Мой толковый словарь с примерами
August 5, 2021

"З" - зависть. Мой толковый словарь с примерами из жизни

Зависть – это не желание, чтобы было у тебя. Зависть – это желание, чтобы не было у другого.

Сидит как-то бестужевка у окна, смотрит: бежит про улице толпа с красными транспарантами. Высовывается, спрашивает у пробегающих:

"Вы за что, боретесь, господа хорошие?"

Матрос из толпы кричит ей:

"Чтобы не было богатых!"

"Надо же" – удивляется барышня – "А мой папенька мечтал, чтобы не было бедных..."

Бестужевка – слушательница или выпускница Высших Женских Курсов в Санкт-Петербурге, существовавших с 1870 до 1918 года. Считались источником вольнодумства. Эти курсы закончили, например, жена и сестра Ленина. В переносном значении – идеалистка. Курсы были популярны среди девушек из семей либеральной интеллигенции.

Зависть рождается внутренним ощущением несправедливости, а оно всегда несправедливо. То, чему ты завидуешь, могло быть и у тебя, но для этого надо было:

• Больше работать

• Больше учиться

• Быть общительнее

• Быть беспринципнее

• Быть храбрее

• Быть наглее

• Предавать

• Красть

• Грабить

• Не жалеть себя

• Идти по трупам

Каждый пункт по отдельности, все вместе, несколько в разных сочетаниях. Разница между тобой и обладателем объекта зависти в том, что он смог использовать какой-то из пунктов, а ты нет.

Зависть загнанной в угол крысы

В 1994 году мой партнёр по бизнесу, такой же 19-летний парень, как я, выкинул меня. Он спокойно смотрел, как лысые бойцы из нашей крыши грузят меня на заднее сиденье "шестерки" и увозят в свой подвал. Он знал, что со мной там будут делать, потому что не раз это видел, выходил оттуда с серым лицом и трясущимися губами. Такие представления хорошо влияют на лояльность и покладистость крышуемых. Мы снимали с ним одну квартиру, вместе барахтались в бизнес-поле Харькова 90-х, радовались и горевали. Но главный приз заглушил муки совести. Когда меня на нетвердых ногах, тяжело сипящего отбитым горлом вели мимо него, он отводил глаза. А Саня-Злой походя хлопнул по плечу маленького предателя:

"Что, Игорёк, бортанул кента?" - и рассмеялся.

Потом я метался по городу, пытаясь найти деньги. Прятался в каких-то норах, ел заплесневелую консервированную фасоль, найденную в холодильнике. Лежал на полу раскаленной однушки под самой крышей 9-этажной панельки и слушал симфонию голода из впавшего живота. Когда в подъезде раздавались шаги, сердце пропускало удар. А потом колотилось, навёрстывая упущенное.

Я испытывал зависть к Игорю. Зависть загнанной в угол крысы к товарке, спокойно роющейся в помоях в безопасном отдалении. Пока я прятался и голодал, он ни в чем не нуждался. К зависти примешивалась обида от того, что я тянул на себе все неприятные дела, связанные с бизнесом, а он просто нашел нужные слова для нашей крыши, которую панически боялся. Я тоже их боялся. До дрожи в коленях. Я ненавидел этот тягучий бандитский говорок. Но меня так воспитывали, что показывать свой страх стыдно. И он, всегда их избегавший, собрал в кулак остатки своей смелости и убедил, что "скрипач не нужен". Почему каждый из нас оказался на своем месте? Потому что он смог сделать то, что не смог сделать я: предать.

Смог бы я сейчас поступить по-другому, занять его место? Нет.

Я до сих пор помню лицо женщины в киоске на Корабелке, которой я сдал фальшивую 100-долларовую купюру 26 лет назад. Меня до сих пор мучает стыд, когда я о ней вспоминаю. И совсем неважно, у кого из нас с ней ситуация тяжелее. Что бы со мной было, если б я поменялся с Игорем местами? Наверное уже сгрыз бы себя изнутри.

Зависть – самая бесполезная из отрицательных эмоций. Она ничего не расскажет о сопутствующих потерях. Она не сделает лучше, не смотивирует к позитивным изменениям. Просто выжжет изнутри, превратит в оболочку, наполненную золой и пеплом. Когда чувствуете к кому-то зависть, подумайте: а действительно ли вы готовы повторить его путь, чтобы оказаться на его месте?


Все мои публикации - на телеграм-канале "Мельник"