June 10, 2018

[ВИДЕО] ИНТЕРВЬЮ С СООСНОВАТЕЛЕМ LIVE.LOVE И LIFEHACKER.RU: КАК ВЫБРАТЬ БИЗНЕС, КАК СОЗДАТЬ СООБЩЕСТВО + ЕЩЕ 15 БИЗНЕС-СЕКРЕТОВ

Сооснователь LIVE.LOVE и Lifehacker.ru Слава Баранский откровенно о формировании сообществ, спорте, маркетинге, создании команды и личном бренде. Инструменты масштабирования бизнеса.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В БИЗНЕСЕ СЛАВЫ БАРАНСКОГО. LIFEHACKER.RU В ЦИФРАХ

Иван Зимбицкий (ИЗ): Друзья, привет. Сегодня у нас особый гость. Его зовут Слава Баранский. Если вы знаете сайт lifehacker.ru – это проект, который Слава с партнерами раскрутил. Также Слава сейчас занимается раскруткой проекта LIVE.LOVE. И, собственно, Слава, добро пожаловать на Шоу 10Х

Слава Баранский (СБ): Привет, очень приятно, спасибо за приглашение.

ИЗ: Слав, первый вопрос к тебе: расскажи, как ты вообще начинал, первые шаги в бизнесе. Ты молодой, яркий предприниматель, занимаешься спортом, триатлоном, Ironman, несколько проектов. Собственно, сайт lifehacker.ru входит в топ-200 самых посещаемых сайтов в рунете…

СБ: В украинской части трафика по посещаемости он занимает второе место после Picabu в категории «Развлечения». А если говорить про твой первый вопрос – да никак! Закончил школу с другом, друг меня затащил в такую авантюру – продажа мобильных телефонов…

ИЗ: А откуда ты сам?

СБ: Я родился в Ульяновске, в России. Родители – этнические украинцы, папа просто военный – классическая советская история. Потом они решили вернуться в 92-м году, по-моему, в Украину, когда вот это все развалилось. Правильный шаг, я считаю, они сделали.

Приехали в Киев, папе «по блату» дали квартиру, нам было где жить, устроили сразу на хорошую должность и, в общем, с 12 лет я в Украине. По-украински свободно говорю, считаю себя украинцем, хотя проект Lifehacker сейчас в Ульяновске находится. Это случайное совпадение, никак не связанное с моим детством там, абсолютно.

ИЗ: Давай начнем с цифр по проекту Lifehacker. Если можешь — дай цифры, все оцифруй, что можешь.

СБ: Команда – от 50 до 70 человек в зависимости от рекламной нагрузки, которая у нас возникает. Офис — 1000 кв. метров в Ульяновске. Посещаемость – перевалили за 14млн. «уников» в месяц, то есть, достаточно много, как мне кажется.

Раньше, когда я представлял проект и говорил про него, я представлял месячный трафик как стадион или маленький город. Потом представлял как большой город. А когда стало 14 млн., я даже не могу представить. Такой Бангкок типа. Весь Бангкок зашел в месяц на сайт. Или Нью-Йорк. Вот такие вот объемы.

А недавно дневной рекорд побили: было у нас 800 тыс. «уников». В деньгах – не знаю, о текущей ситуации сейчас говорить не надо. Ну, прибыльный проект, почти каждый месяц прибыльный, партнеры получают дивиденды, партнеров 5.

ИЗ: Если не секрет, какая доля у тебя?

СБ: Это не разглашается, достаточно большая. Не 1-2%.

ИЗ: Ты был вторым сотрудником…

СБ: Я был вторым сотрудником, да. Проект был придуман Владимиром Яшниковым, который сейчас работает программистом, свою долю он продал. Он открыл сайт lifehacker.ru и копировал американский сайт lifehacker.com. А в тот момент мы занимались с моим виртуальным другом Сергеем Булаевым проектом «Интернетные штучки», такой был (ныне покойный).

Он его продал, и эти деньги мы решили вложить в проект Lifehacker. Пришли к Вове, а Вова был нашим автором. Там такой замес был. В общем, мы всосали этот проект, я стал его главным редактором быстро, стал его развивать и, когда я из него уходил, там было миллионов 5 «уников» в месяц.

ПРИНЦИПЫ СЛАВЫ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОЕКТА

ИЗ: Какими принципами ты сейчас руководствуешься при выборе проекта?

