June 19

Экстремальный полный триатлон на краю света. Личный опыт.

Выжить в ледяной воде, проехать на велосипеде 180 км через горы от Тихого океана до Аргентины и пробежать самый красивый в своей жизни трейл на 42 км. Всё это — Patagonman. Я его прошел в 2023 году и хочу поделиться собственным опытом.

Старт Patagonman начинается с воды после гудка баржи. Вода 8 (восемь) градусов по шкале Цельсия.

О себе

Меня зовут Григорий Болотов, я триатлет-любитель. В обычной жизни я занимаюсь маркетингом, у меня свое агенство Wattaga. Но кроме бизнеса я влюблен в триатлон, в который пришел в 2020 году за 1 месяц до ковидного карантина (лучшее время, чтобы начать учиться плавать).

До триатлона я бегал сначала «для себя», а потом стало интересно показать результат на полумарафоне, затем сам подготовился к первому марафону (3:46) и вот после него понял, что хочу больше. Дальше были лыжи, которыми занимался когда-то в детстве, а потом и триатлон. Пришел в этот спорт и не могу (и не хочу) из него выйти вот уже пятый год.

Триатлон стал стержнем и фундаментом, на котором крепится вся остальная жизнь.

Привет, это я!

В триатлоне до Patagonman я делал несколько половинок (PB 5:19 на тот момент), один полный в Италии (10:54), разные спринты, олимпийки, эндуранс и разных форматов дуатлоны. Веду свой канал-дневник о триатлоне, в том числе о подготовке к следующему старту: https://t.me/roadtopatagonman

Здесь я расскажу, как прошел экстремальный полный триатлон в Патагонии — Patagonman в декабре 2023 года. Постараюсь описать так, чтобы было понятно новичкам и полезно опытным триатлетам. Эту статью я написал специально для самого популярного телеграм-канала о беге «Бегать просто», в котором я еще и главный редактор.

Как мечта становится планом

Начну с того, почему и как я воообще выбрал эту гонку. Если вы читали в детстве «Дети капитана Гранта», то вряд ли у вас возникнет такой вопрос. Патагония всегда была чем-то очень далеким, загадочным, но безумно притягательным. Как будто другая планета, на которую ты никогда не попадешь. Мечтаешь, но не планируешь.

И вот, в 2021 я случайно наткнулся на YouTube на фильм о Patagonman 2019 (такие фильмы они снимают каждый год), и я узнал о гонке, которая сразу попала в мой bucket list на очень далекое будущее, и планов особо не строил.

Зимой 2023, когда мы зимовали в Турции, стартовала очередная лотерея Patagonman: ты должен купить сначала лотерейный билет, чтобы выиграть возможность участия (если выиграл, должен купить еще и слот). У меня не было планов участвовать, потому что, во-первых, где экстремальный триатлон, а где я, ну, и, во-вторых, в лотереях я никогда не выигрываю. Patagonman оставался далекой мечтой, но моя подруга Рада Дэй таки подбила купить лотерейный билет. А через месяц я узнал, что выиграл (как и Рада).

Так мечта стала формироваться в конкретный план.

Дорога

Patagonman начинается задолго до гудка баржи, с которой ты прыгаешь в ледяную воду в 5 утра в день соревнования (об этом позже). Он начинается с планирования поездки. Дело в том, что этот старт проходит в одном из самых отдаленных уголков планеты — в чилийской части Патагонии, регион Айсен. Старт в городке Пуэрто Чакабуко. Просто покрутите карту, чтобы понять, насколько всё это далеко:

Пуэрто Чакабуко — точка отправления Patagonman

Я летел из Белграда, Сербия: 2,5 часа до Парижа, пересадка 5 часов в Шарль де Голль, затем 13-часовой рейс Париж — Лима (Перу) через Атлантический океан, всю Южную Америку, петля над Тихим океаном... Прилетели в Перу вечером, нужно было перерегистрироваться, получить и снова сдать багаж (велокейс с велосипедом), т.к. внутри Латинской Америки перевозчик уже местный. Еще 5 часов пересадка и затем 4-часовой рейс из Лимы в столицу Чили — Сантьяго.

Весь путь больше суток (около 40 часов, включая дорогу в / из аэропорта), 2 океана, 4 страны.

