Я и мой мозг
July 10, 2018

Я и мой мозг #20

В этом году мне попался достаточно сложный случай с нарушением самоидентификации, в котором человек отрицал себя самого до такой степени, что состояние «очень грустно» перешло в состояние «очень смешно». И хотя до этого у меня было понимание, что самоактуализация, идентификация важны, я плохо представлял, насколько же они важны для нормального функционирования.

Например, при отсутствии сексуальной самоидентификации, даже в присутствии сильного полового влечения человек не будет готов к связи, что мы можем наблюдать в поведении подростков или некоторых индивидов после 25-30 лет (обычно специалисты называют это «задержка психосексуального развития», что в сущности ни говорит ни о чём). Нарушение формирования сексуальной самоидентификации покрывает некоторую часть этих случаев.

Фильмы ужасов? «Чужие»? Катастрофа? Всё это не столь сильно поражает и ужасает по сравнению с тем, какая «Санта Барбара» развернулась в реальном мире. И тут ко мне в голову пришла интересная мысль. Как это часто бывает у писателей: «Дзинь»: «А что если среди нас родиться новый тип сознания, который не сможет идентифицировать себя, потому что нет тех, кто похож на него», а что он станет делать, а как он будет решать эту проблему, а является ли самоидентификация необходимой для осознанности. Ууух!!! Сколько вопросов!

«Дзинь» — прозвучало в моей голове второй раз, шестерёнки закрутились, ассоциации завертелись, мысли засвистели. И вот я снова беременный новой идеей брожу целый июнь.

У крупных идей, которые представляют собой целый пласт вопросов есть плюс и минус. Минус — их нельзя получить просто так по щелчку пальцев. Их приходится долго обдумывать. Плюс — они часто порождают более важные идеи и мысли, и разбиваются на сотни осколков.

Ближе к конце июня мой мозг вошёл в некоторое состояние, которое можно описать как состояние близкое к вдохновению или инсайту, а к концу месяца выстрелил двумя более мелкими и простыми идеями: первая идея касается темы генезиса «искусственного разума» (не путать с AI).

В рассказе "Только человек", я уже затронул идею самоидентификации с точки зрения взаимодействия между людьми:

Профессор посмотрел на протез, покрутив им некоторое время и любуясь его уникальным моддингом сказал: «Чисто на пальцах, вообразите, что вы встретили другое существо, которое не испытывает к вам враждебности, не желает самоутвердиться, не склонно спорить, не собирается бороться с вами за место в иерархии, умеет выслушать и понять, и при этом вы интересны ему сами по себе вместе со всем вашим... д... пардон, багажом». Джордано улыбнулся: «Вообразили такую встречу?» — и добавил — «Даже не старайтесь! Это невообразимо! Невообразимо!»

Вопрос, который задаёт специалист по искуственному разуму Джордано, куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и боюсь, интерпретация последствий такого контакта, описанного в рассказе оказалась малопродуманной.

А что если самоидентификация и есть ключ к осознанности? Звучит ожидаемо? А с другой стороны мы вынуждены говорить о принципе критичности мозга (Формула разума). И вот тут мы походим к вопросам: как создать искуственный разум. Нужна ли для этого какая-то особенная архитектура на аппаратном уровне, или же так же нужна архитектура на логическом уровне. Либо аппаратный уровень порождает сложность логического?

Кажется я задаю себе эти вопросы всю жизнь, но до сих пор не понимаю с какой стороны стоит подходить для их осознания...

А что думаете вы?