April 11, 2023

Атлет недели: Михаил Гусляков

Персональные тренировки у Марины Жалыбиной


Кто ты в обычной жизни?
Руковожу запуском digital-инструментов внутри экосистемы Сбера.

Почему выбрал именно бег? Как понял, что это “твое”?
В 2013 году я переехал учиться в Австрию, в небольшой город Штайр. Там была отлично развита культура бега. У многих друзей с разных уголков планеты я увидел приложение Runtastic (сейчас Adidas Running), в котором ребята делились своими пробежками.
И вот тогда и я пристрастился к бегу, постоянно совершая пробежки вдоль живописной реки. Это мое первое серьезное начало. Во время бега я начал ощущать, как ловлю дзен, мысли очищаются, а чем дольше пробежка, тем больше новых интересных идей приходит в голову. И я решил продолжать.

Сколько у тебя тренировок в неделю? Как обычно проходят персональные занятия? Сейчас у меня 6 тренировок в неделю: 3 беговые индивидуальные с Мариной Жалыбиной, 1 беговая без тренера, 1 ОФП в домашних условиях или на турниках и 1 раз активный футбольный матч (2 тайма по 45 минут). Персональные занятия проходят великолепно. Вместе с Мариной мы обсуждаем бесчисленное количество беговых нюансов, делимся друг с другом лайфхаками в области медицины, различных беговых товаров, международных марафонов и прочее и прочее.

Чем запомнится марафон в Токио? Все ли было по плану или пришлось импровизировать на ходу? В Токио всё было идеально и по плану. Я четко знал, на каком километре какой гель я употребляю, на каких километрах пью изотоник. Питание было спланировано исходя из моих контрольных темповых пробежек на 25 и 30 км, где мы проверяли, как у меня распределяются силы.
Марафон в Токио был моим десятым марафоном, и, наверное, это первый раз, когда я не устал и ни разу не почувствовал ничего вроде марафонской стены, более того, достаточно профессионально разложил темп на дистанции и вторую половинку пробежал быстрее, чем первую.

Как отметил личник?
Новый личник (3:08:58) я никак не отмечал, ибо каждый новый марафон у меня сейчас – это новый личник, тем более с той подготовкой и с теми целями, что я перед собой ставлю. Как говорит Марина, «прогресс неизбежен». Поэтому вторую половину дня мы с друзьями просто гуляли по Токио и зашли в ресторанчик как следует отъесться.

Какие еще спортивные цели поставил на этот год? На этот год я зарегистрировался на марафон в немецком Мюнстере 3 сентября и впервые планирую выбежать из трех часов. Почему не Московский марафон 17 сентября? Во-первых, московский марафон я бегал 5 раз, а во-вторых, он не попадает в квалификационное окно для апрельского Бостона 2024. Пробежав же 3 сентября на трассе Мюнстера, сертифицированной AIMS, я успеваю в середине сентября подать заявку и быть принятым на самый главный старейший марафон в мире.
Уже сейчас я пробежал 3 мэйджора (Чикаго, Берлин, Токио), остались Нью-Йорк, Лондон и Бостон. На Нью-Йорк и Лондон я уже 5 лет подряд проигрываю лотерею. Но благо, организация ABBOTT, являющаяся генеральным спонсором шестерки мэйджоров, ввела новый интересный челлендж, благодаря которому можно заполучить заветные слоты на недостающие марафоны. Но это правило касается только тех, кто уже имеет 3 или 4 звезды.
Как раз после Токио я получил третью звезду и уже пробежал первый виртульный полумарафон за 45 долларов, что дает мне возможность вбросить свое имя в жеребьевку для марафона NY, которая пройдет 21 июня этого года. Впереди еще 2 полумарафона – пробежав их, я еще дважды вкину свое имя в колесо фортуны. Поэтому вплоть до июня я трижды вброшу свою заявку под ноябрьский Нью-Йорк, а во второй половине года пробегу еще три виртуальных полумарафона и трижды вброшу свое имя в декабрьскую жеребьевку на апрельский Лондон-2024.
При самом удачном сценарии шестерку мэйджров я смогу завершить уже в следующем апреле, если, конечно, пробегу два марафона за один месяц: и Лондон, и Бостон. Такого я еще никогда не делал, но шестерка того стоит. Уже не терпится войти в список 50 россиян за историю бега, кто получил медаль-шестеренку, навсегда вписав свое имя на биллборды марафонов-мэйджоров.

За что ты можешь сказать спасибо школе и тренеру? I Love Running - это один из самых известных брендов, а Марина – один из наиболее заслуженных тренеров, которая помимо всего прочего, большинство тренировок бегает вместе с тобой. Вместе мы составляем еженедельный план, а также план в рамках каждого 4-недельного мезоцикла. С ней мы делаем очень много ОФП, СБУ, бегаем в горы, на что в одиночку зачастую может не найтись сил или желания.

