March 3, 2023

Выбирай акции, как Уоррен Баффетт

Перевод статьи из Subtack.
Оригинал этой статьи и многое другое в моём телеграмм-канале
https://t.me/holyfinance


Когда я был подростком, книга Питера Линча "One Up On Wall Street" пробудила во мне интерес к инвестированию. Линч продвигал идею о том, что индивидуальные инвесторы могут преуспеть на рынках, если будут внимательно следить за своим личным окружением. Они могут узнавать о новых тенденциях и великих компаниях, обращая внимание на то, что покупают люди, наблюдая за появлением новых магазинов в торговом центре или получая знания из первых рук по своей работе. В его устах инвестирование звучало как веселая охота за мусором. Следующим известным инвестором, с которым я столкнулся, был Уоррен Баффетт, который демонстрировал такой же восторг по поводу своей работы, как известно, заявив, что он танцевал чечетку в своем офисе.

Роберт Хагстром и другие авторы описали методы и принципы инвестирования Баффетта в бесчисленных книгах. В портфеле Уоррена Баффетта Хагстром ввел в обиход стиль выбора акций Баффета “фокусированное инвестирование”, то есть создание сфокусированного портфеля с небольшим количеством позиций с высокой доходностью:

“Суть целенаправленного инвестирования можно сформулировать довольно просто: выберите несколько акций, которые, вероятно, принесут доходность выше среднего в долгосрочной перспективе, сконцентрируйте основную часть своих инвестиций в эти акции и проявите стойкость, чтобы оставаться стабильными во время любых краткосрочных колебаний рынка”.

Это была просто песня для моих подростковых ушей. Метод миллиардера, подбирающего акции, совсем не казался сложным. Я тоже мог бы это сделать!

Сегодня я читаю эту цитату с некоторым испугом. Все, что вам нужно сделать, это найти небольшое количество акций, которые превзойдут рынок? Затем удержать их в условиях неизбежной волатильности? Другими словами: сохраняйте убежденность в своей правоте и действительно будьте правы, когда акции неизбежно упадут вдвое.

Осознавал ли Хагстром всю серьезность этого заявления?

Мне сразу вспомнился мем о среднем распределении.

18-летний я, слева: “Да, просто найдите несколько отличных акций, держите их и побеждайте рынок. Не переусердствуй с этим.”
я, 30 с лишним лет, прямо посередине кривой: “Ты что, с ума сошел? Вы хоть представляете, как трудно обыграть рынок? Крупнейшие инвесторы одержимы этой игрой. Они рептилоиды и самые конкурентоспособные люди, которых вы встретите. И вы хотите посоревноваться с ними? Вы читали исследование Бессембиндера о том, как немногие акции демонстрируют лучшие результаты? Знаете ли вы, что рынок - это сложная адаптивная система...”

А сегодня? Что ж, я вернулся к тому, чтобы оценить мудрость, присущую простоте послания. Сам Berkshire, конечно, является примером того, как можно долгое время управлять великой компанией и позволить магии делать свое дело.

В 1998 году Forbes писал о группе Berkshire, людях, которые делали большие ставки на Баффетта. Один из них, Стюарт Хорейси, реинвестировал капитал из своего семейного бизнеса в Berkshire. По сути, он смоделировал Баффетта, который перевел капитал из умирающего текстильного бизнеса Berkshire в более перспективные сферы, такие как страхование. Майкл Мобуссен сделал нечто подобное, сделав ставку на Amazon и удержав ее во время краха доткомов, потому что он связался с командой Безоса из-за общего восхищения Баффеттом и Мангером.

“Огромное личное состояние в этой стране не было построено на портфеле из пятидесяти компаний. Они были созданы кем-то, кто определил один замечательный бизнес”. Уоррен Баффет

Тем не менее, мы, очевидно, рассматриваем что-то необычное или ошибки выжившего. Большинству инвесторов лучше подходит то, что Баффетт назвал “страховкой от невежества”: диверсификация.
Недорогие ETF, предлагающие доходность на фондовом рынке, являются для них лучшим вариантом. Но, несмотря на эту устоявшуюся мудрость, практическое участие в рынках, похоже, возвращается:

“Новые клиенты обладают парой ключевых характеристик. Они, как правило, более самостоятельны и самообразованны. По данным исследовательской фирмы Aite-Novarica, примерно 70% домохозяйств с чистым капиталом в 500 000 долларов, возглавляемых лицами моложе 45 лет, в 2019 году придерживались стиля инвестирования, который был сильно или в основном ориентирован на себя, по сравнению с 57% в 2010 году.