Маршрут до Сантьяго

В Сантьяго я остановился на неделю, чтобы сгладить мощный джетлаг и немного привыкнуть к местному климату (зря, но об этом позже), ну, и посмотреть город. Но это не конечная точка.

Сантьяго де Чили, столица Чили

Через несколько дней мы уже вместе с саппортом и моим другом Вовой летим в Бальмаседу — город в нескольких часах лета от Сантьяго, ближайший аэропорт к месту старта. В Бальмаседе берем арендованную заранее машину (не без приключений) и дальше едем 50 км в город, где будем жить. От него до старта еще 70 км.

География гонки

Практически любой экстремальный триатлон (за некоторыми исключениями) всегда проходит не кругами, как в «обычном», а маршрут прокладывается из точки A в точку B. Patagonman устроен именно так, и ты фактически пересекаешь всю Чили с запада на восток.

Старт гонки в Puerto Chacabuco, плавание во фьордах этого городка.

Далее велоэтап по маршруту Puerto Chacabuco – Purto Aysen – Coyhaique – Villa Cerro Castillo. Общий набор 2350 м, весь маршрут всегда в гору, кроме последнего участка. Подробный маршрут.

Беговой этап — трейл от Villa Cerro Castillo до Puerto Inginiero Ibanez, небольшого городка, от которого до границы с Аргентиной остаётся всего несколько километров. Набор почти 1000 м, гравийные дороги и горные тропы. Подробный маршрут.

Стоит отдельно отметить, что, если вы решите стартовать Patagonman, то аклиматизацию (не меньше 10 дней) стоит проводить не в Сантьяго, как я, а уже в месте проведения: в Пуэрто Айсен или в Койяйке. В обоих этих городах есть бассейн для подводящих тренировок (в Сантьяго вас не пустят ни в какой без местных документов), и климат уже соответствует гонке. В Сантьяго он другой, более жаркий.

День перед стартом

Мы остановились в апартаментах в городе Койяйке, который находится в 70 км от места старта.

Мой саппорт Вова и я в окрестностях Койяйке

День перед гонкой довольно обычный: брифинг, заправка углеводами, подготовка экипировки, питания на гонку... Брифинг был в Пуэрто Айсене, до него примерно 50 км от отеля, где мы жили и 20 от места старта. Везде ездим на арендованной машине, она же нужна и для сопровождения по трассе на велоэтапе.

Легли спать еще засветло, потому что вставать в 01:00.

Брифинг Patagonman 2023. Puerto Aysen, Chile

Погнали!

3 декабря. День старта.

Тайминг мероприятия из рейсбука

Подъем в час ночи. Туалет, завтрак двойной овсянкой (привез с собой за 12 000 км), туалет, еще раз проверка всей экипировки. Кофе, был только растворимый (первая ошибка).

Классическая овсянка — несменяемый завтрак триатлета.

Погрузка в машину, едем спокойно ночью до Пуэрто Чакабуко. Прибыв на место, надел гидрокостюм, приготовил буй, велосипед — в транзитку.

Плавание

Погрузились на баржу. Я экипирован в обычный неопреновый гидрокостюм Zone3 Vanquish, в котором стартую обычный триатлон. Кроме него: неопреновые носки, неопреновые перчатки и неопреновая шапочка (поверх неё — стартовая). Буй со светящимся маячком. Неопреновая шапочка не закрывает горло и при том еще съехала немного на затылок (вторая ошибка).

Захожу на баржу

Многие участники прячутся в одеяла или полотенца, у меня в руках только буй, а на ногах сланцы. На улице чуть выше 0.

На барже мы пробыли до отплытия достаточно много времени, что-то около 40 минут. Очевидно, что задержка была связана с замерами температуры воды. Обычно она здесь 10-12 градусов, но в этот раз — 8 (восемь). Поэтому плавание сократили до 2000 м. Плюс еще минут 20-30 плыли до позиции, откуда нас выкинут.

Через некоторое время включают шланги, чтобы полить участников водой. делается это для того, чтобы «промочить» гидрокостюм и дать немного привыкнуть телу к температуре воды, чтобы у организма не случилось шока.

Предстартовый «душ»

После того, как баржа заняла позицию в заливе, открывают борт и приглашают всех на старт. Старт подается с воды гудком баржи. Я прыгаю в первых рядах.

Возможно, самый страшный прыжок.