СБ: Только, если интересно. Я искренне завидую людям, которые могут взять и сказать: «О, все бабло сейчас в зерне. Давай заниматься зерном» или «Все бабло сейчас в автомобильных шинах, буду заниматься шинами». Я вообще этого не понимаю, не понимаю, как они каждое утро встают и вот эти звонки, эти шины, продажи. Я не понимаю.

Почему получилось с Lifehacker – потому что перло, я 7 лет этим занимался. Перло страшно, до последнего года. Потом, конечно, было такое утрясание, стало понятно, что так долго нельзя этим заниматься. Потом проба была с тем же Pure, PetCube, не без страсти, знаешь.

А LIVE.LOVE, проект которым я сейчас занимаюсь, пока в Украине только — чистая страсть. Спорт, взрослые люди, переформатирование себя…

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ LIVE.LOVE

ИЗ: Я уверен, не все знают проект LIVE.LOVE. Правильно ли я понимаю, что это проект для людей, которые хотят научиться плавать, бегать и триатлонить?

СБ: В целом, если поверхностно смотреть, то да. Но основной продукт заключается не в этом, а в сообществе людей. Многие люди живут достаточно успешную, быструю жизнь, и они многое теряют. Они только в конце понимают, что произошло.

Например, они могут оказаться без друзей или без тела, которое позволяет нормально в пространстве перемещаться, нормально с ребенком погулять и так далее. И они многие вещи теряют. Фактически, проект LIVE.LOVE – это проект, который помогает им найти эти вещи, снова собрать все в кучу…

ИЗ: Когда он стартовал?

СБ: Там был такой старт, очень маркетингово длинный. Мы стартовали в начале 2016 года с цикла лекций, которые назывались «Сомнения talks». Они простраивались по моей книжке «Сомнения», которую я написал. И было 10 лекций.

Мы специально ограничили лекции, очень четко подобрали тех, кто будет выступать. У нас первый был Саша Педан, профессор генетики, были очень крутые люди, которых очень редко кто-то вытаскивал на сцену. Обычно выступают одни и те же. Мы исходили из мысли «а давай попробуем копнуть по краям и посмотрим, что еще есть. Кроме стандартных людей, которые на сцене что-то всем рассказывают». Собрали лекции, собрали аудиторию, больше 100 человек было на каждой лекции. Это была такая наша первичная лидогенерация.

То есть, мы собрали людей, которым интересны йога, триатлон, спорт, какие-то физические нагрузки, сон – такие были темы. И многие из них стали нашими клиентами и до сих пор с нами занимаются. Потом мы запустили такой «Сомнения challenge», тоже от этого слова, названия книжки. И собрали 20 человек отобранных людей. Так были и народные депутаты, замминистра, известный блогер. Набрали такие «сливки», знаешь…

ИЗ: Как ты набирал? Через свою сеть?

СБ: К сожалению, моя сеть в Украине была не такая плотная и интересная, как сейчас. Потому что я работал в основном в России, там меня знают, я знаю людей и мог бы там легко такое собрать.

Нет, у меня есть два партнера. Слава Сухомлинов, он работал генеральным директором «Tarantino Family», большого ресторанного холдинга. Наташа Емченко – это директор по коммуникации холдинга СКМ. То есть это самый главный PR-директор над всеми PR-директорами корпорации.

Собственно, под ее контролем мы и собирали эту аудиторию. Это был бег, люди пробежали какие-то свои расстояния – 5км, 10км, 21км и пошла такая волна, на которой мы очень быстро собрали 100 человек. И когда эти 100 человек были собраны, эти волны поутихли, потому что люди были не такие медийные. И после этого пришлось заниматься обычным кондовым маркетингом. Картинки, видео, реклама, аудитории, рассылки, все такое.

LIVE.LOVE В ЦИФРАХ

ИЗ: А можешь показать в цифрах LIVE.LOVE? Прибыльный проект?

СБ: LIVE.LOVE с первого дня прибыльный, он всегда был прибыльным, каждый месяц. Закладывалась изначально модель… смотри, как мы придумали. У нас двухмесячная программа по бегу, плаванию, танцам стоит 8300 грн.

