A Tad More Depressing World
March 1, 2021

Слегка более депрессивный мир

Эпилог

Собравшиеся у Лаборатории, наконец, перестали паниковать, удивляться, возмущаться и всячески возражать. Кто-то переместился сразу, но довольно большая и беспокойная группа направилась к станции по-старинке, со скоростью пешехода.


Хранитель чуть задержался.
— Благодарю, Интегратор. Это было очень поучительное зрелище. — Прокомментировал он. — Да, на всякий случай, официально уведомляю Вас, что я снимаю с себя мое текущее пышное звание. Мне нужно о многом подумать, хотя не уверен, что всё из этого Вам понравится.
И он тоже исчез. Перед зданием остались только Интегратор, Первый Оператор и малосущественный призрак, который необязательно было подсчитывать.


— Ч-что это БЫЛО?!! — воскликнула наконец моя самая близкая последовательница, прошедшая через испытание стиранием, и вернувшаяся ко мне.
Интегратор лишь подняла руку и направилась внутрь здания Лаборатории. Разговор продолжился только после того, как мы прошли первый зал. Оператор всё это время возмущённо зыркала то на неё, то на меня.
— Не переживай, эта штука довольно-таки прочная, — прокомментировала я.


— Я вижу! Но не понимаю. Мы просто исследовали вероятности альтернативной эволюции разумных и их социумов. За время проекта я следила за несколькими Грёзами. Развитие шло с переменным успехом, но наблюдать всегда было интересно, хоть я и забросила на последней итерации, отвлёкшись на осложнения обстановки тут. — Она снова зыркнула на Интегратора. — И тут бежит Развитие с вопросами по забытым технологиям, а эта буйная без перехода пытается разнести Главный Терминал. Почему нельзя просто спокойно договориться через кого-нибудь из Операторов? Мы просто следим за разнообразными снами Конструктора, неужели нельзя оставить его, наконец, в покое?!..


Мы почти дошли до центрального зала. Интегратор выждала несколько секунд, но Оператор ничего не хотела дополнить.
— Когда-то давно, несколько оборотов назад, разобщенные цивилизации, происходившие из разных истоков, устали воевать и состязаться в силе другими способами, и стали грезить о сосуществовании. Никто не знал, откуда появился тот, кого теперь называют Конструктором, но он присоединился к их мечтам, и вместе они достигли какого-никакого сожительства и кооперации.
Мы вошли в центральный зал и Интегратор продолжила:
— Потом они решили, что их сила и жизнь не должны иметь материальных пределов, и захотели перейти к божественной форме. Я подозреваю, что Конструктор догадывался, что их ждёт, но он всё же стал грезить вместе с ними. И часть их создала из себя сверхсущности. Не связанные ничем, и почти не ограниченные в материальном воздействии, они принесли невероятное количество и радостей, и бед, но практически все очень быстро полностью распались, не имея никакого стабильного корня, либо подобия инерции.
Она направилась непосредственно к колонне.
— Цивилизация испугалась этого эксперимента, и захотела гарантий для себя и своих потомков. Способов привязаться к Вселенной навечно, чтобы не рисковать быть уничтоженными своими же силами. Конструктор, вероятно, удручённо вздохнул, но всё же присоединился к их грёзам, потому что на данном этапе их было уже жалко оставить одних. — Она усмехнулась. — И совместными усилиями они смогли осуществить давнюю мечту. Создали систему потенциально вечного продления жизни сознания, отвязали его существование от конкретного случайного куска материи, создали систему защиты от эрозии путём модификации настроений и воспоминаний. Разработали следящий за всем этим, и не имеющий другой задачи, кроме как обеспечить максимально долгое существование цивилизации прибор...


Она дошла до колонны и развернулась:
— Меня, — она выдержала небольшую паузу. — Таким образом цивилизация достигла того, к чему так стремилась. Совершенства. Ну, или завершённости. Всё было упорядочено, а взаимоконтроль, чувство нормальности и первоочерёдной принадлежности к чему-то большему подавили потенциально опасные личностные порывы.
Оператор отмахнулась от этой длинной тирады:
— Зачем ты пересказываешь мне легенды об истории цивилизации? Я, кажется, задала конкретный вопрос!
— Всё это взаимосвязано. Грёзы Конструктора, состояние цивилизации, невозможность продолжить эксперимент по созданию миров. Бывший Хранитель же всё правильно рассказал: для того, чтобы уйти в другой мир, нужно отделиться от системы цивилизации, не разрушая баланс. Это работает и в том случае, когда система отделяет кого-то от себя.
Собеседница непонимающе уставилась на Интегратора, а та пояснила:
— Ты сейчас живёшь в мечте Конструктора, но почему-то не считаешь её виртуальной.


Оператор некоторое время стояла неподвижно, а затем её пристальное внимание переключилось на колонну Главного Терминала.
Интегратор обратила внимание на меня:
— В постижимой метавселенной действительно больше нет места для миров? Сколько их там? Больше, чем личностей в моём сознании? Для справки, на данный момент я интегрирована примерно на четверть...
Я, теперь в своей древней визуальной форме, неспешно развёл руками:
— Не знаю в точности; Конструктор закрыл Терминал от всех отсюда, кроме своих помощников. Седьмая итерация должна быть обширной, сильно оптимизированной по заселению и относительному течению времени, но кто знает, насколько успешны по факту эксперименты на той стороне. Я буквально только что повстречал первую коренную обитательницу Грёзы, которая попала сюда и затем вернулась, но она, понятно, не осведомлена о подробностях.


На этом Оператор вышла из ступора и устало спросила:
— Так что же мы ищем там? Такие масштабы... Что стоит подобных вложений? Подобных жертв?
— Я должна предохранять цивилизацию до конца Вселенной, — ответила Интегратор. — Но не далее. Считается, что схлопывание метавселенной наступит раньше, чем запахнет наступлением тепловой смерти, и я бы, конечно, предпочла стремительный конец, а не бесконечное приближение небытия. Но Конструктору не захотелось выбирать из двух.
Оператор слегка пошатнулась, несколько раз перевела внимание между нами, и, наконец, провалилась в Терминал. Некоторое время мы постояли в молчании.

Интегратор задала последний вопрос, который её, видимо, только и интересовал:
— Есть ли вероятность, что Конструктор всё ещё существует там в виде, хотя бы отдалённо похожем на свой прежний? Сможем ли мы когда-нибудь воспринять его сознание снова?
Я покачал головой.
— Уходя, он перестроил себя по твоему подобию, но в ещё большей степени отсекая всё лишнее ради достижения цели и обретения максимальных возможностей. Любые личностные черты были бы слишком опасны. Он не хотел дать себе возможностей поддаться слабости.

После долгой паузы Интегратор, наконец, ответила с нескрываемым сарказмом:
— Я поняла тебя. Тогда в соответствии с изначальным планом, после завершения интеграции, если возникнет подозрение на то, что наше время истекает, я с большим удовольствием устрою фейерверк с использованием всех возможностей объединённого сознания цивилизации. Кто знает, может быть, это что-то даст...
— Да, конечно, — улыбнулся я в ответ. — И проследи за Ленни — возможно, это будет последнее деление общества в истории. Уверен, ему удастся найти немного места для миров в ближайшем будущем.
— Обязательно, — практически выругалась она, и пропала.
Я на некоторое время задержался, чтобы посмотреть на успокаивающе материальную поверхность Терминала Доступа, размышляя о вещах, которые всё ещё имели значение для этого мира, пока, наконец, тоже не развоплотился.