September 20, 2018

Интервью с Ментором ФПП

Евгений Осипов, Департамент крупнейших клиентов Sberbank CIB

- Почему ты выбрал банковскую сферу? Почему Сбербанк CIB и клиентское подразделение?

- А у меня тяжёлые были мысли на тему банковской сферы. В банковскую сферу я пришел в декабре 2004 года, я был достаточно молодой, мне было 19 лет, и на тот момент я уже задумался: «Хочу ли я работать с деньгами, ради денег?» И почему-то решил, что хочу. В банковскую сферу пришел потому, что счел её достаточно интеллектуальной, интересной и видел много возможностей для развития. В клиентское подразделение пришёл, честно скажу, потому что на тот момент я ещё не закончил ВУЗ, у меня не было каких-то профессиональных навыков, пришел заниматься холодными звонками, привлечением. Редко берут специалистов в банк совсем без образования. Когда пришел в банк, мне достаточно тяжело давались эти холодные звонки, клиентские коммуникации, но со временем втянулся, потому что понял, что так или иначе, где бы ты не работал клиентщиком, это связано с помощью людям. Помогать людям доставляет удовольствие, а когда ты еще видишь какие-то продуктивные результаты, то это ценность нашей жизни, то есть что-то делать, видеть результат и быть как-то причастным к этому. Почему CIB? Я не приходил работать в CIB, я дорос до CIB в Сбербанке. А CIB – это элита, поэтому, как я сказал, в банках много возможностей развиваться, как с точки зрения функционала, так и с точки зрения той категории клиентов, с которыми ты работаешь. Поэтому CIB — это моя заслуга, что я достиг иметь возможность работать с клиентами CIB.

- А что для тебя самое сложное в твоей работе?

- Тяжёлый вопрос. Сложное в моей работе – это переживать какие-то неудачи, переживать какие-то вещи, с которыми я сам либо эмоционально, либо психологически не согласен. Заниматься тем, что не нравится — это тяжёлое в моей работе. Я терпеть не могу рутину, и когда с ней сталкиваюсь, то это бремя для меня.

- Какие уроки извлек из своего карьерного пути, который ты прошел начиная с 2004 года?

- Уроки достаточно простые. На самом деле, не надо ничего бояться. У меня достаточно долгий период времени была ситуация, что я, идя на работу, переживал, что столкнусь с какими-то вопросами, которые мне непонятны, покажусь некомпетентным и так далее. Ключевой урок - не бояться, то есть видеть цель и идти к ней, искать все возможные пути.

- Каким ты видишь будущее банковской сферы России в условиях санкций, сокращения бизнеса, нестабильной экономики, стагнации, автоматизации работы, в том числе с клиентами?

- Я уверен, что у России достаточно и ресурсов, и интеллектуального потенциала для того, чтобы развиваться даже внутри. Это безусловно будет сложный вызов, я не скажу как это будет завтра, то есть категорически изменится система взаимоотношений, система работы, будет как-то иначе, но я уверен, что у нас есть всё необходимое, чтобы пройти этот путь. Я искренне считаю, что санкции не будут настолько суровы, что Россия замкнется. Это всё-таки большое ресурсное государство. Если говорить про наших соседей, в первую очередь про Европу, то им будет очень тяжело заместить такие ресурсы, которые они у нас сейчас приобретают, чтобы вообще сохранить свою экономику в каком-то понятном виде. Всё в мире связано, поэтому я уверен, что даже если будут самые жесткие санкции, то есть, учитывая что есть люди такие, как мы с вами, кто работает в CIB, а в CIB реально работают талантливые интересные люди, у которых есть чему поучиться, мы найдём выход, а ресурсы, как я повторюсь, в России самые масштабные, у нас есть всё чтобы развиваться.

- Существуют ли полезные привычки, которые помогают тебе на работе?

- Да, существуют полезные привычки. Клиентский бизнес — это в первую очередь общение. Регулярно встречаться со своими друзьями, знакомыми, родителями и поддерживать какие-то диалоги, формулировать какие-то идеи, цели, это хорошая привычка для клиентщика. У меня отсутствует одна привычка, которая весьма полезно добавляет эффективности доставить - хороший тайм-менеджмент, работа с календарем. Писать свои цели, по датам формулировать свои задачи, фиксировать сроки. Это точка роста, которую я вполне могу достичь. Это такой важный аспект эффективности. Хорошо иметь привычку записывать, формулировать планы, фиксировать точки, когда ты хочешь достичь результата возвращаться, проверять, где ты находишься, не поменялись ли твои планы по мере того, как ты движешься к этому результату.

- На что, в первую очередь, вы смотрите в процессе отбора новых кандидатов, есть какие-то советы для прохождения интервью в банковской сфере?

- Безусловно, для работы в банке важна математика. Я не буду вдаваться в детали экономики и так далее. Считать надо уметь. Банк с цифрами работает. Но первое, на что я обращаю внимание, когда мы обсуждаем сотрудников клиентского подразделения - это именно коммуникативные навыки, как человек отвечает на вопрос, насколько он переживает и по какому поводу он переживает, когда отвечает на вопросы, насколько он ищет вариативности. Если говорить про совершенно молодого специалиста, то для меня важно, чтобы у него в глазах был блеск, чтобы было интересно, что он сюда пришел не просто потому, что CIB ему нравится, как название, а что он хочет здесь работать, хочет здесь развиваться и готов инвестировать туда все свои усилия, всё остальное – вторично. Человека, как и медведя можно и на баяне играть научить, и на мотоцикле ездить, то есть главное – мотивация, желание чего-то достигать, чему-то учиться, быть эффективным в какой-то сфере.

