May 8, 2018

Как стать успешным инвестором?

В это время года сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции пест­рят все­воз­мож­ны­ми неле­пы­ми ин­ве­сти­ци­он­ны­ми со­ве­та­ми:

«От­ка­жи­тесь от кофе, чтобы при­ве­сти в по­ря­док бюд­жет»

«Акции/сек­то­ры/стра­ны в ко­то­рые про­сто необ­хо­ди­мо вло­жить день­ги!»

«Кто был луч­шим фон­до­вым управ­ля­ю­щим года?»

Я уж не го­во­рю о про­гно­зах ка­ко­го-ни­будь гуру, ко­то­рый ска­жет, где в сле­ду­ю­щем году будет эко­но­ми­ка, рынок, Apple, нефть, зо­ло­то и лю­би­мые акции. Спра­ши­ва­ет­ся, как его ре­ко­мен­да­ции сра­бо­та­ли в этом году? Не слиш­ком хо­ро­шо, так ведь?

Я не пред­ла­гаю про­гно­зов, не вы­би­раю акции, не про­во­жу эко­но­ми­че­ский ана­лиз.

Я не со­би­ра­юсь го­во­рить, что нужно ку­пить, а что про­дать. Это невоз­мож­но сде­лать по одной про­стой при­чине — я не знаю, кто вы, чи­та­те­ли. Ка­ко­вы ваши цели, какие на­ло­ги вы пла­ти­те, сколь­ко за­ра­ба­ты­ва­е­те, сколь­ко от­ло­жи­ли на «чер­ный» день и сколь­ко вам лет. Без этих вещей (и дру­гой зна­чи­мой ин­фор­ма­ции) разве можно ска­зать, что под­хо­дит для каж­до­го кон­крет­но­го че­ло­ве­ка?

Вме­сто этого я на­ме­рен по­де­лить­ся де­ся­тью иде­я­ми. Сле­дуй­те им и ста­не­те успеш­ным ин­ве­сто­ром. Бонус: весь этот спи­сок пре­крас­но под­хо­дит к любым на­чи­на­ни­ям.

1. Подумайте над собственной инвестиционной философией

Как можно рис­ко­вать день­га­ми на фи­нан­со­вых рын­ках, не имея хо­ро­шо сфор­му­ли­ро­ван­ной идеи? До­ста­точ­но крат­ко­го и яс­но­го опи­са­ния. Вы уди­ви­тесь, как мало ин­ве­сто­ров имеют соб­ствен­ную фи­ло­со­фию.

Пред­ла­гаю на­чать с моей: я держу в порт­фе­ле ши­ро­ко ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ный набор низ­ко­за­трат­ных ин­декс­ных фон­дов в раз­лич­ных клас­сах ак­ти­вов и ре­гу­ляр­но их ре­ба­лан­си­рую. Это вкрат­це. Пол­ная вер­сия объ­яс­ня­ет пре­иму­ще­ства ин­дек­си­ро­ва­ния, низ­ких из­дер­жек и важ­ность ди­вер­си­фи­ка­ции. Те­перь ваша оче­редь.

2. История учит нас, как ведут себя рынки

Как долго обыч­но длят­ся бычьи и мед­ве­жьи рынки? Как да­ле­ко они могут зайти? Чем они на­чи­на­ют­ся и за­кан­чи­ва­ют­ся?

Мы про­во­дим массу вре­ме­ни за изу­че­ни­ем ис­то­ри­че­ских дан­ных, ре­грес­си­он­ным ана­ли­зом, чтобы по­нять, как в про­шлом вели себя рынки. Что про­ис­хо­ди­ло, когда став­ки на­чи­на­ли расти с ми­ни­маль­но­го уров­ня при очень низ­кой ин­фля­ции? Ка­ко­ва ре­аль­ная сред­няя оцен­ка за дли­тель­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни? Что слу­ча­ет­ся, когда в росте при­ни­ма­ет уча­стие все мень­шее число акций? Как вы­гля­дит пло­хой год на рынке об­ли­га­ций?

Очень часто ка­жу­ще­е­ся уни­каль­ным по­ве­де­ние рынка на самом деле яв­ля­ет­ся до­воль­но обыч­ным.

3. Научитесь понимать деньги

За мно­гие году я при­вык ду­мать о день­гах как об ин­стру­мен­те. Он поз­во­ля­ет мне ку­пить все необ­хо­ди­мое, а также без­опас­ность, ком­форт, вос­по­ми­на­ния и ино­гда раз­вле­че­ния.

Я за­ра­ба­ты­ваю день­ги, об­ме­ни­вая их на свое время — очень огра­ни­чен­ный ре­сурс. Мно­гие люди, по­хо­же, не по­ни­ма­ют, что воз­мож­но и невоз­мож­но ку­пить за день­ги. А неко­то­рые со­всем не осо­зна­ют, на­сколь­ко до­ро­го они об­хо­дят­ся.

4. Простой факт: вы будете часто ошибаться, и иногда довольно ощутимо

Глав­ное — не тра­тить свои ошиб­ки по­пу­сту. За­дай­те себе три во­про­са: чего я не по­ни­маю и в чем неправ? Как могу из­бе­жать по­доб­ных оши­бок в бу­ду­щем? И, воз­мож­но, ос­нов­ное: чему можно на них на­учить­ся?