Откуда взялась эта цена? Мы сели, посчитали – тренеры, аренда локаций, НСК «Олимпийский», бассейн и так далее. Посчитали, что там нужно. Я со своей стороны маркетинговой сел подумал: я хочу снимать про это фильм, я хочу, чтоб на каждом выпуске был фотограф, промежуточные тесты, функциональное тестирование.

То есть, мы придумали продукт, я придумал с точки зрения медийной. Это стоило очень дорого нам. Себестоимость высокая. И мы придумали прайс и пошли с этим прайсом в рынок.

Ну, «рынок» громко сказано, собственно, рынка нет до сих пор, за два года никто и близко не приблизился к тому, что мы делаем. Но мы пошли к людям и сказали – вот такая цена, вы получите вот это. И только соблюдение этой цены позволяет проекту развиваться, расти с точки зрения медиа, с точки зрения аудитории, и другого способа нет.

То есть, нельзя продавать по 300, по 500 грн тренировки и развиваться.

ИЗ: Слав, сколько вы зарабатываете?

СБ: Раскажу во второй производной. Мы оперируем… порядка 500 клиентов в программах бега, плавания, триатлона и детского плавания. Средний чек составляет 8300 пополам – 4150грн в месяц. Также мы несем расходы на тренеров, несем расходы на офис, на стафф, которых у нас сейчас 12 человек, и мы еще арендуем локации, у нас нет своих локаций. Стадион, манеж зимой легкоатлетический …

ИЗ: Какие-то дорогие онлайн-сервисы используете?

СБ: Да, мы используем, с первого дня живем на CRM-ке. АmoCRM, хотя я ее не рекомендую никому. К сожалению, мы оказались в ней, под нее простроились и так худо-бедно живем. И, в общем-то, всё. Вот и весь наш бизнес. Пытливый ум может попытаться построить некий бизнес-план…

ИЗ: У вас есть маржа 30%?

СБ: Да, конечно.

ИЗ: а 40%?

СБ: 30% есть.

СОЗДАНИЕ СООБЩЕСТВА — НОВЫЙ БРЕНД. ПОЛЬЗА И КАК ВАМ ЭТО ПРИМЕНИТЬ В СВОЕМ БИЗНЕСЕ

ИЗ: Ты — маркетолог.

СБ: Так получилось. Я нигде не учился специально, не проходил никакие курсы и даже не могу никому преподавать.

ИЗ: И при этом ты — сильный маркетолог.

СБ: Нет. Я долго не мог понять, почему я не могу стать маркетинг-директором Мироновского хлебокомбината, например, или там Киевстар. Потому что у меня нет системных знаний в маркетинге, я правда никогда не учился, никогда не работал в большой компании маркетологом, именно директором, руководителем.

Но у меня неплохо получается start-up маркетинг. То есть, я понимаю, что не нужно тратить огромные деньги, чтобы красиво, с лоском, с визуальной красотой запустить проект, который, внутри, возможно, будет весь на спичках, на костылях, но в момент запуска большего и не надо.

Тебе надо выстоять какое-то время. Первый удар нагрузки, клиентов, продаж. И, если проект выстоит, то обычно эта структура достаточно дешево стоит. И в этом смысле я действительно думаю, что разбираюсь, как проект, который ничего из себя не представляет, должен снаружи смотреться, как махина.

ИЗ: Я был на последней конференции Digital Marketer, и основная идея, которая мне зашла – некий тренд маркетинга сейчас – это формирование сообществ. И это большинство людей вообще не понимают. Вот я вижу, ты это понимаешь.

И я так же считаю себя неплохим маркетологом, но я это понял поздно. И я себе прям кусаю локти: почему я это поздно понял? Скажи, как ты к этому дошел?

СБ: Не знаю, я наблюдаю людей в реальной жизни, как некий такой биолог, с научной точки зрения…

Нетрудно заметить, что люди очень сильно разобщены. В Украине это очень заметно, когда случается очередной кризис… Короче, у людей нету прочных связей в принципе. Ни семейных уз, на самом деле.

ИЗ: Потому что семейный институт у нас государством был как-то изуродован…

СБ: Ни церкви нормальной. В церкви – просто какое-то сплошное надувательство, как по мне. Нету семейного нормального института, как он есть в Италии, например. Нету политических предпочтений нормальных. То есть, как в Америке, если папа демократ – ты демократ, если папа мормон – ты мормон. Или если ты учился в Стенфорде, то ты принадлежишь к такой касте чуваков из Стенфорда, и любой чувак из Стенфорда принимает тебя.

