политэкономия
March 6, 2022

Жизнь после 24.02.2022: самоидентификация

Я россиянин, гражданин, мужчина. Это три мои ключевые идентичности на сегодня. Все остальные формы самопрезентации заведомо вторичны и не должны заслонять стартовые три.

За первую названную идентичность мне по-своему стыдно перед определёнными людьми. Перед людьми другой аналогичной идентичности. Понимаю, что сейчас происходит и что я со своей скромной, махонькой и всё же стороны сделал не так и когда сделал. Стыдно и за тех, кто тоже не сделал, хотя обладает значительно большими ресурсами по сравнению со мной.

Из первой вытекает идентичность следующая. И гражданский долг. Хотя бы элементарно бросать мусор в урну и вообще вкладываться в пространство вокруг себя, пока есть силы и средства. (Не в светлое будущее туманное, но в приземлённое настоящее.)

Наконец, мужчиной я родился и когда-нибудь умру. И пусть мне больше 30, после 24.02.2022 в известном смысле страшно. Это не моя [censored]. В любом случае гендерная идентичность в нормальном обществе имеет значение только по поводу сексуальной жизни человека.

Хобби, взгляды и убеждения сейчас должны опираться хотя бы на две стартовые идентичности. А в частностях — оставаться волатильны. Свободолюбивым и демократичным я не родился, я стал и вырос благодаря социальной среде и культурному фону — но также и вопреки. Профессия? Род деятельности? Нужно отдавать себе отчёт, что это в свою очередь замкнутые сообщества. Дизайнеры, архитекторы, инженеры по эксплуатации, фармацевты, тестировщики, врачи, айтишники, околоайтишники, педагоги, предприниматели, рестораторы... и все-все-все.

С идентичностью корпоративной или мировоззренческой не то чтобы легко расстаться, но её легко не выпячивать.

К тому же сейчас меня мало волнует моя идентичность региональная, этническая.

В моей стране регионов восемь с лишним десятков, от Краснодара до Мурманска, от Брянска до Владивостока. Уникальных и специфичных, но — не лишённых общности. Так, к слову.

...И можно потерять едва ли не все престижные (или нет ©) социальные регалии и нарядные бейджики. Кроме стартовых трёх. Может, четырёх. Вероятно, что-то забылось и не упомянуто. (Родительство? — Приобретённое, ну. И то, во многом связанное с гендером.)

Ни я, ни вы не обязаны априори ассоциироваться с коллегами и соратниками либо примыкать к какой-то общественно-политической платформе. (Отраслевая солидарность выражается иначе, скажем.)

Однако у меня и у вас есть три идентичности, в рамках которых нам есть что обсудить. Даже если вы из другой страны.

Россиянин, гражданин, мужчина. (Социал-демократа, феминиста/сторонника гендерного равенства, постколониалиста и всякую любовь к футболу оставлю на потом.)

...Вот почему Рунет, игнорируя и задвигая три стартовые идентичности, проигрывает информационную войну заранее. При всём уважении. Потому что не надо эксплицитно разъединять людей на правильных и неправильных, наших и чужих, патрициев и плебеев.

...Вот почему от газлайтинга вида «плебей, тебе быть плебеем норм, [не стыдно]?», «срочно стань патрицием, [а не прозябай в трясине]», «патриций, бойся прослыть плебеем» сегодня особенно тошно и противно.

Мы не плебеи и не патриции. Вы не плебеи и не патриции.

Народ не тот, ага.

...Наноактивисты и нанофилософы, которые обращаются якобы к вам — они что подразумевают? В каком статусе обращаются к вам? Мы, активисты и философы..? [Пришли просвещать дремучий народ?] Что ж, пусть дальше пашут эту борозду статистической погрешности.

Мы россияне и россиянки. А они... не слушайте их.


И в этом смысле не стыдно быть как все — ибо я и есть все, оставаясь тем не менее самим собой; ибо все образуют вместе силу, один в поле не во...

Обретя общее, легче идти к частному и сохранять его. А не обретя общее, у тебя... обретут его, пока ты примеряешь очередной приятный беллетристический образ индивидуалиста, на худой конец — кучкуясь с такими же героями-одиночками или избранными. Такая идентичность местечковая от и до.

Общество невозможно без частей и личностей; во всяком случае, оно тогда окажется безмолвно. Впрочем, и части без общества в свою очередь безмолвны, поскольку разрозненны и разобщены.

Предпочтения в спорте, искусстве и даже взгляды на жизнь сейчас должны на время отойти на второй план — чтобы мы вспомнили про стартовые идентичности и отталкивались от них.

Иначе получим очередные унылые манямирки на тысячу комментариев в соцсетях об одном и том же a.k.a. «разгорелись жаркие споры». Нет, не разгорелись, просто в Рунете никто не хотел взрослеть. А последствия чёрного февраля 22-го даже приблизительно настолько ужасают, что на манямирках теперь не уедешь далеко и не убежишь в бесплодный срач.


Разом нас богато, нас не подолати. Погугли, откуда эта строчка и какому историческому явлению 2004 года она посвящена.