О себе
October 30, 2021

Привет, я фрилансер-самоучка

Привет тебе, читатель, который каким-то магическим образом оказался в этой статье. Меня зовут Александр, можно просто Саша. Честно говоря, я не знаю, как начать - ни статью, ни блог. Поэтому решил для начала просто поздороваться, пусть даже с самим собой.

Уже достаточно продолжительное время я зарабатываю себе на жизнь во фрилансе - начинал я в 2015-м году, сразу по окончании университета. Да, у меня высшее образование, даже два, но ни одно мне по назначению не пригодилось.

В этой статье, если это можно так назвать, я хочу написать про себя и про то почему я вообще решил что-то писать и попытаться начать вести блог. Если вкратце - для самодисциплины, если не вкратце...

Почему фриланс?

За свою недолгую жизнь я успел уже дофига где и дофига кем поработать. Подрабатывать начал с 15 лет, в разных местах – какое-то время листовки разносил – тот рекламный мусор у вас в почтовом ящике, клеил всякие объявления, упаковывал подарочные конверты, пару лет успел "подработать" в тех. отделе местного кабельного ТВ – ездил по городу и ставил/снимал тв-фильтры.

Когда поступил в университет устроился в местный филиал Дом.ру, но не в тех. отдел, а в отдел прямых продаж. Ходил по квартирам, надоедал людям, впаривал "Цифровое-ТВ и Интернет" и, все так же раскидывал листовки, только уже со своим номером "агента" Дом.ру. Те, кто хотя бы косвенно встречался с подобным, примерно понимают какая это содомия, а не работа.

В сумме опыт работы в Дом.ру и в кабельном до этого дал мне, наверное, полное впечатление о колорите населения удалённых районов провинциального города. На меня пытались спустить собаку, угрожали веником, приглашали в собутыльники, не один раз встречали нагишом и много еще чего интересного случалось. А уж сколько разнообразного мата я наслушался в свой адрес.

В какой-то момент я начал мечтать о нормальной работе "в офисе" и моя мама помогла устроить меня в офис. Правда охранником. Охранник, правда, формально - задача была стоять на ресепшене и всем входившим на этаж говорить "Здравствуйте, вы по какому вопросу?". Сказать, что работа мне не понравилась – ничего не сказать, но именно там я смог понаблюдать за типичным "офисом".

Напыщенные директора, которые будто живут в своем мирке где есть они и остальная "челядь", серпентарий из отделов бухгалтерии и всего, что связано с финансами, а так же пропитанные "тимбилдерством" отделы продаж и маркетинга, у которых в глазах читалось "помогите".

Возможно, я преувеличиваю и для меня тогда всё было ярче, но я этому даже рад, так как именно после этого я понял, что ни за что больше в подобную атмосферу не вернусь. Надежда оставалась на высшее образование – "Вот доучусь, стану инженером. Инженеров же дефицит?"

Хуефицит.

Почему не по образованию?

У физика-инженера после выпуска из ВУЗа, на самом деле, есть много вариантов куда пойти работать в провинциальном городе. Правда, все эти варианты с заработной платой от 7 000 рублей, до 15 000 рублей максимум. Только по очень хорошему знакомству меня хотели взять в КБ с з/п 21 000 без учета налогов (то есть по факту 18к с копейками), но с допуском к военной тайне, а это значит запрет на выезд за границу.

Варианты в других городах не сильно отличались, а ехать в какой-нибудь Норильск я, по понятным причинам, не хотел. Да и переезд никто оплачивать не спешил. За границей моя специализация хоть как-то востребована, например в Китае, но и там по большей части контракты многолетние и с очень большим количеством подводных камней и нюансов.

Так и не сложилось у меня с работой ни в офисе, ни на заводе, ни вообще по найму, так как уже в начале последнего курса в ВУЗе произошло, можно сказать, жизнеопределяющее событие.

Докатился до фриланса

Я всегда с очень большим недоверием относился к "работе в интернете". Всякие эти бинарные опционы, сетевой маркетинг, биржи комментариев, мамочки в декрете и прочий информационный мусор попадал в мое поле зрения, когда заходила тема о заработке в интернете.

