December 30, 2022

Время инвестировать

Мы поинтересовались у частных трейдеров и финансовых экспертов о роли фондового рынка в их жизни

Американский фондовый рынок — это вечный двигатель, периодически набирающий бешеные обороты, а иногда почти останавливающийся. После каждого бурного периода он выходит на очередной уровень, появляются новые капитализируемые идеи, алгоритмы, нормы регулирования, компании и персоналии. Вторая ассоциация, которая у меня возникает, — это окно в мир инвестиций, идей.

Огромный вклад в развитие рынка внес бессменный руководитель BlackRock Лоренс Финк, который пережил и крах биржевой стратегии, и неприятие (литературно выражаясь) коллег, но твердо знал, как строить инвестиционную компанию. Сейчас сложно найти организацию на Уолл-стрит без установленной системы Alladin или сбалансированный портфель без биржевых фондов iShares.

Начинающим инвесторам я бы посоветовала покупать и держать бумаги тех компаний, которые вы хорошо знаете и понимаете, бизнес которых вам нравится. Наши симпатии — та же интуиция, не до конца алгоритмизированный расчет.


История фондового рынка — это история взлетов и падений. Инвесторам нужно помнить, что не было такого кризиса, который фондовый рынок не пережил бы. Нужно каждый день повышать свой профессиональный уровень, изучать и оценивать все имеющиеся возможности, формировать диверсифицированный портфель и доверять себе.

На мое профессиональное становление большое влияние оказала книга «Карьера менеджера» Ли Якокки. Ли был талантливым руководителем (своим успехом Ford и Chrysler во многом обязаны именно ему) и прожил долгую насыщенную жизнь. Его книги пользуются большой популярностью, вдохновляя новые поколения, и расходятся на цитаты. Я приведу лишь одну из самых актуальных на сегодня: «Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы».

Самым ярким событием на российской бирже для меня был перевод рынка акций в 2013 году на торги в режим Т+2 и запуск репо с центральным контрагентом (ЦК). По итогам реализации T+2 я поняла, что любой сложный проект осуществим, если разложить его на «подъемные» части и постоянно ориентироваться на запросы и обратную связь клиентов. Репо с ЦК позволило российскому рынку успешно пройти все последующие периоды волатильности и кризисы ликвидности в 2014-м, 2018-м и 2022 годах.


Одно из моих самых ярких воспоминаний о фондовом рынке относится еще к университетским временам. На первом курсе я однажды опоздал на первую лекцию, но вместо преподавателя увидел у доски незнакомого мужчину в пиджаке и джинсах, который увлеченно говорил об американском рынке. Он называл себя трейдером, рассказывал о своей работе и зазывал к себе в команду, предлагая обучить и дать стартовый капитал. Этим человеком был Александр Герчик, и так сложилось, что я проработал в его команде почти пять лет.

С того момента я не переставал торговать. Мне удается соблюдать баланс между риском и доходностью. На мой взгляд, это самое важное, если мы говорим о трейдинге как долгосрочном проекте.

Начинающим инвесторам я бы дал три совета:

  • Управляйте рисками. Поверьте мне, выставление стопов сэкономит вам много денег. Да, иногда они будут срабатывать, но это нормально. Ключевая задача — заработать не 1000% один раз, а 1000 раз по 1%.
  • Используйте мани-менеджмент. Под ним я понимаю создание плана по заработку от каждой сделки: минимального, сбалансированного и оптимистичного. В сочетании с риск-менеджментом наша система будет отсекать статистически слабые сделки и поможет зарабатывать более крупные суммы на позитивных трендах.
  • Соблюдайте собственную инвестиционную стратегию. Хороший план позволит обуздать все страхи, а весь негатив уйдет.

Я начал инвестировать в акции и ПИФы в 2005 году после прочтения книги Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», благодаря которой я встал на путь инвестирования.

До августа 2008 года все шло совершенно замечательно. Я активно торговал, много обучался трейдингу, постигал технический анализ и в какой-то момент посчитал, что уже все знаю о фондовом рынке. Но начался кризис, и за три дня я потерял 95% средств, которые до этого несколько лет постепенно откладывал с основных доходов, инвестировал. Дело было в том, что, разумеется, я, как самый умный, использовал плечо брокера.

