February 28, 2014

Иллюстрация к разнице менталитетов

Оригинал взят у

rebelling_sun в Иллюстрация к разнице менталитетовОригинал взят у

morreth в Иллюстрация к разнице менталитетовОтписался дайри-френд, россиянин, живущий в Киеве. Сочла нужным зарепостить - по-моему, это как раз тот случай, когда при схожем "человеческом" векторе разница ментальностей бросается в глаза. Нота бене: человек совсем молодой и сравнительно мало отравленный ымперством. И еще одна: схожим образом рассужлают довольно многие на Восточной Украине, так что анализ может помочь налаживанию диалога.

До недавнего времени меня мало интересовал Евромайдан. Я понимаю, что многим людям не нравится президент Янукович - это вполне понятно и естественно, он мне тоже не очень нравится, да и покажите президента, который нравится всем (даже Кеннеди кто-то захотел убить, а уж на что достойный был человек). Я понимаю, что людям хочется выразить свой протест к президенту, которым им неприятен. И, конечно, почему бы и нет, это нормально. Пока Майдан был занят тем, что стоял на единственной улице города и митинговал, это было несколько неудобно (мне, может, хочется погулять по Крещатику, не напарываясь на баррикады), но в целом понятно. Конечно, были тут и не очень приятные моменты. Например, что воняло на Майдане как в сортире. Политика политикой, но зачем же ссать себе под ноги? Не очень приятно было, что ради нужд правого дела с улицы посрывали скамейки. Людей, которые срывают скамейки, обычно называют скорее гопниками, чем революционерами. Но совсем неприятно стало, когда эти господа стали жечь покрышки. Представляете, какое дело, мы тогда с Францем как раз оказались в центре - шли заказывать свадебное платье в салоне на Льва Толстого. И тут что-то нам заплохело - от того амбре, что доносилось с Крещатика. Франц едва не вырубился, в метро мне пришлось его поддерживать за руки, и ругать себя за то, что потащил его садиться в метро на Театральной (хотел воздухом подышать, называется). Что это за правое дело, от которого моего любимому человеку должно становиться плохо? А люди, которые живут в центре? Всевозможные аллергики и астматики среди них? Каково им выходить на улицу и дышать этим? Пусть потерпят ради борьбы за свободу? Кому нужна такая свобода?Все это было неприятно, но терпимо. Последний раз я был на Майдане в воскресенье, хотел посмотреть, что там да как. Выглядело все не очень, такого срача и вони я не во всяких трущобах прежде встречал, но людям, кажется, все нравилось. Что ж, их дело.Вот только во вторник это стало нашим общим делом - общим для всех, кто живет в Киеве. Я не знаю, кто первым начал столкновения, кто бросал первые гранаты и первым стрелял из оружия. Вряд ли сейчас это возможно установить. Но я точно знаю, что та сторона, которая вышла на Майдан под знаменами мира и демократии, хочет, чтобы все это продолжалась. Знаю, что в городе два дня не работало метро и закрыты въезды, знаю, что люди в панике. В центре горят дома и идет стрельба, и новости сообщают о десятках трупов и сотнях раненых. Идет настоящая гражданская война, всего в двадцати минутах езды от места, где я живу. И мне абсолютно не нравится это. Мне не нравятся смерти, стрельба и кровь, мне не нравится, что город, в котором я хочу жить, пытаются порвать на части. А вот этим господам на Майдане происходящее, похоже, нравится - иначе бы они не продолжали. Иначе они могли бы остановиться. О, они делают это, чтобы свергнуть президента, который им ненавистен, верят, что этот президент уничтожит их страну. Ведь с Януковичем у власти Украину неизбежно сожрет злой и страшный Путин... а может, Украину сожрут, если на ней начнется война? Обычно страны жрут именно в таких случаях, спросите у ливийцев и сербов. Но нет, надо же сражаться за свободу, за революцию, за родину... куча красивых слов. Это как такая прекрасная ролевая игра, отличная РПГ в полном 3D. Вот только я хожу по спальным районам, и слышу от простых обычных людей, населяющих Киев, совсем другие слова. "Как же заебала эта сраная революция". О да, меня она тоже заебала. Меня заебало, что нашим друзьям сложно перемещаться по городу из-за вечных пробок. Меня заебало, что невозможно выбраться в центр, не рискуя попасть в Сомали. Меня заебало, что родителям Франциска и моим родителям страшно за нас - какого черта эти недорезанные Чапаевы заставляют наших родителей бояться тогда, когда им бы радоваться нашему скорому бракосочетанию? Меня заебало, что любой из наших здешних друзей может погибнуть, просто оказавшись не в том месте не в то время. Господ с Майдана заебал Янукович? А меня заебала развязанная ими война.У моего Франциска в среду был день рождения. И мы даже не понимали, как его отмечать, когда вокруг происходит такое. Тем не менее, мы собрались и отметили, и нас было девять человек. И мы сделали это потому, что в даже самые распроклятые времена следует жить назло этим временам.Вы скажете, какое я имею право рассуждать о житейских неудобствах, когда решается судьба страны? А что, судьба страны должна быть выше наших жизней? Чего стоит любая страна, если ради ее нужд, ради чьих-то представлений о ее нуждах, должны умирать люди? Господа с Майдана обожают обличать Россию, в которой якобы человеческая жизнь ничего не стоит перед интересами государства - а чем они сами отличаются от тех же российских властей, начиная гражданскую войну ради своего представления о хорошем завтра для Украины? Я не вижу тут никакого хорошего завтра, я вижу плохое сегодня. И я не верю, что оно того стоит.Постоянно нам с Франциском говорят, что лучше бы нам уехать. И мы можем уехать. Мы можем улететь в Москву, в Ростов, на край света, нам найдется где жить за пределами этого города. Но мы не хотим бежать потому, что кучка ублюдков и дегенератов захотела поиграться в политику. Оппозиция ли, правительство ли - для меня ублюдком и дегенератом будет любой, кто разжигает войну, а не пытается сохранить мир. Пусть все убираются из Киева, и восставшие, и сражающиеся за правительство, и решают свои проблемы стенка на стенку в чистом поле. Но не там, где живут люди.И поэтому я скажу такое. Возможно, Янукович подлец. Вор и мошенник - безусловно. Человек, переписывающий законы, и еще куча неприятных слов. Но этот человек предложил главам оппозиционных партий занять места в правительстве. Этот человек готов на переговоры. Этот человек три месяца терпел оппозицию, выступающую за его свержение, на главной площади страны - вы представляете, чтоб Путин терпел такое на Красной площади?О, несомненно, Янукович плохой президент, хороших тут и не было, разве что Кучма, говорят, меньше прочих мешал людям жить. Но люди, которые кричат, что умрут за демократию и ради этого продолжают бойню, захватывают здания и жгут кварталы - в моем представлении куда хуже.Я люблю Киев, и я намерен тут жить. Может быть, со временем, мы с Франциском захотим перебраться куда-то еще. Но это будет потом, а сейчас я намерен оставаться здесь. Да, я понимаю, что выгляжу чужаком, решившим рассуждать о чужих проблемах - но сейчас это и мои проблемы тоже, я хочу и буду о них рассуждать, чтобы мне на это ни сказали. Я не желаю, чтоб в моем городе творилось такое, и я никогда не одобрю людей, которые такое творят.