И когда один из моих лучших друзей, который, как и я, наработался везде, где можно и нельзя, позвал поговорить, так как "Есть тема, я тут нашел курс!", я был крайне скептически настроен. Я уже тогда знал что такое "инфоцыганство" и что 95%, если не больше, из этого информация очень сомнительная.

Как раз таких "инфоцыган" и подцепил мой друг, с той лишь разницей, что ему хватило мозгов найти те самые 1-2% важной информации, которую он смог понять и, в отличие от скептика-меня, трансформировать в пользу, а не пропустить мимо ушей. Я бы и тогда плюнул и не стал слушать, если бы не простой факт - друг смог заработать. Именно факт того, что он смог меня заинтересовало. Заработал он не так много – 20 000 руб. за две недели, это не "успешный успех", про который ему рассказывали "коучеры", но это была месячная з/п в лучшем оффере, который я находил в городе по своей специализации. Скептик во мне словил инсульт.

Старт псевдомаркетолога

"Тема" которую рассказал мой друг была "Продвижение Instagram" – те, кто застал это сейчас, наверное, ухмыльнулись. Это означало по сути массфоловинг и масслайкинг с аккаунта Instagram по заранее собранной базе. Тогда еще на пике популярности были специальные программы для этого, автоматизирующие эти процессы.

Мы с друзьями подошли основательно – купили программу, купили VDS, накупили прокси и аккаунтов, максимально скрупулёзно собирали базы, ставили безопасные интервалы. В общем раз уж взялись, то взялись серьезно.

Себя преподносили, естественно, как экспертов – по образу и подобию конкурентов. Тогда мы еще думали, что это "серьезный" маркетинг и раз дядьки из студий пишут, то и мы будем писать так же. Но цену задемпим слегка.

Справедливости ради надо сказать, что метод такого "продвижения" работал и хорошо работал, особенно со всякого рода "серой зоной", которую не пропускала модерация Facebook в таргет. У нас были клиенты, которые только на массфоловинге делали семизначный доход и это я не для красного словца, в какой-то момент массфоловинг был очень эффективен.

Самое главное, в общем-то, не это. Главное – это дало нам понимание того, что даже на таком можно зарабатывать, а главное хотя бы примерно сколько можно зарабатывать и куда двигаться дальше. Я, будучи студентом последнего курса зарабатывал больше профессора, который курировал мой диплом, не говоря уже о з/п в местах по профессии.

Постепенно, конечно, метод продвижения начал угасать, а мы естественным образом, приобретая опыт и знания, а еще осознание необъятности "реального" маркетинга, начали уходить от него и двигаться дальше. Так из псевдомаркетологов мы начали становиться реальными специалистами.

Таргетинг как логичное продолжение

В каком-то из курсов инфоцыган нас запугали, что контекстная реклама и SEO это что-то очень сложное, дорогое, не очень эффективное и для старых пердунов. Мы по глупости поверили и занялись настройкой таргета. Нашли слитый курс от Алексея Князева, посмотрели, предложили некоторым старым клиентам, кого пускала модерация, настроить им таргет как бонус, чтобы набить руку.

Естественно, не всё получалось, мы взялись изучать сразу все актуальные соц. сети на тот момент - Facebook с Instagram, VK и Одноклассники - и конечно же периодически знатно обсирались. Но в итоге разобрались со всеми нюансами каждой платформы, перестали делать глупые ошибки и как раз где-то в этот момент начали углубляться в интернет-маркетинг – вникать в системы метрик, аналитику, отчеты, конверсии, kpi и т.д. и т.п.

Наша реальная экспертность росла, наш чек за услуги рос, так как мы всё же не дурачки и за 5 000 руб. вечно настраивать рекламные кампании не хотели. Через какое-то время мы все переехали из своего провинциального города в Москву, при этом не на последние деньги в загаженную квартиру, а вполне комфортно. Кого-то это рассмешит, но я считал и считаю это своим маленьким достижением.

