Практики
February 16, 2020

Как провести исследование мысли? 5 простых шагов

Сделайте 5 простых шагов, чтобы исследовать мысли, которые вызывают стресс.

Шаг 1. Запишите убеждение.

Если вы встревожены, расстроены или же вас просто огорчает что-то в прошлом или настоящем, обратите внимание на проносящиеся в вашем мозгу мысли и запишите ту из них, которая в этот миг огорчает вас больше других.

Если вы уверены, что это не мысль, а чувство, наделите это чувство голосом. Напишите, что оно сказало бы, если бы умело говорить, — это должно быть простое короткое предложение.

Например: «Он взял и вышел из комнаты — значит, ему нет до меня никакого дела». Простая фиксация гложущей вас мысли — очень мощное действие. Теперь вы можете подвергнуть эту мысль сомнению.

Шаг 2. Спросите себя, правда ли это.

«Ему нет до меня никакого дела» — правда ли это?

  • Не спрашивайте, соответствует ли эта мысль тому, что вам говорили, или тому, чему вас учили.
  • Не думайте о том, какой должна быть жизнь. (Он не отложил газету, когда вы зашли в кухню; он не позвонил и не предупредил, что задерживается; он вышел, не попрощавшись, — но можете ли вы быть уверены в том, что какое-то из этих действий означает его равнодушие к вам?)
  • Не советуйтесь с той частью вашего «я», которая заранее знает, каким должен быть ответ.
  • Вопрос в том, соответствует ли эта мысль вашему внутреннему знанию?
  • Резонирует ли она с вашим глубинным ощущением реальности?

Можете ли вы абсолютно точно знать, что ему действительно нет до вас дела? (Ответ «Не знаю» здесь подходит так же, как «Да» и «Нет».)

Шаг 3. Исследуйте, как вы живете, когда верите этой мысли. Что в целом она привносит в вашу жизнь?

  • Умиротворение или напряжение?
  • Сближает вас с теми, кого вы любите, или отделяет от них?
  • Как вы реагируете на мысль «Ему нет до меня дела»? Каково это — верить такой мысли?
  • Как вы относитесь к себе и другим людям? Как относитесь к нему? Не торопитесь. Опишите себя, когда вы верите этой мысли.
  • Вызывает ли она у вас грусть? Депрессию? Гнев?
  • Отдаляетесь ли вы от него? Хотите завоевать его внимание?
  • Осуждаете и считаете себя неудачницей?
  • Закуриваете сигарету, направляетесь к холодильнику?

Будьте как можно более точны, обращайте внимание на все детали.

Шаг 4. Подумайте о том, какой была бы ваша жизнь без этой мысли.

Пусть ваше воображение подскажет вам, кем — или каким — вы были бы без этой мысли. Не ищите, чем заменить мучительную мысль. Просто побудьте какое-то время в пространстве, которое раскрывается, когда вы представляете свое положение без прежней мысли. Притворитесь, что вы не способны породить такую мысль. Каким бы было тогда все происходящее с вами?

Мысленно посмотрите на человека без мысли «Ему нет до меня никакого дела». Возможно, вы увидите мужчину, увлеченного газетной статьей, который любит свою жену, — но именно в эту секунду ему не хочется фокусировать свое внимание на ней.

Возможно, без мысли «Ему нет до меня никакого дела» вам будет легче в его удовольствии найти удовольствие для себя.

Шаг 5. Разверните эту мысль.

Рассмотрите другой, противоположный ее вариант. Если один из разворотов кажется вам бессмысленным, не мучайтесь с ним. Разворачивайте изначально утверждение как вам хочется, пока не найдутся такие развороты, которые достигают наибольшей глубины.

Разворот мысли

«Ему нет до меня никакого дела»:

  • Мне нет никакого дела до него. (Когда мне больно, я отстраняюсь или сержусь и меня не заботят его чувства.)
  • Мне нет никакого дела до себя. (Мне нет дела до себя, когда я иду войной против любимого человека. Я сама взрываю свой покой. Я окружаю себя враждебностью, сама создаю себе врага, затапливаю себя морем грусти и уныния. Тогда и наваливаются разные зависимости — курение, переедание, кутежи.)
  • Ему есть дело до меня. (Он может любить меня и в то же время быть со мной грубым. Может любить меня и хотеть расстаться со мной.)

Спросите себя, представляется ли какая-то из развернутых версий не менее — и даже более — правдивой, чем ваша первоначальная мысль, — и если ответ будет положительным, найдите три правдивых сценария, с учетом которых каждая из этих версий окажется истинной.

Развороты могут мгновенно освободить вас.