рабочий телетайп
May 31, 2021

Интервью с сотрудником московского метро о работе, массовых увольнениях и общественных идеалах

О работе

Интервьюер (И): Здравствуй, Василий (имя изменено). Представься и расскажи, кто ты такой и где работаешь.

Василий: Я обычный мужик-работяга. Работаю в московском метрополитене почти 10 лет. Несколько лет сидел в будке у эскалатора. Но недавно я выучился, получил новую специальность и повышение.

И: Расскажи про условия труда в метро.

Василий: Для обычного рабочего, я считаю, в плане зарплаты — неплохо. Считается она у всех по-разному. Это зависит от места работы, разряда и многих других факторов. Я устроился довольно неплохо. У человека с моим уровнем образования и навыками лучше вряд ли получится.

И: У тебя есть высшее образование?

Василий: Есть, но оно гуманитарное. Ценности, естественно, не представляет никакой.

И: Метро предоставляет какие-нибудь возможности роста?

Василий: Да, есть возможность расти. Можно пойти в МИИТ, можно на курсы повышения квалификации, перепрофилирование вышки из гуманитарной в техническую. Происходит это в форме онлайн-обучения.

И: Реально ли в метро устроиться человеку с улицы?

Василий: Да — на бича. Но в тот момент, когда устраивался я, с улицы не брали даже на бича — только через кого-то. Я приходил с улицы, мне тактично отказывали. Стоило поговорить через пару человек — и меня сразу взяли.

И: Метрополитен — это ГУП. Имело ли это значение для тебя или кого-то из твоих знакомых при выборе места работы?

Василий: Частично. Я шёл туда, зная, что у меня будет стабильная работа, с [условно] полной социальной защищённостью.

И: Профсоюз у вас есть? Если есть, он настоящий или «жёлтый»?

Василий: Профсоюз есть. Формально он настоящий. Во всяком случае, членские взносы точно настоящие. Подарки тоже дают. Кроме подарков, можно получить небольшую матпомощь, какие-то путёвки.

Ещё там вроде есть «комиссия по решению трудовых споров», но я не уверен, имеет ли она отношение к профсоюзу.

И: Как относишься к самой идее профсоюзов? Нужны ли они работникам?

Василий: В первоначальном плане, как к организации по защите прав трудящихся — очень хорошая идея. Но у нас это очень мало где работает или работало. В США они вообще вроде лежат под мафиозными структурами.

И: А как они должны быть организованы?

Василий: Во-первых, они должны быть независимы. Во-вторых, все вышестоящие участники тоже должны быть действующими работниками.

Увольнения

И: Недавно прогремела история о массовых увольнениях в метро из-за регистрации на митинге Навального. Действительно ли такое было? Затронуло ли это тебя?

Василий: Лично меня никак не затронуло. Я не видел ни одной фамилии, кого уволили, но слышал, что в другом подразделении уволили двух работников смежной службы. Так что, думаю, это вполне возможно.

И: Как ты относишься к практике увольнений по политическим мотивам?

Василий: Резко негативно. Я считаю, что увольнять человека за его взгляды, пускай они даже идут вразрез с моими, неправильно. Если человек работает и выполняет свои обязанности — зачем его увольнять?

При этом это вполне естественно и логично, что если идёт команда сверху уволить определённых людей, то её выполнят. Ведь система построена таким образом, что уволить можно любого человека. Просто сгнобить его на мелочах и формально увольняющий будет прав.

Политические взгляды

И: Какие у тебя политические взгляды в целом?

Василий: Когда-то я проходил политический тест, и оказался точно в центре по всем шкалам. Я очень далёк от политики.

И: Ты же понимаешь, что от политики зависит напрямую твоя жизнь? Налоги, законы и всё прочее.

Василий: Конечно, зависит. Но я всего лишь капля в море. Один я — никто.

