April 18, 2009

Статья 2. Ошибки

Во время своей практики учительствования, я, как, думаю, и все молодые учителя, делаю много ошибок. Трагедии из этого я не создаю, потому что опыт, знаете ли, сын ошибок трудных. Но в то же время ошибки останутся ошибками и не превратятся волшебным образом в опыт, если их не анализировать и не признавать. Делаю волевой шаг навстречу. Естественно, здесь пойдет речь не о рядовых ошибках, которых на каждом уроке можно по десятку наделать, а о глобальных, которые начинаешь понимать только в конце года.

Вопросы:
1. Как не нужно учить учиться? О самостоятельности.
2. Как не нужно задавать и проверять домашние задания? О конкретике.
3. Как нельзя оценивать? О мотивации.

1. Ученикам нельзя давать самостоятельность.

Вообще подход «учить учиться» мне кажется, нов для постсоветской школы. Я могу быть здесь неправым, но, по-моему, раньше задача школы заключалась в том, чтоб ученику дать знания, развить умения и выработать навыки. Сейчас же главное — дать ребенку эффективный инструмент для добычи этих самых знаний, умений и навыков. То есть, научить его учиться самостоятельно. Как говориться, дай человеку рыбу, и он будет сыт весь день; подари ему удочку, он будет сыт всю жизнь. Новизна этого подхода как нельзя хуже влияет на эффективность его применения. Никто не знает, где удочку взять, и как ее лучше отдать. Поэтому многие матерые учителя плюют на новый метод с высокой горки, предпочитая делать то, что хорошо умеют, справедливо считая, что так будет больше толку, и с негодованием сетуя на то, что объем программы растет, а количество часов — нет. Но нам-то, новым, нельзя так. Мы же еще ничего не умеем, поэтому нужно учится сразу по-новому. Особенно это актуально в преподавании информатики: наука настолько динамична, что знания, которые я вкладывал в умы подрастающего поколения еще 3 года назад, уже никому не нужны даром.

Казалось бы, что может быть проще. Неумение учеников самостоятельно добывать знания исходит из непривычки надеяться на себя. Они четко выполняют инструкции учителя, и всем хорошо. Зачем проявлять активность, если учитель сам все рассказывает, показывает, задает домашнее задания, дает вопросы на экзамен, а потом еще и книжку с ответами на них? Нужно просто дать ученикам самостоятельности в вопросах обучения, и они научатся становиться добытчиками. Поэтому я пытался давать задания, где нужно проявить немного фантазии. Сделать сайт. Какой? А сами придумайте. Заведите себе почту. Где? Выбирайте сами. Охарактеризуйте дополнительно еще три вида подключения к интернету. Какие? Какие хотите. Но не тут-то было. Ученики таких заданий не понимают. Они считают, что вам их лень придумать. Поэтому и они тоже не хотят. Просили любой сайт? Получите. И сдают бессмысленный набор слов в ХТМЛ.

— Где форматирование, заливка, смысл?
— Так вы ж не задавали!

Оказывается самостоятельность давать нельзя. Ее нужно воспитывать. Абсолютно контролируемо.

Где взять удочку я понятия не имею, но где ее брать не нужно узнал на практике.

2. Никакой размытости и общности в домашних заданиях быть не должно.

«Ознакомиться с ресурсом www.livejournal.com. Впечатления записать и выслать.» — хреновое домашнее задание. Оно рассчитано на то, что ученик придет домой в хорошем настроении, ему будет нечего делать, он вдруг вспомнит, что у него есть д/з по информатике, откроет ЖЖ, и его там что-нибудь заинтересует настолько, что он останется на полчасика, зайдет еще завтра, послезавтра, а в пятницу напишет развернутое сочинение-отзыв. А этого не будет. Он вспомнит вечером перед уроком, что там было д/з, загрузит ЖЖ и напишет: «Синий цвет мне не нравиться». И будет прав. Вы-то другого не задали. Ученик никогда не будет подходить к домашнему заданию творчески, хотя бы потому, что это домашнее задание.

Д/З более всего другого должно быть конкретным и понятным. «Открыть ресурс www.livejournal.com, зарегистрироваться на нем. Открыть страницу со знаменитостями, ведущими ЖЖ (ее можно найти с помощью Гугля или Яндекса), выбрать двоих из них, добавить их в друзья, прочитать последние 10 их записей, написать на 4 из них отзыв; скриншоты посещенных страниц и отзывы выслать» — такое д/з имеет шанс быть выполненным. И, возможно, оно сможет заинтересовать учеников ресурсом.

3. Нельзя не оценивать!

Естественно, каждый учитель ставит годовые оценки не по среднему арифметическому от текущих, а по впечатлению, созданному учеником. Как он старался, какой сделал прогресс, как себя вел — все имеет значение. Никакой компьютер не посчитает оценку объективней, чем учитель. Учитель скорее средний бал подгонит к «своей» оценке, чем наоборот. И это хорошо.

Но тем не менее, текущие оценки несут для самого процесса обучения куда больший смысл, чем тематические, семестровые или годовые. Мне очень трудно вести текущие оценки из-за своей недисциплинированности. У меня вечно не хватает на это времени. Я лучше расскажу лучше еще один факт, еще один пример, чем убью это минуту, чтоб задать вопрос ученику, который никогда не отвечал, и не ответит на сей раз тоже. Мой отец дает контрольные в первые пять минут каждого урока, а у меня не хватает терпения их проверять. Это самое катастрофическое, что есть во мне, как в учителе. Ученики любят оценки, лелеют их. Даже плохие. В школе, если хотите, создан культ оценки. А я на этот культ плюю. Дети это видят и плюют на меня с моей информатикой. На каждом уроке, где присутствует 10 человек, нужно ставить минимум семь оценок: четыре хороших и три плохих. Это незаменимая ничем мотивация, как это ни глупо.

Что за статья?