У нас таких связей в принципе нет. Нет никаких устойчивых связей, и любое политическое потрясение в стране показывает, что семьи рубятся кусками прямо. Взрослые против подростков, взрослые против взрослых.

То же самое в городах происходит, то же самое в парламенте происходит. И людям очень нужна эта общность, это племенность какая-то. Мы вышли из племен, из общин. И люди, когда видят какое-то сообщество, они настолько охотно туда кидаются, с семьями. Все, что у них есть, берут с собой и пытаются туда нырнуть. Поэтому достаточно просто это делать. Надо просто это делать.

Надо создать идею, надо создать некое место, храм, куда люди приходят, когда им тяжело, где они встречаются. И нужно создать какую-то платформу, где они смогут брать, восполнять недополученные эмоции.

ИЗ: Скажи, ты, как предприниматель, знаешь, как это перенести в бизнес, как на этом зарабатывать. А как другим предпринимателям, которые нас смотрят, понимают, что сообщества рулят, сами являются частью сообщества… дай рекомендацию, как это в деньги превратить, этот драйв людей присоединиться к чему-то.

СБ: Если мы говорим про Украину или русскоязычное пространство, тут сложно советовать и сложно учить этому. Я объясню, почему.

У нас бизнес сейчас работает как какое-то Эльдорадо. Вот когда люди приезжали в Калифорнию за золотом. Кто-то умирал, кто-то становился сказочно богат, но там не было середины. Нельзя было стать средним классом. Ты либо богат, либо мертв.

В Украине и в России эта история повторяется, и, на самом деле, что бы вы ни начинали, что бы вы ни делали хорошо, всегда получается заработать деньги. То есть, если человек откровенен с собой, если он встает утром и 8, 10, 12 часов занимается бизнесом, а не изображением этой деятельности, он зарабатывает.

И объяснить людям, почему на рынке, на котором нет ни сервисов нормальных, ни услуг, ни продуктов, нужно строить сообщества, мне очень сложно. Но опыт более успешных бизнесов европейских, американских показывает, что это делать нужно.

То есть, это трудно объяснить людям, которые озадачены выживанием. Им нужны деньги сейчас, нужно что-то сделать, чтобы завтра заплатить зарплату, им не до сообществ.

ИЗ: Но, если предприниматель уже прошел этап выживания, у него 5 сотрудников, он генерит деньги плюс-минус от 3-х до 7-ми тысяч в месяц и хочет на новый уровень перейти.

Он слышит нас и понимает, что фишка маркетинга – сообщества. Потому что Райан Дайс сказал: «Сообщество – это новый бренд». Я настолько это взял, что мы сразу переключили стратегию маркетинга, начали строить сообщества, запустили два одновременно проекта по сообществу, и я вижу, как пошло! И денег больше стало.

СБ: То есть, ты из тех людей, которые приходят на конференции и что-то потом делают?

ИЗ: Я всегда делаю.

СБ: Мне почему-то кажется, что люди приезжают на конференции, хлопают ушами, говорят: «Это было круто, очень впечатлился» и через год едут снова и то же самое повторяется.

Есть несколько способов прирастить клиентскую базу. Можно просто шарашить рекламу. Можно как-то нелегально двигаться через какие-то структуры. Например, зайти в школы и печатать учебники. Ну, такие вещи.

Если говорить про меня, я эмоционально и по воспитанию своему не готов «мутками» в Украине двигаться и идти какими-то схемами. Утром знать, что мне идти к какому-то чуваку и играть с ним лицом, на пальцах ему показывать, подмигивая, что-то – это мне претит, я просто не хочу этим заниматься. Это мой выбор и пока, слава богу, получается.

Второй выход – рекламная модель. Например, вы вышли на рынок спорта, как мы, и хотите рекламой нашарашить себе аудиторию. Вы быстро поймете, что привлечение клиента может стоить вам, например, 100 долларов. А если ваш продукт стоит 500 грн, как мы брали до этого, то моделька не работает. И тут вы начинаете смотреть по сторонам, что же можно еще сделать.