Стараюсь на работе максимально ответственно выполнять свои функции и поступать правильно по жизни. Это всё, на что я могу повлиять.

И: То, что ты работаешь на государственном предприятии, как-то сказывается на твоих взглядах или взглядах твоих коллег?

Василий: Для меня это не имеет значения. Я работаю, чтобы деньги получать. Метрополитен даёт мне какую-то защищённость в финансовом плане.

И: Какие бытуют мнения среди твоих коллег об экономической и политической ситуации в стране?

Василий: О политике мало кто думает. Осознанной позиции я там не встречал.

И: Ты можешь выделить известных лидеров общественного мнения, к которым люди прислушиваются?

Василий: Знаю одного поклонника Навального. Не сказал бы, что он очень разумный. По работе я с ним мало сталкивался, но от его высказываний о политике я, как это говорят дети, «ловил фейспалм».

И: Обсуждают ли работяги свои трудовые и социальные права?

Василий: Да, причём чаще всего это происходит в том ключе, что человек особо не знает своих прав и, особенно, обязанностей, но считает, что его чем-то обделили и что-то ему должны.

И: Есть ли у тебя видение того, как нужно менять положение в стране в общих чертах?

Василий: Сложно ответить.

Сложившаяся политическая система мне видится чересчур авторитарной. И это мне не очень нравится. Хотя, с другой стороны, сильная власть это всё-таки хорошо.

И: А если на мир в целом посмотреть. Стоит ли его менять? Можно ли изменить человека?

Василий: В идеале я вижу единое государство для всей планеты, где будут править гуманизм и наука.

Но на это потребуются тысячи лет эволюции и развития государств и политических систем.

Так что это будет очень нескоро, если вообще будет, и очень жаль, что мы этого не увидим.

И: Изменилось ли твое мировоззрение кардинальным образом за последние лет 10?

Василий: 10 лет назад я чувствовал безысходность в плане работы и устройства в жизни. Сейчас же в целом мне спокойно, хорошо и стабильно.

Работа в транспортной госструктуре даёт какой-то иммунитет к кризисам и подобных эксцессам. Во время пандемии, например, многие из тех, кто работал на частников, очень сильно пострадали, а я себя неплохо чувствовал.

Метро будет работать, пока стоит Москва, и работой я буду обеспечен до конца жизни.

И: Если бы была возможность, эмигрировал бы ты отсюда?

Василий: Нет. Зачем? Мне и здесь неплохо. У меня тут семья, родственники и вообще всё.

И: Что думаешь про такое понятие, как патриотизм? Ты патриот?

Василий: Я далёк от этого понятия. На ум сразу приходят ура-патриоты, к которым я отношусь негативно.

Патриотизм — это что? Любовь к родине? Или к государству? Сложный вопрос.

Вспомнился мне один патриот на 9-е мая. Подошёл ко мне, одетый в какой камуфляж с георгиевской лентой, начал выражать радость по этому поводу, на что я в ответ выразил полное недоумение. В ответ он мне сказал: «Ты что, не русский, что ли?»

Люблю ли я родину, люблю ли страну? Для меня это глупо, что ли. Почему я должен любить одну страну больше других? Я люблю жизнь и люблю окружающий мир. Зачем выделять страну? Почему не выделить тогда город, в котором я вырос, или Измайловский парк? Хотя любовь к малой родине — месту, где родился и вырос, во мне есть.

И: Что ты думаешь про продвигаемую политику солидаризма и национального единения? Что мы все в одной лодке, например, у нас общие интересы и так далее.

Василий: Первый раз слышу об этом понятии и о том, что у нас что-продвигается. Россия — многонациональная страна и продвигать общую идею очень сложно. Я слышал мнение, что День Победы, который в СССР с такой помпезностью не праздновался, был как раз такой идеей объединения общества после развала Союза. А может, и нет никакой идеи.

И: А нужна ли она, это идея? Следует ли государству иметь идеологию?

