рабочий телетайп
May 3, 2021

Большое откровенное интервью с умеренно популярным видеоблогером

О канале на YouTube

Интервьюер (И): Привет, Валера. Представься, расскажи о себе — кто ты такой и чем занимаешься.

Валера (имя изменено): Я веду видеоблог на Ютубе, посвящённый кино. За 5 лет у меня 55 000 подписчиков.

По деньгам выходит не настолько прибыльно, чтобы полностью себя посвятить этому, но бросать дело не хочется и душа к нему лежит.

И: Как ты вообще пришёл к тому, чтобы стать видеоблогером? Это довольно экзотическая профессия, и многие сейчас стремятся туда попасть, особенно молодёжь, дети. Для многих это мечта.

Валера: Мне просто хотелось делиться мыслями, и через Ютуб я это реализую. В какой-то степени — успешно.

И: Можно ли жить на твой доход с Ютуба?

Валера: Нет, жить на него невозможно. Подрабатывать обязательно нужно, т. к. мне с Ютуба капает где-то 5 000 рублей в месяц.

Наверное, если бы я занимался только каналом, это приносило бы больше.

Но заняться им таким образом я не могу — получается такой замкнутый круг: мало зарабатываешь на канале, мало делаешь на канале, мало зарабатываешь на канале и т. д.

Нужно понимать две вещи: во-первых, там без страсти и без желания делать просто нечего; во-вторых, если хочется именно добиться успеха, то нужны либо большие вложения, либо большая удача.

У меня были небольшие вложения и была некоторая доля удачи, поэтому кое-чего достичь получилось.

И: Коррелирует ли количество просмотров с количеством подписчиков?

Валера: Нет, сейчас там выстроена абсолютно новая система, в которой важны не подписчики, а рекомендации. Подписчики — только первый буст.

От этой системы страдают каналы, которые медленно растут, или старые каналы.

Посмотрите на популярные в прошлом каналы, типа «This is Хорошо», то там условно 5 000 000 подписчиков, а просмотров — 300 000.

Система Ютуба становится всё хитрее и хитрее, т. е. он даёт твоё видео посмотреть не всем твоим подписчикам, а небольшой доле, и если эта доля нормально его восприняла, досмотрела до конца, поставила лайки и прокомментировала, тогда он даёт его посмотреть другой части подписчиков.

Если и там всё нормально, то он начинает продвигать твоё видео в рекомендации.

Это если речь идёт про обычное видео, без хайповой темы.

Но если находится такая супер-хайповая тема и запроса не хватает на самой площадке, то Ютуб может начать этот ролик активно продвигать.

У меня пару раз было, когда я на скорую руку делал ролик, почти не вкладывая в него труда, но тема была ажиотажная, и он собрал по 70 000 просмотров, т. к. был в тренде.

И: Т. е. 70 000 просмотров — это хорошо для 50 000 подписчиков?

Валера: Да. Я считаю идеальной ситуацию для развития канала, когда количество просмотров превышает количество подписчиков.

У меня это очень редкое явление, т. к. у меня канал медленно рос. Были постоянные паузы, то на месяц, то на два, и в итоге сам зритель отваливается, но его подписка — нет.

В итоге получается пустая подписка, и Ютуб начинает считать, что канал не интересен зрителям, и начинает меньше продвигать твое видео.

И: Но ведь если ты подписчик, то тебе всё равно в списке подписок видно, что на таком-то канале новое видео.

Валера: Только если ты намеренно будешь как-то его искать. В основном люди смотрят то, что на главной странице, а то, что там будет, Ютуб решает сам.

Например, пару месяцев назад при встрече со знакомым, который подписан на меня, он сказал, что я давно что-то ничего не выкладывал. Мы зашли с его аккаунта на мой канал и увидели, что он смотрел стабильно каждый мой ролик, но за последние полгода Ютуб решил, что моего канала не существует и не присылал ему никаких уведомлений.

Есть доля людей, которые активно следят за каналом, ядро, но их у меня тысячи 3–4, и их недостаточно для того, чтобы прорваться в рекомендации Ютуба. Если это случается, то каким-то чудом, через хайповое событие или рекомендацию от других блогеров, какую-то рекламу.

И: Была недавно новость о том, что Ютуб собирается убивать «неактивные» аккаунты. Это как-то связано?

Валера: Если бы Ютуб удалял неактивных пользователей или была бы возможность отписать их от канала, это было бы гораздо лучше.

В плане статистики мне было бы выгоднее сбросить 20 000 подписчиков, чтобы Ютуб начал считать именно заинтересованных в моих роликах зрителей. А так они висят мёртвым грузом.

И: Ты сказал, что от лайков зависит, выйдет ли ролик в топ. А я слышал, что неважно, лайк или дизлайк, любая реакция — плюс для ролика.