Я не думаю, что это обязательно плохо. Помимо стремления к финансовой безопасности или богатству, существует множество причин, хороших и плохих, которые побуждают людей выбирать свои собственные инвестиции.

Плохие причины для выбора акций (Сток-пикинга)


Азарт. Это может показаться парадоксальным. Кейнс писал, что это необходимый ингредиент для великих инвесторов:

“[Инвестирование] невыносимо скучно и чрезмерно требовательно к любому, кто полностью лишен азарта; в то время как тот, у кого он есть, должен платить за эту склонность соответствующую плату”.

Но то, что может быть полезно профессионалу в умеренных дозах, может оказаться смертельным для любителя. Это так опасно, потому что подвержено самообману. Мы все знаем, что в Вегасе заведение всегда выигрывает. Но на финансовых рынках вы можете играть в азартные игры и долго гоняться за дозой дофамина, убеждая себя, что вы действительно инвестируете.

Еще одна плохая причина - это волнение от того, что вы являетесь частью великой игры. Джордж Гудман писал об этом образе мышления в "Игре на деньги" (The Money Game):

“Они хотят быть частью того, что происходит. Если бы вы дали им выбор между зарабатыванием денег с гарантиями или пребыванием в игре, каждый из них выбрал бы остаться в игре.
В этом нет смысла, или того смысла, которого вы ожидаете, но в этом есть какой-то безумный смысл, если вы видите это таким, какое оно есть”.

Да, есть люди, которые могут зарабатывать деньги, торгуя, основываясь на глобальном макро. Но многие трейдеры вводят себя в заблуждение. Они проводят свои дни, отслеживая новости (новое курение) и разглядывая графики. Они чувствуют прилив сил от того, что являются частью разворачивающихся великих событий. Иногда вы можете услышать удовлетворение в голосах людей, когда они говорят об истории рынка, особенно о пузырях и финансовых кризисах. “Да”, - заявляют они, “это я понял правильно”.
Какая еще игра позволяет нам делать ставки на мировую историю? Стать потенциальным Майклом Бьюри, который предчувствует следующий катаклизм, изменяющий мир? Какая еще игра позволяет нам чувствовать себя умнее всех остальных и получать за это деньги? (Предпринимательство - один из примеров; как сказал Питер Тиль: каждая великая компания построена вокруг секрета.)

Баффетт напоминает нам, что инвесторы “должны помнить, что волнение и расходы - их враги”. Но что в этом забавного?

Хорошие причины для выбора акций


Выслушайте меня: могут быть рациональные причины выбирать акции, даже если со временем вы несколько уступите рынку. Как насчёт:

  • Сообщества и дружбы;
  • Обучения.

Что вы чувствуете, когда смотрите на фотографию ежегодного собрания Berkshire Hathaway?

Ладно, я признаю, что это выглядит немного культово. Когда я ездил туда в 2009 году, там было неудобное количество людей. Но, без сомнения, это огромное сообщество. Люди едут в Омаху не только для того, чтобы послушать Уоррена и Чарли, может быть, даже не в первую очередь. Они навещают своих друзей и общаются с незнакомыми людьми из-за общих интересов.

“Возможно, настоящей отдачей были друзья, которых мы завели на этом пути”.

Недавно я слушал дискуссию о мужском одиночестве в подкасте "Современная мудрость". Этот разговор навел меня на мысль, что мужчины с большей вероятностью сблизятся из-за совместных занятий, а не просто встречаются, чтобы поболтать. Они предпочитают быть “бок о бок”, а не лицом друг к другу. Есть даже некоммерческая организация, управляющая так называемыми “мужскими сборами”, где мужчины могут тусоваться, мастерить всякие штуки и, вдобавок, общаться.

