Мой толковый словарь с примерами
August 19, 2021

"М"–мигранты. Мой толковый словарь с примерами из жизни

Крошка-сын к отцу пришёл, и сказала кроха:

"Быть экспатом - хорошо,

быть мигрантом - плохо"

При внешней схожести определений, каждое из этих слов имеет свой оттенок. Вы вряд ли назовете экспатом подметающего улицу сотрудника ГБУ "Жилищник" из Таджикистана. И маловероятно, что слово мигрант вы используете по отношению к сеньор-лиду, работающему по контракту в Кремниевой долине. Хотя и тот, и другой работают за пределами родной страны.

Разница не в национальности, а в статусе. Если Московская клиника пригласит на работу квалифицированного таджикского хирурга, он будет экспатом, а не мигрантом. Когда русский инженер заполняет анкету на Грин-кард, он готовится стать мигрантом.

Экспатриация – выбор свободного человека. Миграция – бегство.

Я тоже был мигрантом

Мы трудно и болезненно уезжали из обезумевшей, бьющейся в истерике майданной Украины домой, в Севастополь. Родной город тоже не был образцом здравомыслия. Одни сходили с ума от стремительных перемен, другие от жадности. Чиновники от страха. Все боялись сделать что-то не так, но никто не знал, как надо делать.

Мы, коренные севастопольцы, владельцы недвижимости, оказались негражданами, в худшем положении, чем неграждане Эстонии или Латвии, только никто не возмущался по этому поводу на федеральных каналах. Я уже описывал нашу ситуацию, повторяться не буду. Наши мытарства в бардаке Севастополя переходного периода продолжались 3,5 года.

В тот период, когда я ежедневно ездил на рассвете к ФМС на перекличку, я читал "Возлюби ближнего своего..." Ремарка. Полная трагизма история беглецов из нацистской Германии стала гиперболизированным отражением нашей жизни того периода.

Ремарк помог мне не впасть в уныние и не озлобиться. Там людей без всякой жалости вышвыривали за границу под выстрелы бьющих на поражение немецких пограничников. Просто брали парня и девушку, в наручниках ночью везли в лес, отправляли пешком в нацистскую Германию. Сами стояли с винтовками, ждали, готовые открыть огонь, если беженцы попытаются вернуться. Тут - всего лишь бумажная волокита, переклички на рассвете и равнодушные, презрительные, злорадные лица моих земляков и госчиновников.

Хорошо помню, с каким презрением новообращённые россияне в разных учреждениях смотрели на нас, неграждан. Этот экзамен на человечность провалили очень многие...

Мигрантом быть трудно

Люди относятся к тебе, как человеку второго сорта, даже если ты учился в такой же школе и не уступаешь по интеллекту.

Москвичи любят говорить, что мигранты отнимают рабочие места у россиян...

Помните прошлую зиму? Из-за прошлогодних событий количество трудовых мигрантов в России уменьшилось в два раза. Тогда я впервые увидел неубранные тротуары, снежные надолбы, гололёд. На дорогах то же самое.

Машина стала просто неуправляемой. На парковке возле Преображенского рынка я пять минут пытался припарковаться. Моя пузотерка постоянно съезжала по обледеневшему сугробу у бордюра, и я боком оказывался на проезжей части. Позже мы выехали на СВХ, и три полосы трассы были засыпаны грязным снегом. И вот странно, я не увидел ни на улице, ни на дороге ни одного москвича в жёлтом жилете с совковой лопатой. Вот же работа, мигранты разъехались, работу отнимать некому, копай - не хочу!

У кого мигрант крадет работу?

Бо́льшая часть мигрантов трудится на таких работах, куда среднестатистический москвич не пойдет, да и жители других городов желанием не загорятся. Смотрю на некоторых и думаю: неужели у вас дома все настолько плохо, что вы готовы жить и работать в таких нечеловеческих условиях?

Когда я приехал в Москву, я работал на Царицынском рынке. Я сочувствую тем, кто потерял работу, но таким помойкам не место в столице. Очень рад, что его снесли.

Это был отвратительного вида кусок лужковской эпохи, состоящий из налепленных друг на друга павильонов, собранных из чего попало. Жуткий Бидонвилль, заполненный хламом. В павильонах жили огромные крысы. Днём они скребли за стеной, поздно вечером вылезали из нор и бегали по столам и полкам. Я увидел их сам, когда задержался на работе до поздна. Меня они совсем не боялись.

Трудовой интернационал

С таджиками я не сталкивался, казахи у нас редкие гости, а вот с туркменами, узбеками и киргизами я поработал.

У меня в принципе нет расовых предубеждений, а жизнь на Украине взрастила отвращение к любым проявлениям национализма. В нашем небольшом коллективе двое русских: я из Севастополя и ещё один Серёга из Норильска, два украинца из пропитанной национализмом Полтавы, двое ребят из ЛНР, два туркмена и узбек жили мирно и дружно. Без малейшего даже намека на превосходство одних над другими.

Периодически к нам устраивались на работу мастера из местных, но ни один из них не поработал и двух недель. Не выдерживали. Работа была, желающих из местных не было, работали только "понаехи".

Трудовая миграция позволяет закрыть непопулярные вакансии со сложными условиями труда, которые местные занимать не хотят.

Миграция должна быть полезной

История знает массу примеров, когда мигранты становились двигателем прогресса. В XV веке беженцы из захваченной османами Византийской империи запустили в Европе эпоху Возрождения. Немецкие учёные после второй мировой обеспечили прорыв американцев в космической отрасли и ядерной физике. В годы перестройки коллективный запад самозабвенно выкачивал мозги из рухнувшего Советского Союза, обогащая свои страны учёными, программистами, врачами, в подготовку и обучение которых они не вложили ни копейки.

Повышение качества иммиграции - задача сложная, но реальная. В истории нашей страны были периоды, когда удавалось привлечь высококвалифицированных мигрантов из развитых государств: имперский период и эпоха индустриализации. Все остальное время Россия не была привлекательной для иностранцев, увы. Сейчас продолжается вымывание мозгов, пусть не такое интенсивное, как раньше. Уезжают образованные, решительные, востребованные. Кто приезжает на их место? Не пора ли нам заняться привлечением в страну ученых и инженеров а не таксистов и разнорабочих?


Все мои новые публикации на телеграм-канале "Мельник" и в Телетайпе