Валера: Это так. Главное — это активность, неважно, как она выражена.

Сейчас Ютуб учитывает не только лайки и дизлайки, но и то, насколько долго зритель смотрит ролик.

Стали выгодны длинные ролики, поэтому сейчас в трендах всякие интервью, подкасты. Туда можно вставить больше рекламы, например.

Ютубу выгодно максимально долго удерживать людей, поэтому в приоритете длинные ролики, которые смотрят.

Если зрители отваливаются на первой минуте часового ролика, то это плохо, если хотя бы до 30-й минуты — уже неплохо. У каждого ролика автоматически высчитывается длительность среднего просмотра, и это надо учитывать.

И: Имеет ли значение, залпом ролик смотрят или по кускам?

Валера: Я думаю, что если длинный ролик смотрят в несколько подходов, это засчитается как то, что человек досмотрел.

Плюс когда человек каждый раз включает ролик заново, ему снова показывают рекламу, и это тоже выгодно системе.

И: Важно досмотреть видео прямо до последней секунды?

Валера: Полагаю, важна процентная доля. 90 % — то, что надо. Система понимает, что большинство людей не досматривают ролики, половина отваливается после первой минуты.

И: О рекламе. Сейчас у всех стоит AdBlock, который блокирует всю рекламу…

Валера: Во-первых, у большинства «адблока» нет. Во-вторых, сейчас 90 % просмотров идут с мобильных устройств, а там все эти «адблоки» поставить гораздо сложнее, если вообще возможно.

Ну и всё больше людей используют платную подписку, которая отключает рекламу.

И: Есть ли у тебя конкретные планы по росту и развитию канала?

Валера: Ну, даже 55 000 подписчиков набрать не так уж и просто, это возникло не на пустом месте. Чем больше я этим занимаюсь, тем больше у меня голова работает не как у творца, а как у менеджера.

Как продвигать свои ролики, как выбрать тему, которая будет интересна.

Хороший вариант — тема, которая плохо освещена на Ютубе, но может быть интересна какому-то проценту.

Можно стать одним из немногих, кто что-то по этому вопросу записал, на это найдётся спрос и люди сами на тебя начнут выходить.

Рецепт простой: сделать что-то классное, долгое и донести его до зрителя, например, через рекламу или рекомендации других блогеров.

Когда Ютуб для себя поймёт, что сделана «годнота», он начнет её раскручивать. Вот такое я и планирую в дальнейшем.

И: А кооперация с другими блогерами?

Валера: Там есть система рекомендаций, где можно посоветовать кого-то посмотреть, и она неплохо работает. У меня есть пара знакомых «миллионников», которые иногда мои ролики рекомендуют, и это очень хорошо сказывается на просмотрах.

«Миллионник» простой рекомендацией может увеличить мне количество просмотров на 10 000 и добавить дополнительные 50–100 подписчиков за неделю.

И: До Ютуба ты работал на обычной работе? Почему решил уйти?

Валера: Да. Я решил уйти, потому что в тот момент было скучно, хотелось проявить себя, я видел какие-то перспективы.

Сейчас, помимо канала, я занят фрилансом. На жизнь хватает, но хочу всё же увеличивать канал, чтобы отойти от подработки. Канал ведь сначала ничего не приносил, потом понемногу начал, и сумма с каждым годом растёт.

И: Ты считаешь, лучше иметь такой образ деятельности, чем стабильную оплачиваемую, но скучную работу?

Валера: Это выбор каждого. Но я «горю» творчеством, мне хочется этим заниматься, это приятно и интересно.

Взгляды и убеждения

И: Есть ли у тебя сформированные политические взгляды? Ты политизированный человек?

Валера: Раньше было время, когда я страдал фигнёй, не знал, куда девать энергию. Я следил за политикой, читал все новости — это было моим увлечением. Но теперь я пришёл к мысли, что это ни на что не влияет в моей жизни, и мне стало лениво. Сейчас до меня доходят только главные новости, я могу сходить на выборы, и на этом всё.

И: А как бы ты в целом охарактеризовал свои взгляды?

Валера: Либерально-оппозиционные, наверное. Мне многое не нравится в нашей стране, но это всё очень крупные явления, которые до меня доходят лишь в виде отголосков и несильно влияют на мою жизнь. Хотя звучит каждый раз угрожающе и неприятно.

А так мне хочется, конечно, и свобод людям, и чтобы бизнес развивался, милиция была порядочная и судьи честные. Утопические мечты, короче. Но поскольку я никак не могу на это повлиять, то я особо об этом и не думаю. Сейчас, наверное, я — аполитичный человек, который ходит на выборы.