Ноа Смит опубликовал потрясающую статью “как завести друзей в возрасте за 30 лет”, в которой на самом деле говорится о том, как трудно поддерживать группы друзей с возрастом, а семья и работа занимают большую часть вашего графика. Он затронул аналогичную концепцию, хотя и не в гендерном аспекте:

По сути, есть две вещи, которые очень полезны для создания группы друзей. Ни то, ни другое не является абсолютно необходимым, но и то, и другое чрезвычайно полезно. Это:

1. Место сбора

2. Совместное занятие


Что ж, не всем нравится работать руками. Некоторым людям нравятся головоломки и игры. И инвестирование может быть именно таким. Это не обязательно должно быть старомодным хобби, как назвал это Мэтт Левин. Совсем наоборот, инвестирование предлагает динамичное глобальное сообщество с многочисленными участниками на различных платформах социальных сетей. Нужно быть немного осторожным, поскольку каждое сообщество имеет свои собственные принципы и ценности, некоторые из которых могут нанести вред вашему финансовому (или психическому) здоровью. Просто завершите предложение в своей голове: как инвестор, я являюсь…

  • Ценностный инвестор
  • Обезьяна AMC
  • Компаундер
  • Биткоин макси
  • Болван
  • Макро-трейдер

Стоит пересмотреть идеи и предположения, которые вы восприняли как часть своей инвестиционной идентичности. Хорошо ли они вас определяют?

Тем не менее, ценность сообщества может быть недооценена. Если мы представим инвестирование как ежедневную головоломку или многопользовательскую игру для изучения с друзьями со всего мира, это может принести существенные выгоды, выходящие далеко за рамки вашего портфеля (улучшение отношений, улучшение здоровья и продление жизни?).


В стране обучающихся машин

“Я постоянно вижу, как в жизни поднимаются люди, которые не самые умные, иногда даже не самые прилежные, но они - обучающиеся машины”. Чарли Мангер

Одна из моих любимых черт великих инвесторов - это их безграничное любопытство. Их разум постоянно работает в поисках новой информации, переформатирования старых концепций и улучшения своего понимания мира. Они постоянно стремятся обновить свое ментальное программное обеспечение. Вопрос, который стоит задать себе как инвестору: учитесь ли вы?

Я до сих пор помню, как Либерти говорила об этом Джиму О'Шонесси.

“Я не пытаюсь оптимизировать для получения наилучшей отдачи. Я пытаюсь оптимизировать для счастья. … Если я решу, что лучшее место для инвестирования прямо сейчас - это горнодобывающие компании, но мне не интересно думать об этих компаниях весь день напролет и читать о них весь день напролет, я не собираюсь туда инвестировать.
Я пытаюсь использовать инвестиции как своего рода дизайн образа жизни, когда я такой: "Хорошо. Я хочу получать хорошую прибыль. Я хочу сделать это практичным". Я трачу на это достаточно времени, чтобы превзойти рынок, но я также хочу проводить свои дни, думая и читая о вещах, которые мне интересны. Мне очень повезло, что те вещи, которые меня интересуют, относятся к очень хорошим бизнесам, таким как программное обеспечение, инфраструктура для цифровых технологий, платежи и аэрокосмическая промышленность. Все эти виды бизнеса мне интересны, и к тому же они оказываются очень хорошими предприятиями”.

В своей книге "Суперденьги" (Supermoney), продолжении "Игры на деньги"(The Money Game), Гудман рассказал о своем визите в Омаху, который послужил поводом для легендарного телеинтервью с Баффеттом.

“Через некоторое время, находясь рядом с Уорреном, вы начинаете понимать, что такое бизнес, вне движения акций.
‘Независимо от того, открыта Нью-Йоркская фондовая биржа или нет, это не имеет никакого отношения к тому, становится ли Washington Post более ценной. Нью-Йоркская фондовая биржа закрыта по выходным, у меня не чешутся руки. Когда я смотрю на компанию, последнее, на что я обращаю внимание, - это цена. Вы же не спрашиваете, сколько стоит ваш дом по три раза в день, не так ли? Каждая акция - это бизнес. Вы должны спросить, какова его ценность как бизнеса?’
Мы едем по улице в Омахе и проезжаем мимо большого мебельного магазина. Мне приходится использовать буквы в рассказе, потому что я не могу вспомнить цифры.
“Видишь тот магазин?” - говорит Уоррен. “Это действительно хороший бизнес. У него площадь в квадратных футах, годовой объем продаж составляет b, запасы составляют только c, а оборотный капитал равен d”.
“Почему бы тебе не купить это?”, -Я сказал.
“Это частное владение”, - сказал Уоррен.
“О”, - сказал я.
“Я мог бы купить это в любом случае”, - сказал Уоррен. “Когда-нибудь”.

