Оригинальные материалы
September 26, 2019

Королевская болезнь

Очерк одного из читателей канала F00-F99 (direct link)

Шизофрения - распространенное заболевание; каждый сотый человек страдает этой болезнью. Всем знакомо ее название. Но лишь немногие имеют представление о характере этого психического заболевания, самого удивительного из всех психозов. Шизофрения - загадочное заболевание, называемое психиатрами "дельфийским оракулом" психиатрии, ибо в ней концентрируются важнейшие проблемы человеческой психики. Этот психоз - в связи с богатством переживаний больных - называют также королевской болезнью. Речь при этом идет не только о том, что она часто поражает умы выдающиеся и тонкие, но также и о ее невероятном богатстве симптомов, позволяющем увидеть в катастрофических масштабах все черты человеческой природы. Потому описание шизофренических симптомов оказывается неизмеримо трудным и всегда наивысшим и наиболее рискованным критерием психической проницательности.

Какие же симптомы шизофрении?

Официальные общие критерии параноидной, гебефренической, кататонической и недифференцированной шизофрении (F20.0—F20.3 в классификации МКБ-10), согласно которых для постановки диагноза должен наблюдаться хотя бы один из следующих признаков:

  • «Эхо» мыслей (звучание собственных мыслей), вкладывание или отнятие мыслей, открытость мыслей окружающим;
  • бред овладения, воздействия или пассивности, отчётливо относящийся к телу или конечностям, мыслям, действиям или ощущениям; бредовое восприятие;
  • галлюцинаторные «голоса», комментирующие или обсуждающие поведение больного; другие типы «голосов», идущих из различных частей тела;
  • устойчивые бредовые идеи, которые культурно неадекватны, нелепы, невозможны и/или грандиозны по содержанию.

Либо должны наблюдаться по крайней мере два из следующих «меньших» симптомов:

  • стойкие галлюцинации любого вида, если они имеют место ежедневно на протяжении минимум одного месяца и сопровождаются бредом (который может быть нестойким и полуоформленным) без отчетливого аффективного содержания;
  • неологизмы, шперрунги (перерывы в мышлении), приводящие к разорванности или несообразности в речи;
  • кататоническое поведение, например возбуждение, застывание или восковая гибкость, негативизм, мутизм и ступор;
  • «негативные симптомы» (но не обусловленные при этом депрессией или фармакотерапией), как правило, приводящие к социальному отчуждению и снижению социальных показателей; симптомы, которые могут быть выражены: апатией, речевым обеднением или сглаженностью, неадекватностью эмоциональных реакций;
  • достоверные и последовательные изменения общего качества поведения, проявляющиеся утратой интересов, бесцельностью, поглощенностью собственными переживаниями, социальным отчуждением.

Что же, такие определения нам даёт справочник МКБ, но давайте посмотрим на то, что происходит в реальной жизни.

Что же такое параноидная шизофрения? Сразу спешу вас огорчить, это не то, что вы видели в кино. Я не кричу, на людей не кидаюсь, да и меня не привязывают к кровати, когда я нахожусь в стационаре. Пока я не открываю рот, по мне и не скажешь, что я болен. Как мне как-то сказала моя подруга: «Молчанье тебе к лицу». И вы знаете, она права. Я всё время несу бред. По крайней мере, так говорят мои друзья и родственники. Не могу сказать, что они не правы, но и мне тяжело называть бредом ту правду, которую я хочу им донести.

С самого детства я начал замечать, что я не особо лажу с другими детьми, да и вообще, мне всегда больше нравилось проводить время в одиночестве. Я не особо люблю бессмысленные разговоры, не переношу вопрос: «Как дела?» и слова поддержки.

В 2017 году, я первый раз обратился к психиатру. Тогда мне не поставили диагноз, просто послушали мои слова и отпустили. А моя жизнь продолжала меняться. Я стал слышать голоса, по началу, я не особо их воспринимал, это было похоже на то, что мы называем: «Показалось».

Со временем, мне всё больше стало «казаться» и я испытывал страх. Семья не особо верила моим словами, я часто слышал фразы: «У всех так, все мы слышим голоса, это у тебя молодость играет». Я верил и думал, что так и должно быть. Однако, реальность начала уходить от меня, все мои воспоминания становились более туманными, я не отличал реальность от вымысла, сны смешались воедино с жизнью, я попал в какой-то странный и непонятный сон. Всё казалось таким нереальным и ненастоящим, что я не мог понять, что случилось с этим миром. Голоса усиливались и становились громче и отчётливее. Я стал пить, пить до полной потери мышления и ощущения. Я перестал ощущать простые эмоции, вроде радости, грусти, сострадания. Я ничего не чувствовал. И не понимал людей вокруг, которые смеялись или плакали. Мне всё это казалось каким-то нереальным. Симуляцией жизни. Будто я попал в какую-то убогую компьютерную игру и никак не могу найти кнопку «Escape».

Так продолжалось полтора года пока однажды, выйдя в магазин, я не впал в ступор; меня трясло от страха. Все люди смотрели на меня, осуждающие взгляды пронизывали меня насквозь, они знали всё обо мне, как я живу, что я делаю. Я и раньше замечал, что многие мои знакомые озвучивают мне то, о чём я думал в тот момент, но как обычно, я себя успокаивал. Просто «показалось». Но со временем, снова-таки, слишком часто мне стало «казаться». В последние дни я уже совсем чувствовал, что это какой-то убогий ремейк на «Шоу Трумана». Взгляды людей на улице меня не покидали, что заставило меня выходить на улицу только ночью, мне так было хоть немного спокойнее. В этот период, я снова попал в районный ПНД. Психиатр, выслушав меня, предложила лечь в больницу, поставила диагноз и направила в стационар.

Как я понял позже, в наших реалиях, с такими симптомами, всем ставят F20.0 и потом уже меняют диагноз на более подходящий. Мой же диагноз так и не изменился.

Как я прочитал потом в одной статье: «Характерной особенностью больного шизофренией является эмоциональный дефект в структуре "я", проявляющийся большим количеством разнообразных симптомов. Шизофрению называют королевской болезнью, потому что эмоциональную пустоту скрывает богатство проявлений заболевания. Почему возникает пустота, которую больной заполняет шизофреническими переживаниями, от кого и от чего он защищается, уходя от реальности? Несмотря на то, что больные шизофренией – аутисты, для них очень важно понимание, проявляемое со стороны окружающих. Природа их аутизма проистекает от того, что они не получают от внешнего мира эмоциональных контактов, которые им нужны. Они уходят в свой внутренний мир, потому что считают, что никто не способен их понять, так же, как и здоровый человек испытывает при обиде необходимость побыть одному. Больной шизофренией избегает контакта с окружением, когда не находит человеческого сочувствия. С этой точки зрения, для того чтобы помочь больному, врач должен пытаться проникнуть в мир его переживаний, создать терапевтический контакт с больным».

Меня очень зацепила эта мысль. Пустота внутри, да, именно так я бы и описал это состояние. Абсолютно ничего нет, помимо радио в голове и вечного темного силуэта, который смотрит на меня каждую ночь. Врачи часто мне говорят, что все эти голоса, взгляды, все эти силуэты за окном – галлюцинации. В каком-то смысле, я это понимаю. Но тяжело не верить тому, что ты слышишь и видишь сам. Да и сколько я уже для себя нашел доказательств, что это не просто мой бред.

Поэтому, у меня всегда возникает вопрос: если все мои голоса, все мои видения, все эти взгляды - просто галлюцинации, может, и весь мир вокруг меня тоже галлюцинация?