И оказывается, что можно провести лекцию, собрать людей на пикник. Если вы берете их на какой-то платформе, условно – Facebook, и что-то поделаете с ними, то получится, что люди приведут вам еще 3 человек. И это получится вроде как почти бесплатно, потому что вы потратили два дня на этот сбор и получили пять клиентов, которые стоят 500 долларов.

И, возможно, только через это люди выигрывают на высококонкурентных рынках.

Возьмем любой бренд американский, Chrome Industries, который шьет сумки: сообщество велосипедистов – собираемся в Нью-Йорке, катаемся, куда-то едем, что-то делаем.

Они все просто вынуждены это делать, потому что прямая реклама, прямое привлечение – оно космически дорогое. Касса не бьет – не работает.

КАК ПРИБЛИЗИТЬСЯ К БУДУЩЕМУ. У КОГО УЧИТЬСЯ БИЗНЕСУ?

СБ: Я всегда туда смотрел и всегда это рассказываю: Америка и какая-то часть Европы продвинутая – это как портал, через который мы можем заглянуть в будущее. И мне кажется, многие этим не пользуются.

То есть, ты можешь приехать туда за 600 долларов, плюс там 400 долларов на все про все на пару дней и просто увидеть, как работает будущее. Что в кофейне собакам ставят воду. Что салфетки коричневые, и это круто, потому что экология, все дела. Что большое количество бегающих людей, и они, когда бегают, забегают за смузи и можно продавать им смузи. Что они очень красиво одеты. И что стиль одежды в спорте тоже имеет значение. Недостаточно привозить всякий хлам, надо подбирать красивенько.

И ты можешь начать заниматься этим уже сейчас и через 5 лет ты будешь в той точке, когда все это только взорвется, а ты уже оп — и готов! И всегда, всегда, даже когда я еще не занимался никаким предпринимательством, я смотрел в интернете: ой, форумы, блоги, ой, видео делают, а смотри, как они продают, а смотри, как они развиваются. Я всегда смотрел туда и никогда не смотрел сюда.

Мне кажется то, что происходит здесь… Сейчас есть много Youtube-шоу, когда вытаскивают каких-то миллионеров и пытаются достать из них мудрость. И ты смотришь на этим миллионеров и что-то нет никакой мудрости.

И чувак сидит, и по нему видно, что он не говорит правду. Что он не может рассказать про свой первый миллион, не может рассказать, как на самом деле устроена система мотивации его сотрудников, и что он не искренен. И учиться этому уже не надо, это было там, там уже стали миллионерами, нуворишами этими всеми, там эти ценности. Нужно смотреть немножко вперед.

ЛИЧНЫЙ БРЕНД: РАЗВИВАТЬ ИЛИ НЕТ?

СБ: Когда я занимался Lifehacker.ru, я работал дома. Команда была в Ульяновске. Я работал дома, с утра до ночи что-то там… мыслей о личном бренде в голову не приходило. Потом постепенно так вышло, что пришлось заниматься продажами, а покупали плохо: кто это, что это за чувак?

Приходилось выйти на сцену, выступить, разогреть их, потом договариваться о встрече, так получилось что-то выстраивать, интервью брать какие-то и так далее.

Но в личном бренде есть большой недостаток: ты перестаешь жить сам, как человек. Ты не можешь просто прийти в кино, ты все время должен думать как ты ешь, что ты ешь. Если ты качаешь за здоровое питание, и сидишь вдруг в McDonald’s – ну вот дал слабину — и кто-то это замечает.

У меня такое было. Я сидел в McDonald’s, и кто-то это сфоткал и выложил в интернет: «Этот чувак написал книгу про здоровое питание». А я сидел с ребенком, представляешь! Катастрофа. И это был какой-то разрыв, перепосты.

И ты должен понимать, что за всем этим приходит некая расплата, ты перестаешь принадлежать себе и принадлежишь всем по чуть-чуть. И я, как человек достаточно закрытый местами, не был к этому готов.

У меня тоже есть идея, поверь. Я знаком со многими украинскими селебрити и начать интервью-канал, сразу загнав туда очень прикольных чуваков и дав какой-то рост, я могу. Но я до сих пор хожу и думаю, хочу ли я этого. Хочу ли, чтоб я шел по улице и мне говорили: «Классный контент, чувак! А можно с тобой сфоткаться?».