- Есть ли у тебя совет для молодых специалистов, которые ещё учатся или уже закончили учебу для того, чтобы успешно построить карьеру?

- Герман Греф в последнее время очень активно обращает внимание на то, что те навыки и компетенции, которые были востребованы вчера, завтра уже не будут так полезны и так востребованы. Поэтому моё мнение: сейчас молодым специалистам нужно очень хорошо вникнуть в перспективы новых технологий, так или иначе чтобы они хотя бы поверхностно понимали, где, за чем будущее. И со сферой деятельности своей для начала определиться, учитывая эти истории. Если вы хотите работать в клиентском подразделением первое качество, которое у вас должно быть, это желание помогать людям. Если его нет, то вы никогда не достигнете успеха. Люди всегда чувствуют как с ними взаимодействуют, как внутренний, так и внешний клиент.

Есть такой тренинг для азиатских менеджеров - выходить на улицу и читать стихи. Ораторское искусство тоже очень полезно. У меня до сих пор вызывает чувство тревоги выступление перед большими коллективами. Никогда машина не заменит человека с точки зрения убеждения, донесения какой-то информации, мысли, договариваться. Нужны какие-то минимальные азы психологии для того, чтобы иметь свою ценность именно как человека, не конкурировать с машиной, как работать с эмоциями, как договариваться, как выступать.

- Почему ты решил стать ментором в Фонде Первое Поколение, что тебе это дает и какими ты видишь своих подопечных в будущем, в настоящем?

- У меня уже есть какой-то багаж знаний, он сформировался, есть какой-то опыт. Я не могу сказать, что этот опыт - единственно правильный, но я уже созрел до того, чтобы им делиться. Я считаю, что это высокая зрелость, когда ты не просто к этому пришел, а уже регулярно делишься своим опытом. Приведу простой пример. У нас через родителей, бабушек, дедушек воспитали ценность передачи информации, знаний и так далее. Поэтому я достаточно долго на эту тему думал, готов ли я какими-то лекциями делиться и не был уверен в своих силах, но вот сейчас созрел. Я уже готов чем-то поделиться, хочу начать пробовать и хочу получать удовольствие от того, что мой опыт будет кому-то полезен в будущем. Как я вижу потенциальных людей, с которыми я буду работать? Да никак, мне интересно работать со всеми людьми, помогать всем, мне не интересно помогать людям, которым это нужно формально для галки, о том, что они с кем-то взаимодействовали в рамках какого-то менторства, получили какие-то знания. Все те, кто хочет получить знания и интересуются опытом и хочет его использовать в своей будущей работе, - с большим удовольствием.

- Первая полезная книга, которую ты бы посоветовал прочитать? Почему?

- «Таинственный незнакомец», Марк Твен. Почему? Потому что там очень интересно написано про отношения людей, что такое хорошо и что такое плохо, насколько всё это формальности и сформулированное людьми как некая договоренность и что такое хорошо и что такое плохо и что на самом деле договоренность между людьми значит очень много; как вы определите, так и будет работать.

- Что никогда нельзя говорить на собеседовании?

- Нужно исключать «Не», минимизировать его. Хорошо сказать: «Не знаю», но остановиться на том, что не знаешь и не думать дальше это очень плохо. Нельзя просто замыкаться и молчать.

- «Профессия мечты» и совпадает ли она с нынешней позицией?

- Честно – нет. В каком-то школьном ещё возрасте мне как-то мечталось заняться микробиологии, генной инженерии. Я правильно видел жизнь. Потому что сейчас эти биотехнологии реально очень активно развиваются и действительно неплохо можно помогать людям в контексте технологий. Слышно, что все мои тезисы про помощь людям теми или иными путями, поэтому да, это, то, чем я хотел бы заниматься. Это то, чем я занимаюсь сейчас.

- Хотел ли ты открыть свой бизнес?

- Хотел. Чтобы не иметь большое количество руководителей, тех людей, которые определяют твой день, работать тебе по 8-14 часов в день. Хочется самому решать, самому фокусироваться, самому мотивироваться и самому получать всё value и все убытки от того, что ты делаешь. А почему нет? Потому что на сегодня у меня нет никакого проекта. Пока мне не хватило смелости. Когда ты работаешь в банке, ты работаешь так иначе с рисками, а чем глубже ты рисковик, тем сложнее тебе принимать решения, принимать какой-то риск, потому что это так или иначе связанно с твоей семьёй, которую ты обеспечиваешь.

- Допустим, что ты выиграл миллион долларов. Как бы ты ими распределился?

- Миллион долларов – это не такая большая сумма (смеётся). Сначала бы решил все свои гигиенические вопросы. Я имею в виду квартиру, которую я хочу, машину, которую я хочу, чтобы дети учились там, где я хочу. Попробовал бы себя в качестве бизнесмена. Согласен со многими, кто уже наверное далеко от меня ушёл с точки зрения заработка и собственного капитала, что отдавать деньги детям или тратить их на себя в полном объёме не доставляет удовольствие, непродуктивно детям отдавать деньги, поскольку это тормоз их развития. Я бы подумал, как я могу этими деньгами помочь обществу, как эти деньги капитализировать, чтобы это не просто был миллион, который ушел куда-то в историю с красивой картинкой, но без деталей, а разобраться, как я могу быть полезен тем, кто нуждается, и как распределить этот миллион долларов или куда его разместить, чтобы он мог регулярно помогать нуждающимся.

- Что для тебя самое главное в жизни?

- На сегодня – дети.