July 20, 2022

Интервью с тренером I Love Swimming: Мария Курченко

Маша, расскажи немного о себе. Откуда ты родом, когда начала заниматься спортом?

Я родилась в Москве. В детском саду родители отдали меня в бассейн, потому что у меня были проблемы со спиной, то есть я начала плавать в 5 лет. Мне очень нравилось плавать, у нас был небольшой круглый бассейн совсем для детишек, и я там плавала по кругу, как сом 😁 В 6 лет я уже перешла в спортивную школу.

До 16 лет я занималась плаванием профессионально, состояла в сборной России, выполнила результат мастера спорта и стала Чемпионкой России по юниорам. Но потом, к сожалению, мне пришлось бросить профессиональный спорт.

Почему ты решила сделать спорт своей профессией?

Родители отдали в спорт — я и пошла 😄 С 6 лет ходила на тренировки, как на работу. Меня никто не заставлял и не водил в бассейн, на протяжении 10 лет моей профессиональной спортивной карьеры сама целенаправленно этим занималась. Но, конечно, изначально меня отдали родители, за это я им очень благодарна.

Можешь как-то охарактеризовать свой тренерский стиль? Строгий или мягкий? Кому лучше к тебе идти заниматься?

Могу сказать, что я со всеми разная, подстраиваюсь под учеников. Цели у всех разные, к каждому нужен свой подход. С кем-то надо быть построже, не давать расслабляться на тренировках — только тогда получится улучшить свой результат. А с кем-то такой подход не работает. Тогда я превращаюсь в доброго, подбадривающего тренера, придаю уверенности и веры в себя.

Я тренирую и новичков (совсем с нуля), и продолжающих пловцов. Кстати, к новичкам чаще применяю второй подход, потому что в самом начале пути особенно сложно поверить в себя.

Расскажи про свой распорядок дня. Как выглядит обычный день тренера?

Наверное, у всех тренеров похожие рабочие будни. У меня выходных на неделе не бывает. Я работаю всегда, а если у меня выходной — значит либо я заболела, либо так получилось, что тренировок нет (знак, что надо отдохнуть:)

Обычно я встаю очень рано 5:30-6:00, еду в бассейн проводить групповые тренировки, потом тренируюсь сама, ем, немного отдыхаю, а потом снова вечерние тренировки. У меня насыщенный график — весь день на ногах, перемещаюсь по всей Москве.

Тебе нравится такой ритм жизни?

Да, я активный человек, по-другому свою жизнь не представляю.

Хочу еще добавить, что работать без выходных на постоянной основе тоже не правильно. Можно заболеть или вылететь из своего тренировочного процесса, поэтому сейчас я стараюсь балансировать отдых, работу и тренировки. Иногда, когда у меня не получается или я увлекаюсь, меня заставляют отдыхать близкие! Бывали случаи, когда я себя перегружала и приходилось выпадать из всех процессов, поэтому сейчас более ответственно подхожу к своему распорядку дня.

Чем ты сейчас занимаешься, помимо работы?

Я тренируюсь сама и готовлюсь к триатлону. У меня очень большие цели. В следующем году хочу попробовать выступить на Чемпионате России по триатлону на дистанции Olympic (1,5км. плавание, 40км. велосипед, 10км. бег) и 113 (1,93км. плавание, 90км. велосипед, 21,1км. бег).

Поэтому все мои будни однообразны: работа, тренировки, дом. Иногда бывают соревнования:) Еще я стараюсь всегда узнавать и учиться чему-то новому, чтобы моим ученикам не становилось скучно на тренировках, и они прогрессировали в плавании. Мне и самой интересно пробовать что-то новое. Сначала изучаю и пробую на себе, потом уже могу дать эти задания ученикам.

Маша, расскажи поподробнее про свой путь в триатлоне. Как давно ты начала им заниматься?

Я начала заниматься триатлоном в этом 2022 году. Мой первый старт был в апреле в Лужниках.

Поделись своими спортивными успехами.

На сегодняшний день я приняла участие в четырех стартах. И на всех занимала призовые места.

Первый старт Ironstar 1/8 в Лужниках — 3 место в абсолюте среди женщин.
Дальше была Казань дистанция Olympic — 1 место в абсолюте среди женщин.
В Завидово я решила попробовать дистанцию SuperMix (500 м плавание, 22 км велосипед, 5 км бег + 1 км плавание, 45 км велосипед, 10 км бег) — 2 место в абсолюте среди женщин.
Из последних стартов участвовала в эстафете (плавательный этап) в Санкт-Петербурге на Медном всаднике — первые среди женских команд.

Что тебя вдохновляет и мотивирует?

Смотря на что. Если говорить именно о тренировках, то там нет никакого вдохновения 😄 Это уже рутина, образ жизни. Как будто в тебе что-то сидит и говорит: «Иди, иди, надо потренироваться, надо что-то сделать».

А вот выступать в триатлоне меня смотивировала одна девочка, за которой я наблюдала в Instagram. Она работает в школе плавания, выступает и тренируется. Мне захотелось также попробовать, и у меня получилось, чему я очень рада!

Я нашла тренера, который в меня поверил, он наставляет и мотивирует меня. Если бы у меня не было тренера, то, скорее всего, я даже не попробовала бы себя в триатлоне.

Вечный вопрос. Что сложнее: научить человека плавать с нуля или переучивать того, кто уже умеет неправильно?

Достаточно интересный вопрос. Мне кажется, на него невозможно ответить. Это не сложно, научить или переучить — это вопрос времени. И для меня это задачка, которую просто надо решить, я работаю с разными людьми, для кого-то нужно побольше времени и это нормально. Надо найти подход к ученику. Вроде бы говоришь ему, что у тебя движение идет неправильно, а он все равно делает по-своему, потом заснимешь его на видео, он посмотрит на себя со стороны и понимает, о чем я говорила.

Это не сложно — это интересно.

Дашь пару полезных советов начинающим спортсменам?

Если начинающий спортсмен хочет заниматься профессионально, то главный совет — соблюдай режим. Режим сна, питания, тренировок. Есть очень много факторов, которые отражаются на результате. Если какая-то сфера проседает, то результата достичь будет гораздо сложнее.

А начинающим любителям хочу сказать, не забывать верить в свои силы и себя, доверять тренеру, у которого занимаетесь. Никогда не сдавайтесь и идите к намеченной цели!