Мне это не нравится. Меня это не драйвит, меня это тормозит. Я люблю быть на улице невидимкой. Когда я выхожу на сцену, я вам расскажу интересно, покажу, качну. А когда я ухожу со сцены, я хочу, чтобы я ушел и… я хочу регулировать это, а когда ты публичный человек, ты этого не можешь.

СЛАВА БАРАНСКИЙ ОТКРОВЕННО О СТРАХАХ И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ

ИЗ: Чего ты боишься?

СБ: Про бизнес-страхи или про личные?

ИЗ: Про личные.

СБ: Ну, бизнес-страхи понятно — зарплату не выплатить, не успеть что-то сделать, проиграть конкурентам. Про личный страх — я вспомнил про него вчера, у нас была тренировка на открытой воде на Министерском озере. Мы пошли большой толпой в гидриках плавать, я плыву в водоеме, мутная вода. И я плыл и прямо смеялся, я вспомнил про свой детский страх, когда я ночью спал и не мог выбраться из воды. Я опускаюсь под воду, вижу солнце из-под воды, красивая такая картинка, и я выбираюсь, выбираюсь, не могу выбраться и от страха просыпаюсь.

И еще я боялся бегать. Папа мне сказал, что я бегал, как девочка. Ноги как-то задирал некрасиво, как он считал. И я был плохим бегуном,в школе старался не бегать. А сейчас вот неплохо бегаю.

ИЗ: А в футбол не играл в школе?

СБ: Не играл. Я командные виды спорта не очень любил, за то, что как бы хорошо я ни старался, почему-то не получалось победить, это от твоих усилий не зависит. Я больше любил индивидуальные виды спорта.

И один из страхов еще у меня был страх сцены. Большой очень. То есть, выходя в школе к доске я как-то дурогонил, стараясь прикрыть страх своим поведением плохим…

Я был хорошим отличником. Причем, так само собой получалось, ну, я старался. Короче, впоследствии, когда я стал уже главредом Lifehacker.ru, нужно было выступать — продажи, знакомства с публикой покупающей. Мне нужно было выступать, и я себя дико ломал, ходил на самые стремные сцены, ходил к каким-то директорам, перед которыми я был просто микробом, перед огромными аудиториями выступал. Когда-то на iForum выступал, по-моему, 7000 человек было.

И сейчас достаточно уверенно чувствую себя на сцене. Но это тоже был довольно жесткий страх. Бегать, плавать и выступать. То есть, то, чем я сейчас занимаюсь.

КАК СОЗДАТЬ КОМАНДУ, КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ РАЗБЕЖИТСЯ

ИЗ: Слав, последние вопросы. Ты круто умеешь, я так считаю, команду строить. У тебя какой-то дар в этом, интуитивная чуйка. Дай пару рекомендаций по команде, что ты конкретно делаешь. Плюс какие инструменты ты используешь для масштабирования бизнеса.

СБ: Ну, про мою чуйку ты преувеличил, мне кажется. Я к себе часто критичен, но тут буду максимально критичен. Я всегда опираюсь на опыт моих партнеров и могу немного заранее почувствовать, годится мне человек с точки зрения психологической, ценностных вещей.

Сразу – я вижу человека, вот на сцене выступает чувак, и я понимаю, готов ли я слушать, что он говорит, или я встаю и ухожу. То есть, опираюсь на это.

Иногда мне говорят, что я делаю поспешные выводы, развешиваю ярлыки. Но со мной это работает, и все партнеры, которых я находил – это все друзья, которыми я дико дорожу. И это очень круто, и бизнес нас не портит, и мы только сильнее друг друга делаем.

И я опираюсь на их способы собеседования, их какие-то системы, которые они со временем приобрели. Поэтому я могу так отобрать людей.

Но главное в поиске сотрудников – это делать продукт, который притягивает людей, которые приходят сами. То есть, если вы делаете какую-то фигню, и к вам люди не идут, потому что брезгуют или не понимают, что вы делаете, то вам сложно находить сотрудников.

Если вы делаете что-то крутое, что к вам приходят студенты, опытные менеджеры и говорят: «А у вас нет вакансий? Можно вам помочь? У вас тут неточно, я бы мог исправить». Это самые крутые сотрудники.

