May 10, 2020

Ясное зрение

Дэвид Веббер

Ясное зрение по методу Фельденкрайза

Введение

В 1996 году я успешно строил карьеру субподрядчика Network Systems, как вдруг неожиданно мне был поставлен диагноз тяжелой формы увеита (нарушение иммунной системы, вызывающее воспаление глаз). Врачи не могли установить причину.

Следующие шесть лет я испытывал боль и страдал от осложнений — серьезного повреждения зрительного нерва, катаракты и глаукомы. Мне сделали пять операций. Офтальмолог сказал мне, что состояние скорее всего будет ухудшаться, и я должен готовиться к тому, что буду сидеть на иммунодепрессантах до конца жизни.

К 2002 году я едва мог сосчитать пальцы, поднесенные прямо к глазам, и острота зрения была 10%. Я официально считался слепым.

Я отчаянно искал способ спасти глаза. Поскольку западная медицина оказалась безуспешной, я пробовал холистические методы, с которыми был знаком, в том числе метод естественного улучшения зрения Бейтса. Я долгое время практиковал медитации и пробовал древние буддийские упражнения из йоги для лечения глаз.

Все эти техники требовали полного и абсолютного расслабления мышц глаз. Мне сказали, что это приведёт к тому, что я буду видеть тёмно-синий (чёрный) цвет, когда глаза будут закрыты и прикрыты ладонями. Однако, к моему великому разочарованию, повреждённые нервы и зрительная система создавали постоянный поток «шума» в форме белых (серых) вспышек в центре зрительного поля. Пока я испытывал, как подействуют эти различные упражнения, я стал еще более тревожен и разочарован. В конце концов я бросил их.

В течение этого периода я посещал еженедельные занятия «Сознавание через движение» в Центре Фельденкрайза в Торонто, Канада. Разработанные доктором Моше Фельденкрайзом уроки улучшили мое общее самочувствие до такой степени, что я в 2000 году записался на программу обучения методу Фельденкрайза в Торонто.

Два года спустя, в 2002 году, я обнаружил ранние уроки сознавания через движение Фельденкрайза, которые исследовали суть метода расслабления глаз доктора Бейтса и три из четырех буддийских упражнений для глаз, которые я знал. К моему большому удивлению и радости, во время урока я вдруг испытал снятие ненужного тонуса в мышцах глаз. В тот момент я понял наверняка, что я нашел то, что мне нужно, чтобы исцелить глаза. Так я начал исследовать эти три практики во взаимодействии.

Нормализация деятельности иммунной системы и восстановление способности видеть были быстрыми и заметными. Сегодня я больше не нуждаюсь в лекарствах и мое восстановленное зрение составляет 50%. Невозможное стало возможным.

Расслабление глаз

Зрение — это основное чувство, посредством которого мы воспринимаем мир. К сожалению, качество и четкость нашего зрения могут ослабнуть и со временем ухудшиться. Вместе с тем, благодаря легким и плавным движениям, которые рекомендованы методом Фельденкрайза, мы можем научиться распознавать и устранять многие из наиболее распространенных привычек, которые мешают легкому, не требующему усилий, зрению. Мы можем также выработать навыки, которые преобразят использование глаз, помогая нам видеть намного яснее.

Поскольку движение глаз организует движения тела, зрение воздействует и взаимодействует с каждым движением, которое мы совершаем во всем теле, а также с тем, как мы чувствуем и думаем. Так же, как наши мысли непрерывно движутся, наши глаза реагируют и беспрерывно перемещаются туда-сюда. Когда шея и осанка жесткие и напряженные, глаза также жесткие и напряженные. Когда дыхание зажато или сдержано, глаза также зажаты и неподвижны.