Какие ключевые моменты хотелось бы отметить.

1. Убежденность в том, что граждане имеют право только на "комфортный" протест, доставляющий властям лишь умеренные неудобства. Как там у Пратчетта - "Да постигнут, пожалуйста, наших врагов легкие и незначительные бедствия!"
2. Нежелание вникать в вопрос "кто первый начал", которое выдается за принципиальную позицию. Вытеснение из сознания неприятных событий, начиная от избиения 30-го числа и заканчивая снайперской стрельбой по медикам и журналистам.
3. Уверенность в том, что гражданский протест - это не более чем способ сбросить пар и доставить себе эмоциональный комфорт, а не борьба за некие реальные политические требования.
4. Остановиться первыми должны протестующие. Это напрямую вытекает из пункта 3 - поскольку речь идет не более чем об эмоциональном комфорте, то преступно стоять против власти, если уже полилась кровь.
5. Если протестующие не остановились после первой крови - то "они развязали войну". Неважно, что кого-то уже похитили, избили, искалечили власти - эти жертвы по умолчанию на совести протестантов, потому что остановиться должны были они. Ни в коем случае не власть.
6. Любое движение власти в сторону "мирного решения вопроса" - даже лживый маневр, даже чисто формальная уступка, даже когда власть под нажимом и после многия крови делает то, что ОБЯЗАНА БЫЛА СДЕЛАТЬ С САМОГО НАЧАЛА - рассматривается априори как офигенное благодеяние, не оценить которое - черная неблагодарность.
7. Смещенное понятие о законности. Т. е. отождествление законности с фуражкой: тот, кто носит фуражку, тот и осуществляет закон, неважно, что он делает на самом деле. Истязать людей - не преступление, нанимать бандитов - не преступление, вот шины жечь - это кошмар. Потому что на том, кто истязает - фуражка, на том, кто нанимает гопников - погоны, а что шины жгутся ради предотвращения дальнейших истязаний, так "самим надо было разойтись". Тот факт, что протестующие отстаивают конституционность, просто не попадает в картину мира. Так не бывает, чтобы ЗА законность ПРОТИВ власти.
8. Смещенное понятие о политических лагерях. Ну, например, радикализм Тягныбока принимается за чистую монету, роль "горыныча" в организации Майдана неадекватно переоценивается, равно как и роль Правого сектора. Мифологические представления о власти и оппозиции.

Я не стала вступать в дискуссию, потому что до этого вступала в десяток других и кончилось это все ссорой. Я просто фиксирую эти установки, чтобы те, кто хочет вступить в диалог, знали, что вот тут бетон психзащит и через него не пробиться.