Василий: Под государственной идеологией я в первую очередь понимаю продвижение идей гуманизма и науки. Плюс исполнение основных функций государства — социальной и самооборонительной.

И: Как относишься к такому общественному движению, как ЛГБТ? Как к ним относятся твои коллеги?

Василий: Ну, пидоров-то у нас хватает! [смеётся]

И: В метро процветает бытовой гомосексуализм?!

Василий: Например, мой коллега каждый раз, когда приходил от начальства, сообщал, что с ним только что, как бы это сказать, вступали в половой контакт. Кто-то из-за этого называл его гомосексуалистом. [смеётся]

Это всё, что касается этой темы. Никто у нас их не обсуждает, твиттером никто не пользуется, поэтому всё это от нас далеко.

О социализме

И: У тебя есть представление об идеальной общественно-экономической формации?

Василий: Это государство для человека, где максимально защищаются права человека и есть высокий уровень жизни. Что-то вроде Норвегии, только без мультикультурализма и сверхтолерантности.

И: То есть государство должно выражать интересы большинства населения?

Василий: Не просто большинства, а всех.

И: Ты считаешь, что у всех граждан одни и те же интересы?

Василий: Нет, конечно. Общество имеет слои и от этого никуда не деться.

И: А если у них интересы разные, то как государство может одновременно выражать интересы всех слоёв, и самых богатых, и самых бедных?

Василий: Насколько я знаю, в Норвегии это выражается прогрессивной налоговой шкалой. Хоть богатым это и не нравится, но уровень жизни и доходов у среднего гражданина довольно высок.

И: Выходит, что в Норвегии всё же экономическая политика выражает и интересы простых граждан?

Василий: Да, но это не мешает богатым хорошо жить. Я считаю, что важна ещё культура бизнеса. Если у нас в основном сильны пережитки 90-х и нулевых, т. е. любым способом быстро сделать деньги и наплевать на будущее, то там, я думаю, бизнес более направлен на созидание. А культурно развитому человеку наплевать на богатство, и он будет более доволен тем, что он что-то создал своим трудом. Но это просто моё идеальное представление.

И: В таком случае, что ты думаешь про СССР? А коллеги?

Василий: Говорят, советское образование было одним из лучших, и это похоже на правду. А я считаю это одной из самых важных вещей — двигать науку и культуру образования.

И: А твои коллеги как считают?

Василий: Они поглощены работой, семьёй и кредитами, на эту тему мало кто разговаривает. Люди больше думают о своих насущных проблемах, а не о глобальных вещах.

И: Ты знаком с марксистской теорией? Как к ней относишься?

Василий: Разве что в общих чертах. Знаю такие слова как «труд», «капитал», «пролетариат», «буржуи». Отношение скорее нейтральное. Теория имеет право на жизнь. Но в том виде, в каком она была, когда большевики захватили власть, она показала свою несостоятельность.

Если двигать эту теорию, то её нужно совершенствовать и учиться на ошибках СССР и других стран. Жизнь показала, что на сегодняшний день она не готова к жизни и её нужно допиливать.

И: Ты сказал, что с понятиями знаком. Сможешь дать им определения? Как ты их понимаешь? Кто такие «левые», например?

Василий: Это коммунисты и активисты ЛГБТ.

И: А «буржуи»?

Василий: Владельцы средств производства и капитала.

И: В чём разница между социализмом и капитализмом?

Василий: При капитализме средства производства принадлежат буржуям, при социализме — государству.

И: Что такое «пролетариат»?

Василий: Наёмные рабочие, не владеющие средствами производства.

И: А классовая борьба — что это такое?

Василий: Борьба между классами!

И: И все на драккаре согласились, что это было неплохо сказано!


Ресурсы Lenin Crew Media

Группа журнала ВКонтакте

Сайт

YouTube-канал

Telegram-канал

Telegram-чат

Журнал «Герцен»