После шока последовало разочарование и многолетний перерыв в биржевых инвестициях, и я занялся операциями с недвижимостью.

Но затем постепенно стал возвращаться на фондовый рынок, покупая акции российских компаний и международные инструменты. Это прежде всего ETF, REIT. В этот раз это было уже чисто пассивное инвестирование, без трейдинга. В 2020 году я очень удачно закупился на сильном пандемийном падении, что позволило неплохо заработать.

Однако в 2022-м, как и многие российские инвесторы, я столкнулся с тем, что мои зарубежные активы оказались заморожены. Получилось, что даже грамотные вложения не гарантируют успех, когда в игру вступают внешние факторы.

Американский рынок — интересное и актуальное направление, но для граждан России возникает вопрос безопасности их активов. Я, например, для снижения инфраструктурного риска стал работать с международным рынком через Freedom Finance Global, кто-то находит иные пути к зарубежным площадкам.

Считаю, что одна из основных ошибок и стереотипов — это надежда на легкий и быстрый заработок на бирже. Именно она в основном приводит к потерям. На самом деле цель инвестиций — это создание капитала и пассивного дохода на длинном горизонте. Это игра вдолгую, многолетний финансовый марафон, когда ты постепенно откладываешь часть денег и инвестируешь. К сожалению, не у всех хватает терпения дождаться результата.


10 лет назад я еще пытался активно торговать американскими акциями внутри дня и осознал тогда, что соревноваться с торговыми роботами становится все сложнее и сложнее. А теперь, в свете всех последних событий на СПБ Бирже, появилась еще одна ассоциация с американскими акциями: «Они не заблокированы, они переведены на неторговые разделы».

В начале биржевой карьеры я больше пяти лет подряд закрывал каждый год с убытком, но не терял веры в свои силы. Потом четыре года зарабатывал почти каждый месяц. Что я изменил? Главное: стал торговать в направлении тренда, ставить стоп-лоссы и регулярно выводить заработанную прибыль.

На девятый год в один из дней я впервые заработал больше 1 млн руб. (более $35 тыс. по тому курсу). Я вывел деньги и купил машину, на которой езжу до сих пор. Впоследствии такие удачные дни повторялись, но не слишком часто. Ведь очень многое зависит от рынка. Потом я устал от нервного напряжения во время торговли и стал больше инвестировать, а не спекулировать.

Если вы решили торговать на бирже, сперва точно сформулируйте, чего вы хотите добиться. Цель будет определять те средства, которыми вы будете ее достигать. Биржевые операции — это высококонкурентная работа, поэтому постоянно повышайте компетенции или работайте с профессионалами, которых, к слову, найти очень сложно.


При упоминании американского фондового рынка в моей голове всплывают образы, созданные Кристианом Бейлом и Леонардо ДиКаприо в фильмах «Игра на понижение» и «Волк с Уолл-стрит».

Я на бирже с 1998 года, но не являюсь ее профессиональным участником. Я занимаюсь инвестициями в свободное от основной работы время. В 2017 году я создал телеграм-канал Angry Bonds, вокруг которого собралось первое сообщество частных инвесторов в высокодоходные облигации (ВДО).

В целом я довольно консервативный инвестор, ориентированный на ТЭК и сырьевые компании. Сейчас они неплохо себя чувствуют, несмотря на общие макроэкономические сложности.

Давать советы на бирже — занятие неблагодарное. Угадаешь — никто не поблагодарит, а ошибешься — будешь виноват во всех убытках всех инвесторов мира. Но в целом, во-первых, я бы не держал на бирже все деньги, вкладывал бы только те, которые не жалко потерять, а средства на черный день или на важные покупки размещал бы в более надежные инструменты. Во-вторых, покупал бы активы, защищающие от инфляции. По моим оценкам, она останется на высоком уровне вплоть до 2028 года.

А еще я бы посоветовал избегать двух опасных ошибок — «жениться на позиции» и думать, что вы самый умный на рынке, даже если накануне сорвали довольно внушительный куш.