March 7, 2020

Харуки Мураками. "Писатель как профессия"

данная книга является откровение автора и прежде всего походим тем, кому интересно как проходит процесс написания романов или рассказов. но это не значит. что остальным она будет не интересна. напротив, прочитав "Писатель как профессия", начинаешь по другом смотреть на произведения автора.

книга издана в 2015 году, но на русском языке появилась совершенно недавно. она состоит из 11 эссе написанных автором в разные годы, 6 из которых были опубликованы в журнале "Monkey". поэтому не удивляйтесь если какие-то строки покажутся вам знакомыми.

достаточно интересное произведение особенно когда понимаешь насколько автор популярен во всём мире.

в университете я числился на отделении сценических искусств филологического факультета, но время было такое, что никто толком не учился. мы отращивали длинные волосы, отпускали усы и бороды и в таком неприятном виде болтались без дела по кампусу и окрестностям.

в книге Харуки Мураками рассказывает о том как сильно повлияла на его творческий путь любовь к чтению с самого детства, как стал писателем и как им остался, о своём отношении к премиям и другим прозаикам, о критиках, о влиянии спорта на его продуктивность, о том, как вышел за рамки Японии и постепенно влюбил в себя весь мир.

и самое главное, Харуки поделился своими личными приёмами по написанию прозы. важно отметить, то Мураками неоднократно напоминает о том, что подобный метод походит конкретно ему и не факт, что подойдёт другим. так что не стоит ожидать, что после прочтения книги мы все сразу станем писателями.

так как это не художественная литература, предлагаю не зацикливаться на рассказе о книге, а поделиться цитатами, возможно так всё станет намного яснее.

становиться писателем я особо не собирался, никаких заметок не делал, записанных книжек не вёл, просто однажды взял и ни с того ни с сего написал дебютный Роман (если эту повесть можно так назвать) "Слушай песню ветра" и получил за него премию журнала "Гундзо" для начинающих писателей. а потом как-то незаметно превратился в профессионального писателя. иногда, когда я об этом думаю, мне даже хочется себя спросить: "а что, так можно было, что ли?"
как бы занят я не был, какой бы тяжёлой ни казалась жизнь, книги и музыка, музыка и книги всегда оставались для меня неисчерпаемым источником радости. и эту радость никто не мог у меня отобрать.
написание романов – это деятельность с чрезвычайно низким коэффициентом полезного действия. она построена по принципу нанизывания «примеров». автор романа берет определенную тему и развивает ее, помещая в разные контексты.
и тут ни с того ни с сего, вообще без всякой связи с происходящим, я вдруг подумал, что ведь и я тоже могу написать роман. я отлично помню, что я почувствовал в этот момент. будто что-то мягко спустилось ко мне с небес, и я осторожно принял это обеими руками.
любая премия – даже Нобелевская или приз Академии 16 – не имеет никакого объективного обоснования, кроме редчайших исключений, когда критерии оценки четко выражаются числами.
написать один роман не так трудно. написать один хороший роман – для некоторых тоже не такая уж сложная задача. в общем, не скажу, что это легко, но не непосильно. однако продолжать писать в течение многих лет – это очень, очень тяжело.

а закончу недавно поднятой нами темой о Дереке Хартфилде. это первое письменное упоминание Харуки Мураками о том, что персонаж является вымышленным.

в "Слушай песню ветра" фигурирует вымышленный писатель Дерек Хартфилд. одно из его произведений называется "Что плохого в хорошем настроении?". это, можно сказать, была моя главная мысль в то время. она прочно усела у меня тогда в голове. ну правда, что плохого в хорошем настроении?