В каждом методе естественного улучшения зрения, практикуемом на протяжении многих веков, существенным моментом является устранение нагрузки и мышечного напряжения в глазах. В уроках сознавания через движение мы начинаем этот процесс, наблюдая за всем телом в состоянии покоя, концентрируя внимание на различных местах, где мы касаемся пола, лежа на спине. Поддерживаемая устойчивостью пола наша центральная нервная система и все тело (сознание) расслабляется без какого-либо напряжения или усилий. Это дает возможность наблюдать за более тонкими ощущениями дыхания. Когда дыхание замедляется и углубляется, сознание становится очень чувствительным, а ум спокойным и тихим.

Медленные, легкие движения в этих уроках позволят нам развить кинестетическое чувство — природные способности обнаруживать и замечать разницу в положении тела, силу и движение мышц, сухожилий и суставов. Когда мы обостряем нашу способность различать эти внутренние ощущения, мозг легко учится и улучшает нашу деятельность. Он спонтанно отбрасывает ненужные мышечные усилия, сокращения и противоречия. Процесс очень прост, и мы чувствуем улучшение так же очень просто — как более плавную, легкую и более приятную подвижность.

Побочным эффектом расслабленного тела, легкого дыхания и спокойного сознания является то, что мы чувствуем глубокую поддержку, спокойствие, сосредоточенность и ясность сознания. Движения кажутся текучими. Без усилий или упражнений глаза тоже начинают расслабляться, и длительная напряженность начинает ослабевать. Это идеальные условия для лечения глаз и улучшения работы зрительной системы.

Лучшее зрение по методу Фельденкрайза

В методе Фельденкрайза мы применяем такое органическое обучение, которым все мы пользовались, будучи младенцами и детьми, когда начинали двигаться, ползать и ходить. Мы научились тому, как скелет и мышцы могут без напряжения поддерживать голову и глаза для того, чтобы осматриваться вокруг. Когда мы исследовали и открывали для себя мир, мы учились видеть и сосредотачивать глаза на цвете, форме и всех загадочных объектах, которые окружали нас.

Мы пользовались кинестетическим чувством для координации глаз с осязанием. В частности, когда мы пользовались руками, в мозгу создавалось понимание из визуальной информации. Мы учились направлять глаза на объекты в пространстве, которые привлекали наше внимание или требовали его. Можно сказать, что, в самом прямом смысле, мы учились видеть руками.

Движения нашего тела и зрения связаны и взаимозависимы. Хотя мы, возможно, не осознаем этот процесс, наша нервная система постоянно и самопроизвольно выполняет эту функцию интеграции. Чтобы увидеть это на примере, пожалуйста, медленно подвигайте рукой перед лицом, смотря на большой палец. Затем подвигайте большим пальцем влево и вправо, следуя за ногтем головой и глазами. Смягчите дыхание и сознавайте видимое движение фона в том, что, кажется, противоположным направлением движению большого пальца.

Наш мозг легко объединяет движения руки, двух глаз, головы и шеи. Он сопоставляет поток информации из левого и правого глаза с нашими воспоминаниями, мыслями и чувствами. Это создает один связный образ, имеющий цвет, перспективу, глубину и значение в динамическом соотношении с другими объектами в окружающем пространстве. Эта обширная и непрерывная деятельность затрагивает каждую часть нашего Я. Это делается легко, динамично, практически мгновенно и непрерывно во времени и пространстве.

В уроках курса «Ясное зрение» мы используем практические принципы сознавания через движение, чтобы расслабить мышцы глаз, улучшить кровообращение в глазах, улучшить диапазон и качество движений глаз и усовершенствовать способность координировать и направлять оба глаза. Мы гармонично объединяем эти нервно-мышечные изменения с телом и личностью – объединение глаз и всего себя с тем, что мы хотим видеть и делать в мире.

Мы преобразуем себя, улучшаем здоровье глаз и способность ясно видеть благодаря биологической приспособляемости мозга к внешней среде – его врожденной способности к обучению, реорганизации и непрерывному улучшению как внутренних структур, так и нашего функционирования. Это может привести к значительным, а иногда удивительным изменениям и улучшениям того, как мы видим, чувствуем, думаем и действуем в мире.

