если что). Мы обменялись инстаграмами, поугорали и я подумала, что, наверное, он завтра забудет… и слава богу.

А он не забыл! Начал расспрашивать меня, что, где и как, а потом рассказал про их планы по запуску лейбла и предложил присоединиться. Мне в принципе нравится все делать самой и у меня на этом даже какой-то пунктик всегда был. Но в данной ситуации я все обдумала раз 20, и потом решила, что мне лень заливать музыку на Apple Music, делать все эти пресс-релизы, рассылать их и так далее… [смеется]

— Да и Пасош вроде не последние люди — работа с ними точно должна дать какие-то плоды в плане промо и всего такого.

— Ну и, помимо этого, я пообщалась с Петей, Кириллом и Гришей, и они показались мне довольно искренними в своем желании помогать. Они хотят сделать содружество музыкантов в отрыве от жанров, без каких-либо границ — просто помогать тем, кто им нравится. Ну, а я подумала: «Ну, блин, а че нет!».

— Ты, кстати, упомянула, что вы обменялись инстаграмами с Петей. При этом в интернете про тебя часто пишут с эпитетом «загадочная» и всячески возводят в культ скрытность. Это имеет что-то общее с действительностью?

— Я не понимаю, почему это пишут!

— То есть никакой мистификации тут нет?

Ты знаешь, до второго альбома мне в принципе не нравилась идея как-то светить лицом. Я долгое время не могла решить, стоил ли это делать. Для меня музыка всегда была на переднем плане — у меня нет визуалов и нет клипов. Но теперь я пытаюсь как-то перешагнуть через себя и начать делать что-то подобное… а пока у меня нет даже фоток нигде. Поэтому никто ничего не понимает. В какой-то момент мне даже писали в личку что-то вроде: «О, вы такие молодцы! Вы такая классная группа!». Типа группа Ушко, окей!

— А что за тема с Ушком, кстати? Откуда взялось название?

— Это тупая история... У меня был кот, и его по родословной нужно было назвать на «у», или «ю»...

— По родословной? Это как так?

— Ну типа у него там у папы или кого-то там еще имя заканчивалось на «ю». Или типа всех котов в этом роду звали на «ю»… [смеется] Я уже не помню точно! Но когда нам отдавали кота, нам сказали, что есть одно условие — назвать его на «ю» или «у». В общем, мы его назвали Юша! А потом уже от этого пошло «Уша», «Ушко» и так далее.

Короче, был такой классный кот как раз в тот период, когда я только начинала писать музыку. Но потом он убежал, и я придумала трек, который назвала в его честь.

— Понятно. А ты вот упоминала, кстати, что мама как-то спрашивала у тебя про твою музыку. Что она в целом думает?

— Так, ну ей очень нравится первый альбом!

— Она больше за авангард?

— Мама не любит амен-брейки просто! А еще ей не нравится, что на втором альбоме я пою про опиаты, потому что долгое время она думала, что это правда…

А это неправда?

— Да, я каждый день сижу на опиатах!

— Ну, я не думал, что прям каждый день, но предполагал, что доля жизненного опыта может присутствовать!

— Неа.

— Понятно.

[смеется]

Микс, который Даша записала для Fields. В нем — драм-н-бейс, фавела, хоровые песни и субкультурные мемчики.

— Раз уж мы начали разбирать мистификации, которые про тебя пишут, то не могу не спросить про публикацию Медузы. Там сказали, что ты живешь в подмосковной деревне — это правда?

— Во-первых, я не понимаю, как они это узнали. Кажется, в 2016 году моя мама приобрела вторую квартиру в микрорайоне Балашихи и мы переехали туда временно жить. И, во-вторых, люди, откуда-то узнав, что я живу где-то в Подмосковье, назвали это деревней. Почему сразу деревня?

— Видимо, для красного словца так написали. Но вообще я тебе должен сказать, что я про тебя услышал из двух источников — из этого текста Медузы и от Феди Переверзева (прим. — реальное имя электронного музыканта Moa Pillar). И вот от Феди уже дошел слушок, что вы сейчас работаете над совместным релизом. Можешь немного рассказать на эту тему?

— Ааа, спасибо, что спросил! Пипец, это полный угар. Меня с лета очень сильно заклинило на байле фанке, и я слушала его буквально все лето, не переставая. У меня был плейлист из этих треков, и никто — никто из моих друзей! — не понимал, почему мне это так нравится. Все эти эмси, которые зачитывают как деревенщина, — но в этом есть столько души, столько нрава.

Байле фанк из числа фаворитов Даши

И вот Федя позвал меня на фоне ковид-угара — до этого мы не были с ним знакомы. Я говорю ему: «Давай че, зафитуем?». Реально редко такое бывает, что прям хочется написать с кем-то фит. А тут прямо очень плодотворно все пошло сразу. Я скинула ему драфт и — не знаю, специально или нет, — он звучал как байле фанк! В итоге мы решили сделать байле-фанк-релиз на русском.

— И он с вокалом?

— Да, он, во-первых, с моим вокалом, а, во-вторых, я заставила петь Федю!

— Да ладно? Это очень смешно!

— Ага! И эта работа сейчас, конечно, дает какие-то силы минимально радоваться жизни, потому что в таком продолжительном заточении это делать очень сложно. Скоро будет релиз, до конца карантина точно управимся.

Автор: Андрей Морозов