Какой совет ты бы дал новичку, который хочет попробовать бег?
Могу дать множество советов.
1) Я бы посоветовал обязательно обратить внимание на технику бега и хотя бы несколько раз позаниматься с тренером. Это поможет сделать бег экономичным и безопасным от травм.
2) Нужно заботиться о своем здоровье, пить хондротитин и глюкозамин для суставов. Для поддержания суставов также носить индивидуальные каркасные стельки для ходьбы и индивидуальные спортивные стельки для бега и корректировать их у специалиста раз в полгода. Это облегчит нагрузку на колени и сделает её максимально безопасной, так как у большинства людей в той или иной степени выражено плоскостопие.
Делать чек-апы здоровья каждые полгода (хотя бы раз в год). В себя и свое здоровье я инвестирую немало денег, знаю все свои биомаркеры и произвожу в лаборатории индивидуальные компоненты, которых мне не хватает в организме на каждый конкретный период времени.
3) Имеет смысл взять спортивные часы, по которым можно отслеживать свой ежесекундный темп в моменте, что дает огромное знание о твоей тренировке. Кстати, большинство часов, даже самых дорогих моделей, имеет весьма посредственный и сбивчивый в холодную погоду и в интервальную тренировку пульсометр, поэтому обязательно нужно взять нагрудный пульсометр – по сути, это самые точные показания благодаря технологии ЭКГ, которые она производит во время бега, как кардиохолтер.
4) Пройти тред-милл тест в спортивной клинике и знать свои 5 пульсовых зон и пульс, при которым организм достигает ПАНО, а также свой уровень максимального потребления кислорода. Кстати, эти показатели имеют свойство меняться в зависимости от текущей физической формы, поэтому я, например, пересдаю его раз в полгода.
5) Вести здоровый образ жизни и придерживаться его во всем. Например, за последние 12 лет я болел чем-либо всего лишь трижды (каждый год начиная с 2011 года я закаляюсь в проруби), по возможности, не употреблять алкоголь (я не выпил ни грамма с ноября 2018 года и живу невероятно счастливо и движово), отказаться от фастфуда, газировки, мучного и шоколада в любом их проявлении (об этом всем я также забыл лет 5 назад). Посмотрите документальный фильм "Сахар" 2014 года, и вам тоже захочется поскорее бросить.
6) Много внимания уделять восстановлению- нормально спать, часов по 8-9 минимум и, по возможности, полчасика днем, делать массаж всего тела хотя бы раз в две недели, принимать магниевые ванные несколько раз в неделю, ставить восстановительные капельницы после длительных тренировок – всё это просто необходимо спортсмену для полного восстановления и последующей боевой готовности.

7) Послушать один из лучших беговых подкастов "Марафонец" , в рамках которого множество тематических выпусков и интервью со спортсменами с ответами на все главные вопросы начинающих бегунов, бегунов-любителей и профессионалов.
8) Очень важны кроссовки. Каждая модель соответствует определенной технике бега и определенному темпу. Также каждые кроссовки годятся на определенный беговой километраж, после чего теряют свои беговые свойства и становятся одним из факторов повышенной травмопасности. Всё это нужно отслеживать в приложении. Например, сейчас у меня в шкафу стоят еще неношенные кроссовки, в которых Кипчоге выиграл Берлин 2018 и модель которых я приобрел на берлинском экспо в прошлом сентябре. Пока мне их рано надевать, потому что их полные свойства на марафоне можно раскрыть лишь начиная с темпа где-то 4:10 на километр.

Наверное, мой подход ультимативен, и, как говорит Марина, я наибольший профессионал среди её учеников-любителей. Я отслеживаю каждый беговой нюанс, каждый компонент своей физической формы, благодаря чему развиваюсь и иду на новые и новые рекорды. Меньше чем за год подготовки с Мариной я сначала улучшил свой результат марафонского бега с 3:43 до 3:28, а затем до 3:08. Впереди – трехчасовой рубеж и завершение шестерки мэйджоров, но и это не остановит меня. Далее хочется получить второй спортивный разряд за время 2:50 и затем первый разряд за время 2:38.

Комментарии тренера Марины Жалыбиной

Миша обратился ко мне летом 2022 г. У него за плечами уже был один марафон-мэйджор. На тот момент он был не в лучшей форме, но быстро стал прогрессировать.
У Миши хороший потенциал и работоспособность. Мне нравится то, как он ответственно и скрупулезно относится ко всем деталям бега: восстановление, чек-ап организма, питание на трассе и многое другое; и тщательно выполняет задания.
Ещё большой плюс, что у него большое желание и стремление. Он поставил себе цель, и я не сомневаюсь, что он пробежит все шесть мэйджоров и добьётся своего.