Все­гда спра­ши­вай­те себя об этих вещах, и ока­же­тесь ра­зум­нее 90% людей.

5. Освойте основы математики и статистики

Невоз­мож­но быть ин­ве­сто­ром, не раз­би­ра­ясь в циф­рах хотя бы на ба­зо­вом уровне. Вы долж­ны быть в со­сто­я­нии про­счи­тать до­ход­ность ин­ве­сти­ций, по­нять, сколь­ко вам при­чи­та­ет­ся ди­ви­ден­дов и ку­пон­ных пла­те­жей, про­смот­реть квар­таль­ные от­че­ты и оце­нить ре­зуль­та­ты.

Нужно уметь по­счи­тать, сколь­ко денег вам необ­хо­ди­мо после вы­хо­да на пен­сию. Надо уметь вы­чис­лять слож­ные про­цен­ты, дис­кон­ти­ро­вать ин­фля­цию и опре­де­лять про­цент го­до­вых изъ­я­тий из на­коп­лен­но­го ка­пи­та­ла.

6. Читайте книги

Сколь­ко книг я про­чи­тал в про­шлом году? Какие стоит про­чи­тать? По­ду­май­те о де­ся­ти ав­то­рах, у ко­то­рых хо­те­ли бы че­му-ни­будь на­учить­ся. Возь­ми­те их книги и про­чи­тай­те.

Можно по­сту­пить по-дру­го­му: по­про­си­те ре­ко­мен­да­ции у ав­то­ри­тет­ных для вас людей. Могу на­звать мою самую лю­би­мую книгу года: «По­след­няя обе­зья­на: как и по­че­му мы пе­ре­жи­ли 7 млн лет эво­лю­ции» (Last Ape Standing: The Seven-Million-Year Story of How and Why We Survived) Чипа Уо­л­те­ра.

7. Разберитесь в психологии

Кста­ти го­во­ря, ми­ри­а­ды спо­со­бов, ко­то­ры­ми люди ре­а­ги­ру­ют на внеш­ние и внут­рен­ние раз­дра­жи­те­ли, по­мо­га­ют осо­знать, по­че­му рынки на­столь­ко неста­биль­ны и из­мен­чи­вы.

В пси­хо­ло­гии необ­хо­ди­мо изу­чить две вещи: по­ве­де­ние толпы и свое соб­ствен­ное.

Раз­бе­ри­тесь с этим, и ста­не­те необы­чай­но успеш­ным ин­ве­сто­ром.

8. Научитесь устранять шум и раздражители

Об этом уже неод­но­крат­но го­во­ри­лось, но стоит по­вто­рить: стре­ми­тесь, чтобы все­воз­мож­ные идеи, мне­ния и взгля­ды не ме­ша­ли ин­ве­сти­ци­ям ра­бо­тать.

Боль­шин­ство ин­ве­сто­ров тра­тят слиш­ком много вре­ме­ни на бес­по­лез­ный шум. Вме­сто се­рьез­ных дан­ных они по­ла­га­ют­ся на рос­сказ­ни и байки и пу­та­ют крат­ко­сроч­ные про­бле­мы трей­де­ров с соб­ствен­ны­ми дол­го­сроч­ны­ми ин­ве­сти­ци­он­ны­ми це­ля­ми.

9. Подумайте, как стать более продуктивным и эффективным

Речь идет не о про­дук­тив­но­сти, пре­по­да­ва­е­мой кон­суль­тан­та­ми по ме­недж­мен­ту. Име­ет­ся в виду сле­ду­ю­щее: как на­учить­ся ра­бо­тать с мак­си­маль­ной ско­ро­стью и эф­фек­тив­но­стью, чтобы в осво­бо­див­ше­е­ся время за­ни­мать­ся тем, чем вам дей­стви­тель­но хо­чет­ся?

Неко­то­рым по­счаст­ли­ви­лось ра­бо­тать в лю­би­мой об­ла­сти. Тем не менее даже им необ­хо­ди­мо до­би­вать­ся целей и фо­ку­си­ро­вать­ся на при­о­ри­те­тах. Что под­во­дит нас к за­клю­чи­тель­ной мысли:

10. Спросите себя, как тратите свое время и как хотите его тратить?

Оба этих во­про­са крайне важны — мно­гие не за­ду­мы­ва­ют­ся о них, пока не ста­нет слиш­ком позд­но.

Время — ис­клю­чи­тель­но огра­ни­чен­ный ре­сурс, и ис­поль­зо­вать его сле­ду­ет над­ле­жа­щим об­ра­зом. Рас­хо­ду­е­те ли вы его на нелю­би­мые за­ня­тия, или пре­сле­ду­е­те то, что дает наи­боль­шее удо­вле­тво­ре­ние?

Пом­ни­те: каж­дый из нас еже­днев­но по­лу­ча­ет по 24 часа. Успеш­ных людей от­ли­ча­ет то, как они этот дра­го­цен­ный ре­сурс ис­поль­зу­ют.