Пока что все наши сотрудники… мы никого не нашли по объявлению. Мы давали объявления, были у нас такие моменты слабости, как я их называю. Но все, кто остался с нами, нас не покинул – все пришли сами, потому что захотели.

ИЗ: Но все равно в какой-то момент вашего масштабирования вам нужны будут…

СБ: Да-да-да, без сомнений! Я надеюсь, что появятся менеджеры, которые обеспечат отбор качественного человеческого материала. И тут я им смогу помочь только послушав, как человек говорит. Чтобы менеджер по продажам не говорил на суржике, чтобы чувак, который привлекает траффик не был замечен в воровстве и так далее.

ИНСТРУМЕНТЫ МАСШТАБИРОВАНИЯ БИЗНЕСА И КАК ВАМ ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

СБ: А если говорить про инструменты, да, я думаю, что любому бизнесу, у которого от 10 клиентов нужно начинать с CRM-ки. Вот когда я выступал где-то и говорил «CRM», люди сразу – раз – и выключаются. И я спрашиваю: «Что это? Так было круто, и вдруг ты остыл?». И начинается: «Так CRM-ки – сколько это стоит, кто это будет внедрять?».

И я узнал, что люди до сих пор думают, что CRM-ки – это нужно пойти к какому-то разработчику, он тебе что-то долго строит за 100 000 долларов. А потом я рассказал, что вот мы пользуемся, 12 долларов на человека в месяц, 5 рабочих мест, все под контролем, рассылки, смс-ки, оповещения по тренировочным программам. Это первое.

Потом обязательно ввести систему проджект-менеджмента. То есть, должен быть какой-то софт, какой-то сервис, который позволяет ставить задачи, создавать проекты, размещать проекты по задачам, по ответственным, завершать проекты, контролировать завершение.

Потому что очень легко провалиться в какой-то бесконечный процесс работы, когда все делают какую-то работу, все заняты, а проекты не завершаются. Мы используем Base Camp. Она не лучшая, но для маленьких команд, как наша, это хорошо.

И сейчас на Base Camp мой партнер, Вячеслав Сухомлинов, накатывает GTD. Он верит, что компания может работать по системе GTD, и мы — фактически, подопытный кролик его концепции. Пока получается. Ответственность появляется какая-то, все здорово.

И третье – это единое хранилище данных. Это может быть в системе управления проектами или Dropbox, где хранятся логотипы, статьи, ссылки, отчеты. Чтобы люди не тратили время на транзакционные издержки типа «ой, а кто может прислать…»

ИЗ: «А где брендбук?»

СБ: «А он у того, а он в отпуске, черт, пусть вышлет, да он ответит только завтра…»

ИЗ: «Где фотографии для лендинга взять?»

СБ: Катастрофа! И упорядочивание данных должно заранее делаться в этих файловых хранилищах. Это очень уменьшает транзакционные издержки, и я думаю, это очень ускоряет развитие бизнеса. Потому что все могут погрузиться в поиск файла, и это может длиться днями.

ИЗ: Да, ребят, это очень толковые рекомендации. Возможно, не все их хотят слышать, потому что хотят слышать какую-то большую тему, но эти вещи – решают.

Я тоже не люблю заходить в CRM-систему, проверять, как проекты, пушить людей, но это часть дела, часть путешествия. Слав, тебе спасибо огромное. Ребят, заходите на сайт golive.love , lifehacker.ru – проекты Славы, а также в Instagram, в Facebook ищите «Слава Баранский», проверяйте, смотрите, что это за предприниматель, узнавайте больше.

Спасибо. До встречи в следующих шоу, пока.

P. S. Как создать бизнес, ради которого хочется просыпаться по утрам? Который вдохновляет сотрудников и кружит голову клиентам, заставляя их покупать ваш продукт снова и снова?

Единственный способ сделать это — превратить в бизнес то, чему вы отдаете всего себя со страстью и вдохновением.

И если вы давно этого хотели, однако пока не можете сказать точно, что зажигает ваш внутренний огонь и вызывает неудержимое желание действовать…

…присоединяйтесь к онлайн-программе «Экстремальный Старт 2.0: Сильные Стороны», откройте, в чем вы сильны, с поддержкой экспертов и группы за 28 дней и стройте бизнес на том, что любите, а не на том, что «нужно» или «модно».

ДА, я хочу открыть сильные стороны и строить бизнес со страстью и вдохновением