Три зрительные функции

В работе со зрительной системой мы исследуем три взаимозависимые функции, которые помогают глазам оптимизировать зрение — мышечное усилие, движение и фокус. Мы учимся понижать тонус мышц, которые отвечают за движение глаз, и чувствуем, что такое расслаблять глаза, – это один из необходимых компонентов более спокойной и восприимчивой нервной системы. Мы также изучаем, как поддержать плавное движение глаз во всех направлениях и отпустить ненужное усилие, которое создает белые пятна в поле зрения и влияет на общие движения, такие как повороты, наклоны и ходьба. Наконец, мы учимся сосредотачивать глаза точно и без напряжения, видя во всех направлениях, как близко, так и далеко.

Меньше значит больше

Всякий раз, когда мы что-то делаем или занимаемся с излишним усилием и силой, наша нервно-мышечная система реагирует защитным образом, чтобы оградить нас от потенциальной опасности и повреждений. Таким образом, на протяжении жизни мы создаем противоречивые шаблоны тревоги и напряжения во всем теле (сознании) и мышцах глаз – шаблоны, которые становятся привычными и неосознанными. Несмотря на все наши попытки, мы не можем освободить это напряжение силой воли. Мы сами знаем, какие из привычек мы хотим изменить, но чем больше мы пытаемся сопротивляться или изменить привычку, тем меньшего результата мы достигаем и тем сильнее становится привычка. Мы не знаем, почему, но так или иначе чувствуем себя, будто распутываем Гордиев узел.

Секрет успеха в том, что, выполняя целенаправленные уроки сознавания через движение, мы учимся тому, что чем меньше усилий мы прилагаем, тем больших изменений и улучшений мы достигаем. Когда мы умеем различать и становимся чувствительными к внутренним ощущениям, мы можем почувствовать «узлы» в виде ощутимого сопротивления легкому движению. Затем мы можем сознательно, и с большой точностью, снять иным способом недоступное напряжение и усилие. Мы учимся распутывать клубки.

Некоторые из движений уроков уже знакомы нам, в то время как другие могут казаться незнакомыми или необычными. Систематически предлагаются непривычные для глаз и тела вариации движений. Эти вариации позволяют мозгу избавиться от бесполезных нервно-мышечных привычек, по-новому обучаясь и создавая эффективные пути улучшения деятельности и зрения. После окончания урока мы проверяем начальные движения и ощущения, часто находя, что острота зрения и ориентация в пространстве улучшились.

Продолжая заниматься и введя глаза в осознаваемый диапазон ощущений, мы чувствуем подъем жизненной силы и удовольствия во всем теле (разуме). Зрительное напряжение и дискомфорт, наряду со связанными, возможно хроническими, постоянными и внезапными болями в шее и спине, внезапно прекращаются. И, как я обнаружил на собственном пути исцеления, результаты могут превзойти все ожидания.

Вступление

Давайте я сразу немного расскажу о себе, ведь я думаю, важно объяснить, почему я здесь, и, вероятно, поэтому здесь и вы.

Я работал в сфере телекоммуникаций и компьютерной техники в ранние 90-е, когда Интернет еще только разрастался, перед его коммерциализацией. Это было волнующее время, я создавал сети, которые сейчас окружают нас повсеместно. В 1996 году мои глаза постоянно были красными, но меня это не волновало. Со временем мне пришлось обратиться к оптометристу. Он проверил меня и сказал, что мне лучше пойти к кому-то другому. И я пошел к офтальмологу, который проверил меня и поставил диагноз — увеит, т. е. воспаление сосудистой оболочки глаз. У меня были поражены и внутренние оболочки глаз, и внешние, как сверху, так и снизу.

Это стало началом серьезных перемен в моей жизни и, конечно же, изменения эти были сложными. В течение года мне пришлось прекратить работать, я больше не мог водить машину, не мог нормально видеть и нормально жить. За этот год, делая записи, я перешел от маленьких блокнотов к большим и от шариковых ручек к крупным маркерам, в попытке хоть как-то отчаянно сохранить свой прежний образ жизни. Но это было нереально.

