heart
July 31, 2022

Правила сбора средств

На операцию на сердце у меня не было денег и я объявил сбор. Я для себя определил правила, как нужно проводить сбор, чтобы это была не милостыня, а краудсорсинг. Я не претендую на авторство правил (большинство из них — это правила работы благотворителей) или на их единственновозможность или стопроцентноправильность, но это точно лучше, чем 90 % всех самостоятельных сборов. Вот они.

1. Конкретная доказаная цель

Я сразу обозначил на что я собираю деньги и выставил документы, доказывающие, что это необходимо. Эта цель должна была быть максимально конкретная. Я, скажем, никогда не сброшу на «помощь беженцам», если вы не фонд, подробно отчитывающийся ежемесячно. Сброшу на 10 матрацев фирмы «Матрацолюкс» для передачи в Пупкинский лицей, где живут беженцы.

2. Конкретная сумма

В моем случае суммы добиться было непросто: операция стоит по-разному в зависимости от того, как она пойдет. Я решил собирать «по минимуму» на пессимистичный вариант. Сумма могла оказаться больше, если все пойдет совсем плохо, но в большинстве случаев ее должно было хватить. Важно, чтобы люди понимали, о какой сумме идет речь, тогда каждый может оценить, насколько ему важно поучаствовать. Чаще же всего, цена заявленной цели известна, но люди ее почему-то не хотят называть. На такое я тоже не сбрасываю.

3. Информация о ходе сбора и закрытие сбора при накоплении нужной суммы

Изначально я не верил, что смогу собрать всю сумму, но на всякий случай написал, что если соберем, то сбор закроется. И закрыл его через 7 часов.

И это настолько принципиальный момент, что выведу его в отдельный пункт. Даже многие мои друзья говорили (особенно когда было подозрение, что операция, возможно, окажется дороже, чем планировалось): «Да зачем закрывать? Ну будет на реабилитацию... Не хочешь себе брать, сбросишь на ЗСУ, многие даже не успели помочь!» А я не понимаю, как можно не закрыть! Я просил на операцию. Мне люди сбрасывают на операцию. Как я могу взять, и потом лишнее бросить на ЗСУ? У всех людей есть возможность сбросить на ЗСУ, если они захотят сбросить, сбросят. Но мне они кидали на операцию. Если на операцию мне больше не нужно, то как я могу за счет человечности своих друзей поправлять свое финансовое положение! Сборы обязательно нужно закрывать. Если бы мне не хватило собранных денег, то я бы открыл досбор еще раз. Это в сто раз лучше, чем собрать больше, а потом мучиться, что делать с остатком.

Еще важно сообщать, какая сумма уже собрана и за какое время. Так человек может сориентироваться, насколько важна именно его помощь и в каком размере.

4. Отдельный счет (карта)

Идеально счет должен быть не ваш, а специальный, скажем, в БФ, или какого-нибудь авторитетного гаранта. Но на собственном опыте понял, что это большой дополнительный геморрой, поэтому решил просто открыть отдельную карту. Принимал платежи только на нее. С нее тратил исключительно на цель сбора. Только так. Никакого смешивания с собственными деньгами. Собранные деньги — не ваши деньги.

5. Официальность и прозрачность всех трат

Мне повезло: моя клиника принимает оплату операции на счет, поэтому с основной суммой проблем не возникло. Но даже в моем случае выполнить идеально этот пункт не вышло. Дело в том, что, например, врачам с моей платной операции вознаграждение не положено (можете проверить в смете), а это (я так рассудил) — не по-человечески. Поэтому благодарность ведущим врачам, которую с меня никто не требовал (боже упаси, даже наоборот: один из врачей долго отказывался, а потом сказал, что если я прямо хочу, то могу сбросить в фонд «Вернись живым»), я переводил просто на карту и это — «черное пятно» в моем отчете. Я пошел на это только по двум причинам: во-первых, неофициальная сумма незначительная, во-вторых, кажется, моей репутации хватит, чтобы люди мне поверили, что это правильная трата, и что она была отправлена в заявленное мной место.

В целом, я отдаю себе отчет в том, что не всегда за все можно рассчитаться официально, но точно к этому нужно стремиться.

6. Отчет

Некоторые мои родные и друзья были удивлены, как это я так откровенно пишу про ход моей операции: на меня это совсем не похоже. Неужто я заделался в блоггеры? На самом деле, все проще. Если на эту операцию сбрасывались всем миром, то этот самый весь мир имеет право знать, как и что. Зуськи бы я вам что писал, если бы я финансировал эту операцию сам.

Но главное, конечно, это финансовый отчет. Понятно, что его откроет всего пара человек, а проверит, думаю, ноль. Но возможность такая есть у каждого, и это принципиальнейший момент.

Эти правила — то, как я понимаю честный сбор на хорошее дело. По-крайней мере, я сбрасываю деньги только тогда, когда сбор организован хотя бы примерно так.