Berkshire приобрела мебельный магазин в Небраске более десяти лет спустя, в 1983 году.

Мы можем взглянуть на этот анекдот с точки зрения того, как Баффетт инвестирует (“Инвестиции наиболее разумны, когда они больше всего похожи на бизнес”), или мы можем оценить, что Баффетт последовал своему любопытству. Он проводил свои дни за тем, что его интересовало. В его случае это был бизнес и ценные бумаги. Вся Омаха, вся американская экономика, на самом деле, превратилась для него в возможность учиться. Задолго до того, как была заключена сделка, Баффет обратил внимание на Мебельный рынок. Это было просто интересно для него.

Я не хожу вокруг да около, думая об экономике окружающих меня предприятий. Но если вы это делаете, если инвестирование и бизнес по своей сути интересны вам, тогда время, потраченное на обучение, будет потрачено с пользой.

Как сказал Курт Воннегут студенту о написании стихов: “Практикуйтесь... неважно, насколько хорошо или плохо, не для того, чтобы получить деньги и славу, а для того, чтобы испытать становление, узнать, что у тебя внутри”. Совет Воннегута состоял в том, чтобы написать стихотворение и “сделать его настолько хорошим, насколько это возможно”, затем “разорвать его на крохотные кусочки и выбросить.”

Почему?

“Вы обнаружите, что вы уже были великолепно вознаграждены за свое стихотворение. Вы испытали становление”.

Да, Баффетт хотел разбогатеть. Но он делал это так, чтобы это было интересно и приносило ему пользу. Он наслаждался этим процессом. Это был его способ стать лучшей версией самого себя. В конце своей жизни он разрывает свое состояние на крохотные кусочки. И все же он все еще управляет Berkshire. Он все еще инвестирует. Ему просто нравится делать это дело.

С другой стороны, если инвестору не хватает этого глубокого внутреннего чувства мотивации и любопытства, я сомневаюсь, что у его обучающей машины когда-либо будет такой же драйв.

Мой собственный путь с Баффеттом начался с юношеского энтузиазма и восхищения, прежде чем перерасти в разочарование (“посмотрите, что он делает, по сравнению с тем, что он говорит”). За этим последовал отказ после посещения ежегодного собрания (“о боже, это культ!”). Теперь я замкнул круг и ценю множество аспектов его жизни и работы. Я, наконец, счастлив принять Баффетта и Мангера как учителей, но не как идолов, которым нужно поклоняться.

Я начал перечитывать все письма акционеров и слушать ежегодные собрания в формате подкаста. В настоящее время я делюсь своими любимыми выдержками в Twitter, но начну собирать и записывать их и здесь.

Баффетт сказал, что хотел, чтобы его запомнили как учителя. Я считаю, что из-за характера его успеха и богатства он обычно привлекает в качестве студентов тех, кто хочет преуспеть в инвестировании и бизнесе. Люди, называя вещи своими именами, которые хотят разбогатеть. Это позор. Потому что, несмотря на то, что он бесчисленное количество раз рассказывал о том, как он выбирает акции, на самом деле это не та информация, которую вы ищете.

Его принципы обманчиво просты. Тем не менее, его инвестиционный успех, возможно, является самым трудным аспектом его жизни, которому можно подражать. Образ дяди Уоррена, покупающего замечательные предприятия, чтобы сохранить их навсегда, скрывает поразительную глубину. Уберите нюанс, и вы останетесь с банальностью, которая, возможно, все еще имеет ценность, но недостаточна для понимания многих факторов его успеха. За этим скрывается пожизненная одержимость изучением бизнеса и человеческой природы. За этим скрывается неустанное стремление к успеху и редко проявляемая внутренняя напряженность.

Однако, пока мы считаем себя вечными студентами, пока мы используем интерес к бизнесу и инвестированию как отдушину для обучения и построения сообщества, я считаю, что это стоящее усилие. Даже если кто-то не обыгрывает рынок. И эй, если вам посчастливится столкнуться с замечательным бизнесом, инвестором или основателем уровня Баффетта, по крайней мере, вы знаете, что делать. Сделайте крупную ставку, позвольте магии и терпению сделать свое дело, продолжайте учиться и отлично проведите время со своими друзьями.