Последнее, что мне пришлось изменить и что разбило мне сердце, — это отмена встречи в Нью-Йорке, которая открыла бы для меня новые интересные возможности. Так что сейчас мне приятно вернуться в этот город при других обстоятельствах.

Последние пять лет были для меня очень сложными. Воспаление было результатом действия иммунной системы, а я находился в постоянном состоянии кризиса и не мог это контролировать. Я принимал сильные иммунодепрессанты (кто знает, что такое преднизолон, тот меня поймет). Я прошел через пять операций на глазах, некоторые из них помогли, а некоторые —  нет. После одной из них я вообще ослеп на правый глаз; если точнее, не от самой операции, а от послеоперационных процедур. Это был очень сложный период для меня.

Я начал понемногу заниматься по методу Фельденкрайза, потому что у меня была хорошая подруга, которая преподавала методику Фельденкрайза и училась у самого Моше. Она предложила мне прийти к ней на занятия. Я находился в таком положении, что думал: если уж врачи сказали, что я ослепну до конца своей жизни и буду сидеть на лекарствах, то лучшее, что я могу сделать, — это лежать на полу, перекатываясь с боку на бок. И если я это хорошо освою и буду этим наслаждаться, то это будет максимум моих возможностей в данной ситуации. Я начал ходить на занятия, они мне очень понравились. Я не ожидал, что это хоть как-то поможет моим глазам, ведь это ужасная история. Но я лежал на полу, выполнял упражнения и таким образом это меня расслабляло.

По стечению обстоятельств занятия профессиональной программы начались в Торонто в 2000 году, и я решил присоединиться, чтобы чем-то занять себя, вместо того чтобы сосредотачиваться на своей болезни и ограничениях. Я решил, что если позанимаюсь, то у меня будет время на исследование движений и осознанности, тем более что это мне нравилось, и потому я стал заниматься. Во время прохождения курса этой программы у меня все еще были проблемы со зрением. И даже в 2000 году мое зрение, согласно обследованию офтальмолога, было столь плохим, что я едва различал — один палец перед моим лицом или четыре. Острота зрения составляла менее 10% из 100. Настолько плохо я видел. Причем это в очках, ведь я потерял зрение из-за катаракты и лекарств. Мне пришлось отказаться от линз и носить толстенные очки, чтобы хоть что-то видеть. Но это только часть моей истории.

У меня также была запущенная глаукома, которая стала результатом действия лекарств и воспаления, так что я ходил на занятия, уже имея эти проблемы. Я не понимал, что из этого может получиться. Но я провел столько исследований, сколько смог, альтернативных методов исцеления, таких как акупунктура и метод Бейтса, с которым вы, возможно, знакомы и который представляет собой ряд упражнений, разработанных нью-йоркским офтальмологом уже почти 100 лет назад. Этот человек был, можно сказать, гениален. Также я был давно знаком с опытными йогами, которые владели некоторыми восточными техниками целительства. Они дали мне несколько упражнений, которые были известны своим исцеляющим воздействием на глаза.

Я не мог заниматься этими практиками, но я знал, что ключом для моего выздоровления было расслабление глаз. А я не умел это делать, ведь я был в постоянном страхе. Моя иммунная система была расшатана, а я был нервной развалюхой.

Два года занятий по методу Фельденкрайза дали мне возможность получить доступ к урокам Моше, которые называются уроками с улицы Александра Яннаи и которые проводились после серии его экспериментов в Тель-Авиве, когда он разрабатывал свою систему из 80 занятий. К счастью, мне дали запись первых десяти из них. И как оказалось, именно эти первые десять занятий состояли из упражнений для глаз. Я не ожидал, что из этого хоть что-то получится, но, к собственному восхищению, я обнаружил, что в первом же уроке Моше рассказал об упражнениях, которые я мог делать, их было три или четыре. Как только я нашел этот урок, я уже точно знал, что все изменится. У меня не оставалось сомнений, ведь здесь все было связано одним треугольником: мудрость Востока, метод доктора Бейтса (он достиг значительных и глубоких результатов, вводя людей в состояние расслабленности, а также разработал упражнение — пальминг) и метод Фельденкрайза.