И: Хотел бы ты принятия или отмены каких-то конкретных законов? Могло бы это как-то помочь твоей деятельности?

Валера: Моей деятельности, наверное, нет. Главное, чтобы Ютуб не закрыли. А так мне не нравятся практически все законы за последние несколько лет, например, новая Конституция.

И всё это хотелось бы отменить. Но что есть — то есть. На это повлиять нельзя, так что живём по своим возможностям.

И: Стоит ли кардинально менять положение в стране, или можно ограничиться сменой определённых, всем известных, лиц на других?

Валера: Я думаю, смена лиц — это точно та мера, с которой всё должно начаться. Так оно работает в «нормальных» странах: массы идут в одном направлении, потом направляющие ветки меняются, и таким образом, как-то стремится в лучшую сторону.

У нас же ветка всегда одна, она гниёт и смотрит куда-то не в ту сторону. И хороша она лишь для тех, кто на ней удобно устроился. А для всех остальных ничего хорошего нет.

И: А мир в целом — стоит ли его менять, на твой взгляд?

Валера: Хотелось бы, чтобы все стали более толерантными и добрыми. Чтобы все научились критическому мышлению и проверяли информацию, где бы она ни была.

И: Изменилось ли твоё мировоззрение в целом за последние лет 10?

Валера: 10 лет назад я читал новости и меня они злили, я ощущал несправедливость, меня это раздражало и отвлекало. Следил за митингами в столицах и думал: «Как же я могу работать, когда там такая движуха?!»

Сейчас жить стало гораздо проще.

И: Эмигрировал бы ты из России, если бы была возможность?

Валера: Не думал об этом. Мне здесь в целом нравится. Но возможности такой у меня в любом случае нет, поэтому я об этом и не думаю.

И: В последнее врем мы всё чаще слышим слово «патриотизм». Нужен ли он нам? Как ты понимаешь его?

Валера: Патриотизм — классная штука, когда тебе радостно за свою страну. Мне не нравится, как его пытаются навязать. Его можно только создать через хорошую жизнь, медицину, полицию, города.

Когда это всё есть — будет и патриотизм. А когда миллионы выделяются на то, чтобы говорить о том, что патриотизм нужен, но ничего не делать для его появления у людей — это печально.

И: Нужна ли государству идеология?

Валера: Идеология должна быть направлена на то, чтобы максимальное количество людей максимально хорошо себя чувствовали.

Сегодня же идеология у нас направлена на то, чтобы хорошо себя чувствовало очень небольшое количество конкретных людей. За счёт всех остальных.

Мне это не нравится, я хочу, чтобы это поменялось, но с этим ничего нельзя сделать.

И: В таком случае не могу не спросить: что ты думаешь о СССР и других соцстранах?

Валера: Я вообще не копался в этом вопросе. Живу я сегодня и думать в этом направлении мне вообще неинтересно, так как я не могу на это влиять.

Мне интересно улучшать себя, улучшать своё окружение. А с СССР я делать не могу ничего и мне это неинтересно. Мне это напоминает разговоры бомжей-алконавтов, обсуждающих вопросы геополитики. Я не хочу быть на них похожим и казаться выше, чем я есть.

И: Ты неоднократно повторил, что «мы ни на что не можем повлиять», что все вопросы решаются без нас уважаемыми людьми. Но если мы ни на что не можем менять, а они ничего не хотят менять, то как же ситуация может исправиться? Что делать людям, чтобы изменить своё положение, которое постоянно ухудшается?

Валера: Мой взгляд — утопично-пессимистичный. С этим особо ничего не сделать. Только всем и каждому стараться стать лучше.

В плане общественном — не знаю. На митинг сходить, ретвит сделать — это ни о чём.

И: Нынешняя несистемная оппозиция, представленная «известно кем», ведёт достаточно активную общественную деятельность. Может ли она изменить страну к лучшему и выражает ли она твои интересы?

Валера: Я слишком стар для этого. В целом, направление мне нравится, улучшения небольшие есть, как мне кажется, в плане повышения осознанности людей. Ну а так я просто наблюдатель.

И: Из истории мы знаем, что революционную ситуацию всегда создаёт правящий класс, а революцию совершают те самые угнетённые массы. Получается, что всё-таки люди могут всё изменить, если они объединятся и начнут вместе работать в данном направлении?

Валера: Да, есть такое. Но сегодня средний класс живёт хорошо — ему это просто не надо. Нищих мало и они живут настолько плохо, что им тоже не до этого. В итоге большинству это просто не надо. А вот когда у людей опустеет холодильник, тогда движуха и начнётся.


Ресурсы Lenin Crew Media

Группа журнала ВКонтакте

Сайт

YouTube-канал

Telegram-канал

Telegram-чат

Журнал «Герцен»