September 28, 2018

Интервью с Ментором Фонда Первое Поколение

Евгений Осипов, Исполнительный директор Департамента крупнейших клиентов Sberbank CIB

Почему ты выбрал банковскую сферу? Почему Сбербанк CIB и клиентское подразделение?

Я долго размышлял на тему банковской сферы. Я пришел в нее в декабре 2004 года, когда мне было 19 лет. Уже тогда я задумался: «Хочу ли я работать с деньгами ради денег?» И решил, что хочу.

Я пришел работать в банк потому, что счел работу здесь интеллектуальной, интересной для себя, а также видел много возможностей для развития. В клиентское подразделение я пошел потому, что на тот момент ещё не закончил ВУЗ, и у меня еще не было сильных профессиональных навыков. Я стал заниматься холодными звонками, привлечением клиентов.

Почему CIB? Скажу так: я не приходил работать в CIB, я дорос до CIB в Сбербанке. А блок CIB – это самые крупные клиенты Банка, поэтому в банковской сфере есть действительно много возможностей для развития как с точки зрения функционала, так и с точки зрения той категории клиентов, с которыми ведется работа.

А что для тебя самое сложное в твоей работе?

Уметь переживать неудачи, переживать те вещи, с которыми я сам эмоционально, логически не согласен. Кроме того, терпеть не могу рутину, и когда с ней сталкиваюсь, она ложится, можно сказать, бременем.

Какие уроки ты извлек из пройденного карьерного пути?

Уроки простые. Например, не надо ничего бояться. У меня достаточно долгий период времени была проблема, что на работе я переживал, что могу столкнуться с теми вопросами, которые мне непонятны, покажусь некомпетентным и так далее. Главный урок - не бояться, видеть цель и идти к ней, искать все возможные пути. Однако стоит понимать, что все должно быть в рамках разумного.

Существуют ли полезные привычки, которые помогают тебе в работе? Можешь привести пример?

Клиентский бизнес — это в первую очередь общение. Важнейшее качество клиентского менеджера – уметь эффективно общаться. Регулярно встречаться со своими друзьями, знакомыми, родителями, поддерживать диалоги, формулировать идеи, цели, достигать их совместными усилиями, - это очень полезные привычки для клиентщика.

У меня, к сожалению, отсутствует одна привычка, которая добавляет весьма большую долю эффективности - хороший тайм-менеджмент, работа с календарем: записывать свои цели, по датам формулировать свои задачи, фиксировать сроки. Это та точка роста, которую я вполне могу достичь, а это важный аспект эффективности. Очень полезно иметь привычку работы со своей собственной продуктивностью посредством грамотного распределения времени и планирования задач.

На что в первую очередь ты смотришь в процессе отбора новых кандидатов, есть какие-либо советы для прохождения интервью в банковской сфере?

Безусловно, для работы в банке важна математика. Надо уметь хорошо считать. На это мы так или иначе обращаем внимание, так как банк работает с цифрами. Но самое главное, на что я обращаю внимание в процессе отбора сотрудников в клиентское подразделение, - это коммуникативные навыки. Мы смотрим на то, как человек отвечает на вопросы, насколько сильно он волнуется и по какому поводу, насколько он ищет вариативности. Если говорить про молодого специалиста, то для меня крайне важно, чтобы у него был блеск в глазах, чтобы ему было интересно, чтобы он пришел к нам не потому, что Сбербанк CIB ему нравится, как название, а потому, что он хочет здесь работать, хочет развиваться и готов инвестировать все свои усилия, всё остальное – вторично. Главное – мотивация, желание достигать определенных целей, учиться, быть эффективным.

Есть ли у тебя совет для молодых специалистов, которые ещё учатся или уже закончили учебу, для успешного построения карьеры?

Герман Оскарович Греф в последнее время очень активно обращает внимание на то, что те навыки и компетенции, которые были полезны и востребованы вчера, завтра уже не будут таковыми. Поэтому моё мнение: сейчас молодым специалистам нужно очень хорошо вникнуть в перспективы новых технологий, чтобы хотя бы на поверхностном уровне понимать, за чем будущее. И для начала определиться со своей сферой деятельности. Например, если вы хотите работать в клиентском подразделении, то первое качество, которое у вас должно быть, это желание помогать людям. Если его нет, то вы никогда не достигнете успеха. Люди всегда чувствуют, как с ними взаимодействуют (как внутренний, так и внешний клиент).

Никогда машина не заменит человека с точки зрения убеждения, донесения информации, умении договариваться. Для того, чтобы иметь свою ценность как человека и сразу остановить конкуренцию с машинами, нужны минимальные азы психологии, нужно понимать, как работать с эмоциями, как проводить эффективные переговоры, как строить свои выступления.

Почему ты решил стать ментором в Фонде Первое Поколение, что тебе это дает и какими ты видишь своих подопечных?

За время своей работы я сформировал некий багаж знаний, получил определённый опыт. Я не скажу, что этот опыт - единственно правильный, но я созрел для того, чтобы им делиться и получать удовольствие от того, что мой опыт будет кому-то полезен. Как я потенциально вижу тех людей, с которыми мне бы хотелось работать? Мне интересно работать со всеми людьми, помогать тем, кто хочет получить знания, интересуется опытом и хочет его использовать в своей будущей работе. Однако я не готов помогать людям, которым это нужно формально «для галочки».

Первая полезная книга, которую ты бы посоветовал прочитать?

«Таинственный незнакомец», Марк Твен.

Что никогда нельзя говорить на собеседовании?

Нужно исключать «не», минимизировать его. Хорошо сказать: «не знаю», но остановиться на том, что не знаешь и не думать дальше - это очень плохо.

«Профессия мечты» и совпадает ли она с нынешней позицией?

Честно – нет. Еще в школьном возрасте мне мечталось заняться микробиологией, генной инженерией. Кажется, я правильно мечтал потому, что сейчас данные технологии очень активно развиваются, и помогают людям в определенной мере. Можно заметить, что во всех моих тезисах звучит словосочетаний «помощь людям», это, то, чем я хотел бы заниматься. И этим я сейчас и занимаюсь.

Хотел ли ты открыть свой бизнес? Почему?

Хотел. Чтобы не иметь большое количество руководителей и тех людей, которые определяют твой день. Хотелось бы самому решать, самому фокусироваться, самому мотивироваться и самому получать всю ценность и все убытки от того, что ты делаешь. А почему нет? Потому что на сегодня у меня нет проекта. Пока мне не хватило смелости.

Что для тебя самое главное в жизни?

На сегодня – дети.