Высота приличная, поэтому ухожу глубоко в ледяную воду. Выныриваю — передо мной темнота и вода. Оказываюсь рядом со своим другом из Литвы Генриком. Оборачиваемся, а сзади неземная красота.

Пуэрто Чакабуко. Тихий океан. Чили.

Гудок, все поплыли. Маршрут был простой: доплыть до другого судна, обогнуть его и плыть на огни порта в обратную сторону. Всего 2000 метров. Стартовал нормально. После прыжка с баржи ощущал, конечно, что температура воды низкая, но не то, чтобы прямо ледяная. Ситуация изменилась минут через 10.

Доплыв до поворота понимаю, что вода вообще-то холодная, даже очень холодная. Через 15 минут чувствую покалывания в кончиках пальцев рук. Через 20 минут начинает нарушаться координация, очень сильно мерзнет лоб и голова в целом (ошибки с выбором экипировки).

Смотрю на часы — темп крайне низкий даже для меня (я плохой пловец), поэтому стараюсь прибавить. Понимаю, что не могу держать технику, но все-таки немного раскачался и заставил тело плыть.

Доплыв до порта, понимаю, что вылезти не могу. Конечности окоченели, координации нет, не понимаю, где верх, а где низ. Затем ухватившись за веревки всё-таки выползаю, где меня уже подхватывает Вова.

Выход из воды дался непросто
Здесь сразу забегу вперед и расскажу, какие выводы сделал для себя позже. Во-первых, я потерял очень много жидкости благодаря растворимому кофе. Давно заметил, что для меня это очень хорошее мочегонное средство. Но в день старта я благополучно об этом забыл. Или не придал значения. Но т.к. долгое время провел на открытом воздухе при температуре чуть выше 0, а потом еще 40 минут в 8-градусной воде это сыграло со мной злую шутку. Я потерял много жидкости, а вместе с ней и некоторую часть тепла. В итоге некоторое переохлаждение, в результате потеря координации и остальные последствия.

Неофициальный мировой рекорд по самой долгой транзитке

В первой транзитке я провел 50 минут.

То есть в таких мероприятиях в транзитке все проводят много времени, но 50 минут это, наверное, самая длинная транзитка в истории мирового триатлона. Во-первых, я не мог ничего с себя снять, помогал саппорт. Затем нужно было вытереться насухо, надеть что-то теплое, выпить чаю и т.д.

Меня знатно колотило, я не мог нормально стоять, не говоря уже о том, чтобы ехать. Вместе с водой потерял, похоже, еще и минералы. Дальше меня спас случайно найденный в машине электролитический напиток. Выдул сразу литр и вот после этого мне резко стало лучше.

Признаюсь, до этого момента были мысли о сходе. Но не зря же я сюда приехал, и никто не говорил, что будет просто. В итоге решили пробовать ехать.

Длинная дорога через горы

Сел на велосипед — в седле вроде держусь.

Первый километр. Все в порядке.

Третий, ноги есть...

Пятый, ого, да я еще что-то могу.

Километров через десять я уже окончательно вработался, начал наращивать темп, и подобрал первого участника.

Долина реки Рио Симпсон

Больше всего меня беспокоило, что я могу не попасть в cut-off на середине велоэтапа.

Cut-off time — лимиты времени, в которые нужно уложиться на контрольных точках

Поэтому следующие 90 км я: а) крутил, что мог б) кусал губы "попаду или не попаду". Забегая вперед, попал, еще и с запасом.

После того, как обогнал самого первого «конкурента», дальше стал их собирать одного за другим. Но кто-то пытался и «отыгрывать». Примерно на 20 км встречаю на обочине дороги нечто койото-подобное: животное несло в зубах огромный окровавленный кусок другого животного. Видео этой встречи попало на видео, которое снимал Вова в трансляции.

Весь велоэтап это потрясающие пейзажи. Но любоваться я был готов только парой десятков метров асфальта перед собой и показаниями на велокомпьютере.

Потрясающие пейзажи Патагонии, которыми я не успел вдоволь налюбоваться

С саппортом отработали на отлично. Вова ждал меня в условленных точках, вовремя менял еду и воду, снимал видосики, вел трансляцию в канале, поддерживал и переживал.