По ходу работы встал вопрос о сайте и хоть какой-то айдентике. Так как из нас я имел навык работы с графикой - периодически делал баннеры и аватарки - я вызвался сделать айдентику и сайт.

Новый навык или потеря фокуса?

Баловаться в создании сайтов я начал о-очень давно, еще на uCoz в школе я сделал форум для своей гильдии в онлайн-игре и потом для другой гильдии, и для третьей... в общем я первый вызывался делать сайт, если вставал вопрос его сделать.

Для нашей работы хотелось сделать всё хорошо, но учиться верстать сайты ради одного раза на тот момент я не хотел и поэтому решил сделать на конструкторе. Я начал с uKit, потом мы пересели на Wix, потом обнаружил тогда еще не закрытый Adobe Muse и долгое время у нас был сайт на нём, наконец я дошел до Webflow - наверное, лучшее решение в плане конструкторов сайта.

Параллельно этому я делал айдентику. Разработал сначала один логотип и айдентику – получилось на троечку.

Да, Q-Deals. Не помню уже почему даже.

Спустя время, набравшись опыта, изучив больше навыков, приобретя хоть какую-то насмотренность и посмотрев пачку курсов по дизайну, начал разработку "бренда" для нашей компашки. Я постарался сделать продуманный дизайн, пусть подход у меня был дилетантский, но я старался по максимуму своих навыков. Даже сейчас мне кажется, что получилось очень неплохо.

KRUSAR – акроним первых 2-х букв наших фамилий. Автор нейминга друг, не я.

Занятие всем вышеописанным позволило мне апсейлить эти услуги. Я периодически делал лендинги клиентам, оформления соц. сетей, делал логотипы, буклеты, презентации и прочую графику. В нескольких проектах так же сделал айдентику. И мне это нравилось и не нравилось одновременно.

Во-первых отношение к дизайну и вообще к графической работе. Когда условный бизнесмен приходит к тебе за таргетом, он скорее всего слабо понимает как в точности он работает. Для него результат осязаем только в форме заявок, которые появились уже как следствие настройки хорошей рекламы. А вот картиночки рисовать много мозгов не надо, он же в голове уже представил как будет круто, дизайнеру осталось лишь достать у него из головы и сделать. Ничего сложного ведь?

Во-вторых я начал терять клиентов по таргету, т.к. у меня иногда просто не хватало времени и даже желания удерживать контакт. Иногда из-за первой причины спор с заказчиком мог деморализовать так, что было не до созвонов и не до таргета, из-за чего страдало по цепочке все остальное.

Но мне нравилось это делать. Мне нравилось заниматься графикой. Я начал даже рисовать и заниматься анимацией. Но и таргетом мне нравилось заниматься, тем более это была зона в которой я был каким-никаким экспертом. Что же делать?

Какое-то время я метался и пытался успеть за двумя зайцами. Иногда еще поглядывал в сторону веб-разработки – html, css, js, php и более сложные вещи. Освоил WordPress и начал делать сайты на нём.

А пока я думал на чем мне всё-таки сфокусироваться жизнь решила разбить мне объектив.

Самореализация подождет

Это статья про меня, поэтому без этой главы моей жизни, наверное, не получится. Хотя, я до сих пор не уверен стоит ли это писать. Поэтому постараюсь коротко.

Летом 2019-го, как раз когда я был в, своего рода, кризисе выбора дальнейшего пути, я решил съездить в родной город. Просто навестить, отдохнуть в каком-то смысле и заодно залечить зубы, т.к. в Москве это крайне дорогое удовольствие.

По приезду я встретился с мамой, она пожаловалась на головную боль, но она не придавала этому особого значения, лишь сказала, что пойдет на МРТ на всякий случай. Через пару дней она с бабушкой вернулась с МРТ домой – мама без сознания из-за контрастного вещества, а бабушка в слезах. У мамы глиобластома. Злокачественная опухоль размером с персик в голове.

Так начались самые долгие и тяжёлые два года моей жизни. Маму прооперировали в Москве, но с шансом рецидива 80%. На почве болезни в семье началась делёжка, семья начала буквально распадаться, я был мостом между всем этим и единственным человеком кому Мама могла довериться.

