Консультации
January 22, 2021

Помощь в приобретении или сбыт?

Вопрос

Просьба о помощи в квалификации моего преступления. Я обвиняюсь по ст. 228.1ч.4 в оконченном сбыте. Но изначально умысла на сбыт нету. Я оказал помощь моей знакомой, которая употребляет наркотические средства. Я не знал, что она тесно общается с сотрудниками полиции. В итоге на протяжении нескольких месяцев она просит меня оказать ей помощь, я ей помогаю, меня снимают на камеру и через месяц приходят ко мне домой и арестовывают. Как квалифицировать мои действия? Как пособничество или как провокацию со стороны полиции? Пожалуйста, помогите мне разобраться

Ответ

Здравствуйте. Тактика защиты зависит от того, какие уже показания вы дали. В письме описывается обычная схема проверочных закупок (или провокаций под видом проверочных закупок), но все зависит от деталей. О том, чем отличается проверочная закупка от провокации смотрите раздел «Оперативно-розыскные мероприятия по делам о наркотиках и использование их результатов в качестве доказательств» в нашем Путеводителе по законодательству и судебной практике для обвиняемых и осужденных за наркотики.

Что касается пособничества (соисполнительства) в приобретении. Его можно усмотреть в случае, если до обращения с просьбой оказать помощь в приобретении наркотиков человек не имел наркотиков, а на деньги и по его поручению покупателя помог приобрести наркотики и затем предал их ему. Поэтому, если на видеозаписи зафиксировано, что «закупщик» передает деньги, а обвиняемый сразу передает ему наркотические средства, то доказать, что это был не сбыт, а соисполнительство в приобретении вряд ли возможно. При этом, содержание результатов оперативно-розыскного мероприятия (аудио и видео записи, объяснения принимавших участие в ОРМ лиц и др.) могут свидетельствовать, что наркотиков у вас не было, а вы приобрели их по просьбе «закупщика».

Про квалификацию как соучастия в приобретении ознакомьтесь со следующими решениями кассационных судов:

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2019 г. № 77-45/2019 по делу К.В.;

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2020 года № 77-671/2020 по делу Р.;

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 января 2020 г. № 77-99/2020по делу К.


То есть результаты ОРМ «проверочная закупка» могут подтверждать как сбыт наркотиков, так и пособничество (соисполнительство) в их приобретении. Все зависит от содержания доказательств и их оценки.

Юрист Арсений Левинсон

Консультация № 13826

19.01.2021

>>>Наш телеграм-канал <<<