Покрытие самое разноообразное. От идеального асфальта до полностью разобранных участков дорог, засыпанных только щебнем. В каких-то местах участки с ямами, где-то еще что-то... В общем, полный набор. Поэтому лучшая рекомендация — ехать на относительно низком давлении, я качал 5,5 сзади и 5 спереди. Тот, кто качал до звона, сидел потом на обочине с монтажными лопатками.

Весь маршрут практически всегда в гору. Но в основном по ветру.

Последние примерно 20 км это спуск по серпантину и уже против сильного ветра, который вырывает руль.

Последний серпантин велоэтапа Patagonman

Да, я ехал на разделке. Общий набор ~2500 м, но все-таки решил ехать именно на ТТ. Почему — он жестче, а ездить на нем по горам я научился.

Ехал практически всю дорогу во всем зимнем. Снял только дождевик, в нем сильно потел. Остальное (даже перчатки) снимать не стал. Несмотря на лето в Южном полушарии, в Патагонии все равно холодно благодаря очень сильному ветру с океана, которым, собственно, и славится Патагония.

Игра «Собери пешеходов»

Во вторую транзитку я приехал с наевшимися ногами, но в очень хорошем расположении духа. Хорошие аэробные работы по горам идут на пользу здоровью :D

Т2 прошел спокойно, не торопился. Снял лишнее, взял беговой рюкзак, воду, питание на бег и двинулся вперед. Первые пару километров маршрута пролегают по асфальтированной дороге, затем сворачиваем на проселочную, несколько километров по каким-то пастбищам и оказываемся у подножья горы.

Начало бегового этапа

Дальше почти вертикальный подъем на плато. Местами почти ползком. Наверху немного теряемся с британцем, но в итоге выходим на правильный трек (трек в часы загружен, но несколько троп идут почти параллельно). Проскакиваю холодную речку после которой ноги как новые. Некоторые дядьки смущаются, кто-то даже снимает кроссовки.

Black metal is playing

Следующие 20-25 км это rolling hills по тропам и гравийным дорогам. есть несколько пунктов питания. Но у меня всё с собой, и только благодаря этому обхожу людей пачками.

Из питания: вода в двух мягких бутылках в трейловом рюкзаке, обычные гели SiS и несколько кофейиновых. На ногах Asics Trabuco Max 2, отличные кроссовки по гравийному покрытию, потому что толстая подошва «съедает» все камни, а упругая пена немного помогает бежать. Но более толстый слой пены это и меньшая стабильность, поэтому мышцы стабилизаторы должны быть готовы поработать.

На беге чувствую себя уже совсем хорошо. Тут уже есть возможность даже немного пофоткать на запотевший телефон. Чем дальше, тем больше собираю людей и это превращается уже в игру «догони следующего» — очень мотивирует. Чем ближе к финишу, тем больше групп пешеходов, у людей заканчиваются батарейки. Но я прдолжаю бежать.

К 30 километру мощный спуск на деревянных уже ногах. И тут атлеты встречаются со своими вторыми половинками — саппортами и далее продолжают путь вместе. Здесь на третьем (и последнем) пункте выпил колы, воды и изотоника.

Это я радусь, что сделал фото с этим водопадом, Вова рад, что я жив.

Вова подключается к гонке и мы спокойно бежим на финиш уже по плоскому участку.

Финиш

Последние километры никак не заканчиваются сильный ветер, злые тучи на горизонте... Но вот мы сворачиваем на улицу, в конце которой финишная арка, берег озера, за которым граница Аргентины.

На последних километрах отдаю рюкзак Вове, чтобы сделать для вас вот такой крутейший снимок.

Финиш

Это финиш. Позвонил в заветный колокол, о котором мечтал 2 года. Эмоции от финиша заканчиваются почти сразу. Эмоции от гонки не проходят до сих пор.

На финише встречаемся с друзьями из Литвы, США, России. Едим эмпанадас и потом разъезжаемся, чтобы снова встретиться на церемонии на следующий день.

Что дальше?

Я точно поеду еще. С Генриком мы договорились вернуться в 2026.

Во-первых, я понял, что это «моё» место. Во-вторых, плавание и транзитку надо переделать, как говорит мой тренер :D

А в этом году я готовлюсь к не менее веселому приключению — Black Lake Xtri. О подготовке рассказываю в своем канале https://t.me/roadtopatagonman там же, вероятно, снова будет трансляция с наших увеселений.

Всем триатлон!