May 21, 2012

Осторожно, родители: дайджест. Сказка о родительском "превосходстве".*

*Весь текст полностью принадлежит автору.
Родители никогда не считают и не собираются считать детей равными себе, даже если эти дети сами взрослые. Более того, родители довольно часто воспринимают детей не как людей, а как свою собственность.
Например, разговоры о том, что детей надо «вывезти». Вывозят и ввозят товар, а не людей. Так что если слышите произнесённую родителями эту формулировку, задумайтесь. И без всякой проблемы торговли людьми вы можете оказаться на положении товара.
Когда мне было двенадцать лет, мать принудила меня прочитать статью, общая мораль которой была в том, что дети изначально и пожизненно обязаны перед родителями. Частный пример в этой статье был следующий: отец ударил взрослого сына, попытавшегося курить в его присутствии. Я был потрясён, но не мог открыто (читай: безнаказанно) высказать свои истинные впечатления по поводу прочитанного.
Потому что я понимаю, что лучше бы та статья и многие другие, прочитанные мной также по принуждению, были бы вовсе не написаны. В данном случае мать открыто поддержала родителей, а я тайно подумал о то, что окажись я рядом, обязательно возьму сторону детей.
В то же время родители, давая читать детям подобные статьи и принуждая их читать разными способами (например, при попытке отказа резко меняя тон разговора), требуют того, что сами не собираются делать.
Собственно, обычный приём родительской демагогии – это «счёт в одни ворота». Не игра, а именно счёт, когда одна из сторон присвоила себе право судейства. Родители считают любой незначительный факт в свою пользу (хотя бы он был ложным фактом, как показывает проверка). Тогда как игнорируется всё значительное, противоречащее официальной политике. Вообще, родители умеют притворно игнорировать то, что противоречит проводимой ими политике превосходства. Впрочем, что им остаётся, если они пересматривать свою политику не собираются, но внутри себя они понимают, что всё противоречащее им объявить непониманием или даже проявлением ненормальности они не смогут. А признать в присутствии детей вслух свою несостоятельность в чём-то – значит, серьёзно расшатать поддерживаемую выдуманную историю о родительском превосходстве.
Миф о родительском превосходстве сопровождается любыми дополнительными эффектами. Как сейчас помню отработанную фразу матери: «Попомнишь ты моё слово!». Это – когда я не хотел соглашаться с ней в чём-то. И сейчас, когда я пишу эти строки, я рассчитываю на одно: чтобы я был последним, в присутствии кого и в чей адрес эта фраза была произнесена безнаказанно. Чтобы любой, кто прочитает это, приобрёл в качестве ответной реакции на такую несправедливость родителей (потому что слово родителей – несправедливое слово) одно и только одно желание и намерение – это слово им кулаком в глотку вбить!
Но даже если родители не смогут удержать своё материальное превосходство, административную составляющую диктатуры они удержать попытаются любой ценой, даже ценой преступления или предательства, формально не наказуемого. Родители делают всё, что не наказуемо законом, и многое из того, что формально законом запрещено, но трудно поддаётся доказательству. Административная власть родителей – это диктатура худшего над лучшим.
Бывший диссидент А.Зиновьев отмечал, что в СССР к концу 60-х годов сложилось карикатурное несоответствие уровня развития верховной власти и уровня развития народа; «последний вырос колоссально, а первый остался на уровне» конца 40-х годов. В отношениях родителей и детей такое, если не большее, несоответствие встречается уже регулярно и воспринимается детьми намного острее. Особенно в тех случаях, когда родители навязывают детям достигнуть того, чего не смогли сами. Они тем самым признают свою некомпетентность.