Всё шло очень плохо, лучевая терапия, бесконечные химиотерапии, гормональные препараты, которые превратили некогда даже в 45 лет прекрасно выглядящую, стройную женщину в измученного до неузнаваемости человека.

Рецидива не было, но химиотерапии в случае глиобластомы не отменяются вообще (это рак 4-й стадии), из-за чего даже самое крепкое тело постепенно просто увядает. Любая даже мелкая травма - приговор. Именно такую и получила мама – смещение позвонка резко нагнувшись. Всё усложнялось локдауном и семья не переставала конфликтовать на пустом месте, в итоге под конец 2020 мама уже практически не вставала.

27 Марта 2021 она умерла. Больно и очень грустно.

Сублимация и выбор пути

Эти два года дались очень тяжело. Отвлечься от такой проблемы практически невозможно – это всегда давит, вызывает тревогу, любой звонок большой стресс. Не говоря уже про то сколько денег это всё поглощает – постоянные перелёты, врачи, медикаменты, скорые, потом похороны. В процессе еще была продажа квартиры из-за делёжки в семье.

В итоге к середине этой весны я был выжат до капли. Клиентов нет, денег нет, актуальных навыков нет – всё это заново восстанавливать из пепла.

Но я для себя решил, что это так же шанс по-другому подойти к себе и своей работе. За эти два года мои друзья ушли далеко вперед, не дожидаясь меня. Я их не виню, я бы тоже не стал никого ждать. Но это значит, что у меня теперь своя дорога, слегка в гору, но своя. И я сам заново, своими силами и со своим опытом хочу начать двигаться вперёд, догоняя их.

Ни о какой работе по найму я даже не думал, конечно же. Но я вернулся к тому же вопросу, что и два года назад - "на чём мне сфокусироваться?". Маркетинг, таргетинг, может контекст, может SEO вообще? Или дизайн? Какой дизайн? Интерфейсы, промышленный, айдентика или еще чего? Или разработка? Фронт-энд, бэк-энд, финтех, может вообще гейм-дев?

За последние 2-3 года я понемногу попробовал изучать практически всё вышеперечисленное. Я просмотрел курс "Монстр Маркетинга" Константина Горбунова, где фокус на контекст, курс Таргеториума по Facebook, начинал курсы по SEO от Александра Ожгибесова и Александра Куртеева. Посмотрел курс Сергея Мосякина который "Логотип своими руками", но по сути про дизайн и айдентику в сумме, "Интенсив" и "Старт" от WDI, кучу мини-курсов по After Effects, Figma, Blender. Начал изучать Python, C++, C#, успел поковыряться в UE, Unity, RenPy, RPGM.

В общем невооруженным взглядом видно, что я пытался ухватиться за все сразу и все сразу попробовать, но из-за своей безалаберности и отсутствия самодисциплины так и не смог сфокусироваться на чём-то дольше двух-трёх месяцев.

Что в итоге?

Я очень давно думал попробовать завести свой блог, но не личный, а "рабочий" блог по дизайну и/или маркетингу, даже здесь на Телетайпе я делал статью и репостил ее по соц. сеткам у себя. Так у меня ничего и не вышло. Велика вероятность, что и здесь не выйдет, но я попробую.

Основная задача, которую я поставил себе – с помощью этого блога систематизировать своё обучение. Если прохожу какой-то курс, интенсив, решаю задачи в приложении для самообучения, возможно изредка читаю книги или какие-либо статьи – я буду писать мини-рецензию или свои мысли, а может и выдержку, в общем что-то, что закрепит это у меня в голове как чек-пойнт.

И я всё-таки накопил смелости отбросить большую часть хотелок и сфокусироваться на одном – на веб-разработке. Хочу попробовать стать фулстак-разработчиком на фрилансе. Я уже потихоньку начал, естественно с фронт-энда, о чем напишу в ближайшее время.


На этом всё. Спасибо за внимание, если это кто-то прочитает. В первую очередь я это делаю для себя, мне самому стало легче после написания. Будто поговорил сам с собой.