Когда я осознал силу сочетания этих трех основ, я стал работать над своим зрением и вскоре после этого начались перемены.

Я занимался, кстати, не так уж и много, не по нескольку часов. Мне говорили некоторые люди, что пальминг нужно делать по 10-12 часов в день. Да ладно! Мне такое совсем не подходило. Учитель медитаций, с которым я общался, говорил, что нужно медитировать 2-3 часа в день, и все будет хорошо. Я сказал: «Большое спасибо, но это невозможно». Однако Моше действительно разработал упражнения, затрагивающие все эти моменты, поэтому я начал их прорабатывать.

И то, чем мы будем заниматься на этой неделе, вытекает из моего личного опыта. Изменения были столь быстрыми, что через полтора года я стал преподавать эти 80 уроков, потому что я знал, что если не буду преподавать, то не смогу достаточно хорошо их изучить. То есть я начал преподавать для собственного обучения. Я также принял решение пройти все занятия и перестать посещать врачей день за днем. Те, у кого были похожие проблемы, знают, что это такое — сидеть и ждать весь день в приемных врачей. Я чувствовал, что если смогу выбраться из этого, то смогу делиться с людьми тем, чему я научился. Ведь тогда не было никакой доступной для людей информации, и это было бы крайне полезно для всех. Так все и началось.

Я стал преподавать уроки Фельденкрайза и постепенно перебрался в Европу, что всегда было моей мечтой, ведь я жил в Европе, когда был молодым. Я стал преподавать в Европе и постепенно насовсем переехал сюда, где воплотил еще одну свою мечту — я поселился на Крите, в Греции. У меня был список дел, но когда мне было нечем заняться, я решил, что буду творить чудеса. И это на самом деле осуществилось. Кстати, первым из чудес, о которых я мечтал, стала возможность снова читать журнал «Нью-Йоркер».

Такова моя история. Возможно, после этого уикенда выяснится еще кое-что. Возможно, вы почувствуете на себе, с чего я начинал.

Я знаю, что здесь собралось множество разных людей с различными проблемами с глазами и проблемами со зрением. Я хочу общаться прямо непосредственно с вами, хотя и нет возможности работать с каждым индивидуально. Но я хочу, чтобы вы знали, — мы будем добиваться перемен. Возможно, они будут не такими большими. Кстати, я проверял свое зрение месяц назад у того же врача, у которого был в 2000 году, и мое зрение оказалось уже не 10% из 100, а 50%.

При этом у меня не было обнаружено никаких изменений в решении главной проблемы, а именно — повреждение нервов глаз осталось. У меня была оптическая невропатия, правый глаз был сильно поврежден, а левый и вообще был сплошным месивом. Но это значит, что с помощью данного метода мы можем очень хорошо научиться пользоваться тем, что у нас имеется. Необязательно менять все, что у нас есть, однако состояние моих глаз перестало ухудшаться, глаукома стабилизировалась, хотя я не принимаю никаких лекарств и теперь могу видеть левым глазом, могу читать, гулять и быть здесь с вами, а также могу путешествовать, что было главной моей целью. Вот вам моя история в цифрах.

Так что все возможно. Я не могу сказать, что точно произойдет, но утверждаю, что возможно все.

Также, согласно методу Фельденкрайза, существует несколько уровней мастерства. И я задался целью найти способ преподавать этот материал обычным людям, а не только тем, кто специально обучен методу Фельденкрайза или другим особым упражнениям. Такова моя цель. Но мои занятия также будут очень полезны и тем, кто практикует метод Фельденкрайза.

Надеюсь, вы это почувствуете сами.